Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






исследования






Обобщение результатов исследования представляет собой литературное изложение результатов исследования в виде отчета о выполненной научно- исследовательской работе (НИР), диссертации, монографии, статьи, студенческой научно-исследовательской работы и т.п.

Основной и в большинстве случаев обязательной формой обобщения результатов научно-исследовательской работы является отчет. Отчет о НИР является основным документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о выполненной работе. Его составляют исполнители работы. Материалы, которые включаются в отчет, должны быть обработаны и систематизированы в соответствии с целью исследования. Не следует включать в него информацию, которая не имеет прямого отношения к теме и задачам исследования.

Общими требованиями к отчету являются:

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- убедительность обоснования;

- краткость и точность формулировок, которые исключают возможность субъективного и неоднозначного толкования;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

В соответствии с ГСТУ 3008-95 «Документация в сфере науки и техники. Структура и правила оформления» отчет о НИР должен содержать:

- титульный лист;

- список исполнителей;

- реферат;

- содержание;

- перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов;

- предисловие;

- основную часть;

- перечень ссылок;

- приложения.

Титульный лист является первой страницей отчетов и выступает полным источником библиографической информации, необходимой для обработки и поиска документа.

Список исполнителей помещают непосредственно за титульным листом.

В нем в общем случае приводятся имена или первые буквы имен и фамилии авторов, их должности, ученые степени, ученые звания с указанием части отчета, подготовленной конкретным автором.

Если отчет выполнен одним автором, сведения о нем помещают на титульном листе.

Реферат должный кротко отражать основное содержание НИР и давать читателю достаточное представление о целесообразности изучения всего отчете для получения информации, которая его интересует. В реферате приводят сведения об объеме отчета, количестве частей, иллюстраций, таблиц, приложений, источников и дают перечень ключевых слов. Текст реферата должен отражать представленную в отчете информацию и желательно в следующей последовательности:

- объект исследования или разработки;

- цель работы;

- исследовательские приемы и аппаратура;

- результаты и их новизна;

основные конструктивные, технологические и технико- эксплуатационные характеристики и показатели;

- степень внедрения;

- взаимосвязь с другими роботами;

- рекомендации относительно использования результатов работы;

- область применения;

- экономическая эффективность;

- значимость работы и выводы;

- прогнозные предположения о развитии объекта исследования или разработки.

Список ключевых слова, которые являются определяющими для раскрытия сути отчета, должен состоять из 5-15 слов (словосочетаний).

Перечень условных обозначений должен содержать все принятые в отчете малораспространенные условные обозначения, символы, единицы, сокращения и сроки. Независимо от этого при первом появлении этих элементов в тексте отчета, приводят их расшифровку.

Во вступлении кротко излагают:

- оценку современного состояния проблемы, отмечая практически разрешенные задачи, пробелы знаний, которые существуют в данной области, ведущие фирмы и ведущих ученых и специалистов данной области;

- мировые тенденции решения поставленных задач;

- актуальность данной работы и основания для ее выполнения;

- цель работы и область применения;

- взаимосвязь с другими работами.

В конце вступительной части размещают предисловие, если оно предусмотрено. В нем дают сопроводительные заметки, поясняющие определенные аспекты работы, прослеживают исторические условия для данной работы и т.п.

Далее переходят к изложению сути отчета - сведений о предмете (объекте) исследования или разработки, которые являются необходимыми и достаточными для раскрытия сути данной работы (описание теории, методов работы; характеристик и/или свойств данного объекта; принципов действия объекта; метрологического обеспечения и др.) и его результатов. Излагая суть отчета, особое внимание уделяют новизне в работе, а также вопросам совместимости, взаимозаменяемости, надежности, безопасности, экологии, ресурсосохранности. Если в отчете необходимо привести полные доказательства (например, математические - в отчетах, которые не имеют непосредственного отношения к предмету математики) или подробности исследования, их помещают в приложениях. Суть отчета излагают, разделяя материал на разделы. Разделы могут делиться на подразделы, пункты и подпункты. Каждый пункт и подпункт должен содержать законченную информацию.

Если в отчете необходимо привести информацию о новых аспектах работы, интерпретацию или комментарий к результатам и причинам, на основе которых строят заключения и рекомендации, в отчет вводят отдельный раздел или подразделы, которые могут иметь дискуссионный характер. Дискуссионные подразделы могут также вводиться в раздел, в котором описываются результаты работы.

Завершают основную часть выводы, в которых дают оценку полученных результатов работы или ее отдельных этапов (отрицательных также) с учетом мировых тенденций решения поставленной задачи; возможные области использования работы; народнохозяйственную, научную, социальную значимость работы.

На основе полученных выводов могут составляться рекомендации, в которых намечают дальнейшие работы, которые считают необходимыми, уделяя основное внимание предложениям относительно эффективного использования результатов исследования или разработки. Рекомендации должны иметь конкретный характер и быть полностью подтверждены отчетной работой.

Перечень ссылок содержит библиографические описания в порядке, в котором они впервые упоминаются в тексте. Порядковые номера описаний в перечне являются номерами ссылок в тексте. Библиографические описания в перечне должны отвечать действующим стандартам библиотечного и издательского дела.

В приложениях помещают материал, который:

- является необходимым для полноты отчета, но включение его в основную часть отчета может изменить упорядоченное и логическое представление о работе;

- не может быть последовательно размещен в основной части отчета из-за большого объема или способов воспроизведения;

- может быть изъят для широкого круга читателей, но является необходимым для специалистов данной области. В приложения могут быть включены:

- дополнительные иллюстрации или таблицы;

- материалы, которые из-за большого объема, специфики изложения или формы представления не могут быть внесенные в основную часть (оригиналы фотографий, микрофиши; промежуточные математические доказательства, формулы, расчеты; протоколы испытаний; вывод метрологической экспертизы; копия технического задания, программы работ, договора или другого документа, который заменяет техническое задание; инструкции, методики, описание компьютерных программ, разработанных в процессе выполнения работы и);

- дополнительный перечень источников, на которые не было ссылок в отчете, но которые могут вызвать определенный интерес;

- описание новой аппаратуры и приборов, которые использовались во время проведения эксперимента, измерений и испытаний.

Результаты выполненной научно-исследовательской работы могут быть использованы для составления рефератов, написания научных статей, монографий, диссертаций, подготовки докладов на научных конференциях, что позволяет сделать их достижением широкой научной общественности.

Рефераты бывают двух видов; научные и информативные.

Научный реферат - краткое устное или письменное изложения научной темы (вопроса), составленное на основании проведенного научного исследования, обзора одного или нескольких литературных и других источников. В нем, как правило, находят отражение научные исследования, проведенные автором реферата, с изложением поставленной гипотезы, системы доказательств, эксперимента и полученных результатов, указана научная новизна и практическое значение этих результатов. Заканчивается реферат резюме - коротеньким выводом из основных положений научной темы (вопроса).

Информативный реферат - краткое письменное изложение одной научной работы, который освещает сжато ее содержание. Назначение его состоит в оперативном информировании научных работников и специалистов о достижениях науки и технического прогресса. Текст информативного реферата излагается в такой последовательности: тема, предмет (объект), характер и цель работы. В нем следует показать те особенности темы, которые необходимы для раскрытия цели и содержания работы, метода ее проведения. Описание методов целесообразно в том случае, когда они новы, и представляют особый интерес для этой работы.

Тексты рефератов должны быть краткими и четкими. Употребляются лишь те синтаксические конструкции, которые присущи научному языку, применяется общеизвестная терминология. Формулы в реферате дают лишь в тех случаях, если без них невозможно построение реферата, если они освещают итоги работы, которая изложена в первоисточнике, или существенно облегчают понимание исследования.

Основным и наиболее массовым видом печатной информации о результатах исследования является журнальная научная статья. Композиция научной статьи основывается на логическом раскрытии научной мысли, мотивированном и дозированном раскрытии фактов, объединении их в определенную систему. Для того, чтобы композиция статьи действенным средством реализации творческого научного результата, автор должен продумать ее план в такой последовательности: заголовок, вступление, основная часть, вывод.

Заголовок - название статьи, которое отражает ее основную идею и является важным элементом ее структуры. Заголовок должен быть не только глубоко содержательным, выразительным, но и соответствовать содержанию статьи. Он должен включать динамическое освещение событий, как это было и при выборе темы исследования.

Вступление является своего рода вхожденьем в тему статьи, где обосновывается актуальность вопроса при помощи сравнения новой и релевантной информации, преподносятся кратко история вопроса и гипотеза исследования.

Основная часть статьи - кульминация произведения, где преподносится суть исследуемых явлений, приводится система доказательств научной гипотезы, не заимствованной из прежде опубликованных трудов, а выдвинутой самостоятельно и доказанной в процессе проведения исследования.

Вывод содержит краткий итог проведенного исследования, то есть является кратким резюме содержания научной статьи. Это обеспечивает четкую логичность и последовательность научного сообщения, которое должно завершаться резюме о возможности продолжения исследования этой темы, о том, что она исчерпала себя или о том, что необходимо широкое внедрение результатов проведенного исследования.

Разработать универсальный алгоритм работы над рукописью статьи довольно тяжело, что связано со спецификой и индивидуальностью труда писателя, которой, в сущности, и является работа научного работника при подготовке публикации. Однако приведенная общая схема журнальной статьи может быть использована начинающим автором как своеобразный шаблон. К тому можно прибавить некоторые наиболее общие советы, основанные на авторском опыте ряда известных ученых. В упорядоченном виде эти советы сводятся к следующему.

1. Составить рабочий план статьи, поделив основную часть схемы- шаблона на 3-5 подразделов и присвоив им краткие условные заголовки - рубрики.

2. Сгруппировать, обработать и вписать в соответствующие разделы- рубрики необходимые данные из материалов выполненной НИР (отчетов, лабораторных журналов, обзора литературы и т.п.).

3. Провести критический анализ и проверку собранного материала с целью устранения или обоснования обнаруженных разногласий или несогласованности собственных результатов и выводов с результатами и выводами других исследователей.

4. Написать первый, черновой, вариант статьи, логически и последовательно состыковав тексты отдельных подразделов и разделов. При этом следует исключить часть второстепенных материалов, если они чрезмерно увеличивают объем статьи, перегружают ее фактическим материалом или придают ей многоплановый характер. Эти материалы могут быть использованы как задел для другой статьи по этому вопросу.

5. Провести сугубо литературную обработку чернового варианта: достичь гармоничности изложения материала, соответствия определенному объему статьи, устранить недостатки стиля (исключить штампы, канцеляризмы, жаргонные технические термины и т.п.).

6. Если есть возможность, дать статье " вылежаться" некоторое время, после чего окончательно отшлифовать текст, распечатать его в 3-5 экземплярах.

7. Передать экземпляр статьи рецензенту. Ним может быть научный руководитель студента или аспиранта, или просто более опытный коллега, признанный специалист в этой области. Объективно оценить замечания рецензента, устранить выявленные ним недостатки как, по сути, так и по форме статьи.

8. Оформить окончательный вариант статьи. Доложить ее содержание на заседании кафедры, научном семинаре, научно-техническом совете и т.п. В выписке из протокола такого заслушивания должно быть указано, что статья не содержит материалов, которые могут составить предмет изобретения, и сведений, которые не подлежат опубликованию в открытой печати.

9. Представить статью и выписку из протокола экспертной комиссии организации и получить акт экспертизы по установленной форме.

10. Направить редакции журнала текст статьи и иллюстрации (по 2 экземпляра), акт экспертизы, авторские справки и сопроводительное письмо (по 1 экземпляру).

11. Получив из редакции сообщение о том, что статья одобрена редакционной коллегией и будет опубликована в к-ом номере журнала, доработать статью в соответствии с требованиями редакции (например, сократить объем, уменьшить количество рисунков, устранить неточности и т.п.) и возвратить редакции в установленный срок.

Это некоторые методические и технические приемы работы над рукописью на основных этапах подготовки научной статьи к публикации. При этом следует заметить, что поспешное опубликование " сырой" статьи может принести автору в дальнейшем неприятные минуты и чувство неловкости даже через много лет. Однако следует избегать как преждевременных статей, так и затягивания с публикациями, так как публикация дает приоритет в авторстве и создает практически неограниченную аудиторию для научного работника.

Монография - специальное научное исследование, посвященное литературному изложению одной проблемы. Монография отличается от статьи более широкой постановкой проблемы, аргументированностью размышлений, их доказательностью, ссылками на документальные подтверждения (литературные источники, показатели работы предприятий и прочее).

Монография, как правило, имеет справочный аппарат: список использованной литературы, хронологический справочник, тематический или именной указатель.

Архитектоника монографии выражена самостоятельными структурными подразделами, которые имеют заголовки, определенную систему кодирования таблиц, рисунков, схем и пр. Заголовки и подзаголовки разделов, параграфов должны иметь динамическое изложение материала исследования. Параграфы в случае необходимости разделяют на пункты.

Заголовки структурных частей монографии обязательно должны раскрывать смысл; их можно также дополнять подзаголовком.

Строить заключения после каждой части раздела, параграфа не обязательно, но следует приводить краткое резюме, которое усиливает восприятие изложенного материала.

Вывод является обязательной частью монографии. В нем излагаются результаты исследования, формулируются проблемы, которые требуют дальнейшей разработки. В конце монографии помещают список использованной литературы, приложения, условные обозначения и прочие атрибуты научного аппарата. Литература по теме исследования имеет познавательное значение, поэтому в список следует включать статьи, которые помещаются в сборниках научных трудов, отчеты о законченных научно- исследовательских темах, выполненных другими исследователями. Эти отчеты, как правило, сохраняются в библиотеке организации, где они были выполнены, и являются достоянием узкого круга специалистов.

Диссертация по избранной теме исследования не отличается архитектоникой от монографии. Она имеет лишь другое функциональное назначение.

Диссертация - квалификационная научная работа в определенной области знаний, которая содержит совокупность научных результатов и положений, выдвинутых автором для публичной защиты, и удостоверяет личный вклад автора в науку и его достижения как научного работника. Основой диссертации являются выполненные и опубликованные научные труды, открытия или крупные изобретения, внедренные в производство машины или технологические процессы. Для оперативного ознакомления с основным содержанием, результатами, выводами и рекомендациями автора диссертации составляется автореферат, где освещаются его вклад в разработку избранной проблемы, степень новизны и практическая значимость результатов исследования.

Рассмотренные разновидности научных работ, литературно обобщающие результаты выполненного исследования, имеют аннотацию - краткое»- изложение содержания статьи, реферата, монографии, диссертации. В аннотации дается характеристика произведения с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Сведения о содержании и значении работы, ее авторе в аннотации имеют рекомендательный характер.

Аннотация помещается в книгах, брошюрах, тематических планах и рекламных материалах, а также библиографических пособиях, печатных карточках. В начале аннотации приводится библиографическое описание произведения.

В аннотации указывают, что нового в этом произведении по сравнению с другими. При необходимости предоставляют также сведения об авторе.

Обязательно указывают, на каких специалистов рассчитано это произведение. Образец аннотации.

Рогоза В.С. Адаптивные методы исследования микроэлектронных устройств на основе модели с параметрами. – Рукопись.

Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности 05.13.02 - математическое моделирование в научных исследованиях. - Институт проблем моделирования в энергетике НАН Украины, Киев, 1996.

Диссертация посвящена вопросам проектирования сложных технических устройств (на примере интегральных микросхем (ИМС) на биполярных и МДН- транзисторах). В диссертации разработано новое направление в математическом моделировании, основанное на концепции объектной декомпозиции. Установлено, что инкапсуляция (объединение моделей и действий над ними в категорию " класс") на каждом этапе межуровневого проектирования ИМС предоставляет возможность осуществить гибкий процесс машинного исследования и проектирования сложных технических систем. Предложены конструктивные системные методы синтеза макромоделей, высокая эффективность которых обоснована теоретически и подтверждена практически. Основные результаты работы нашли промышленное внедрение при проектировании новых типов аналоговых интегральных цепей с улучшенными техническими характеристиками.

Ключевые слова: математическое моделирование, интегральная микросхема, инкапсуляция, анализ, синтез, числовые методы.

Несколько иная методика подготовки доклада на научно-практической конференции. План доклада практически аналогичен плану статьи. Но специфика устной речи приводит к существенным изменениям как формы, так и содержания. При подготовке доклада надо учесть, что значительная часть информации содержится в демонстрационном материале (плакать, слайды и т.п.). На демонстрационные материалы обычно выносят: математические выкладки, метод решения, алгоритмы, структуру системы, схему эксперимента, выявленные зависимости в форме таблиц или графиков и т.п.), поэтому доклад должен содержать комментарии (но не повторение) к иллюстрационному материалу. Это позволяет на 20-30 % сократить доклад.

При подготовке доклада надо учитывать, что за 10 минут человек может прочитать материал, который размещается на четырех страницах машинописного текста (через два интервала). Поэтому объем доклада обычно меньше объема статьи. Кроме того, докладчик должен реагировать на предыдущие выступления по теме его доклада. Полезным является полемический характер доклада: это повышает заинтересованность слушателей и их активность.

Неотъемлемым элементом любой научно-исследовательской работы, которая требует обязательного дополнительного оформления, является изобретательская деятельность, так как результаты НИР - новые технологические процессы и агрегаты, материалы и соединения, устройства и конструкции могут составить предмет изобретения или открытия. Законы Украины о промышленной собственности дают следующее определение понятия изобретения.

Изобретение (полезная модель, промышленный образец) - результат творческой деятельности в любой области в соответствии с технологией или художественным конструированием.

Законодательством Украины установлено, что объектом изобретения может быть продукт (устройство, вещество, штамм микроорганизмов, культура клеток растения или животного), способ, а объектом полезной модели может быть конструктивное выполнение устройства. Объектом промышленного образца могут быть форма, рисунок или цвет или их соединение, которые определяют внешний вид промышленного изделия и предназначены для удовлетворения эстетических и эргономических потребностей.

Заявка на получение патента (охранного документа) на изобретение (полезную модель) должна содержать:

- заявление о выдаче патента Украины на изобретение (полезную

модель);

- описание изобретения (полезной модели);

- формулу изобретения (полезной модели);

- чертежи (если на них есть ссылка в описании);

- реферат.

В заявлении о выдаче патента необходимо указать заявителя, его адрес и изобретателя.

Описание изобретения должно раскрывать суть изобретения настолько полно и ясно, чтобы его мог осуществить специалист в соответствующей области. Описание имеет строго обязательную структуру и должно содержать:

- описание изобретения и класс международной патентной классификации, к которому оно, по мнению заявителя, должно быть

отнесено;

- область техники, которой касается изобретение, и область его использования;

- характеристики аналогов и прототипа изобретения с указанием их недостатков;

- цель, суть и качественные признаки изобретения;

- перечень иллюстративного материала;

- примеры конкретного выполнения или реализации изобретения (экономическая или другая эффективность);

- формулу изобретения.

Формула изобретения представляет собой краткое, составленное в виде аннотации по установленным правилам и форме, изложение сути технического решения как единой совокупности признаков, необходимых для его осуществления. Формула должна характеризоваться лаконичностью, всеобщностью, полнотой, определенностью и отвечать условию единственности изобретения. Лаконичность формулы требует предельно краткого определения изобретения. Всеобщность предусматривает определение прав изобретателя в, по возможности, широких границах. Полнота формулы зависит от включения в нее всех важных признаков, которые составляют изобретение. Единственность требует, чтобы формула относилась к одному и только к одному изобретению.

Реферат составляется только с информационной целью и не может использоваться для толкования или уточнения формулы изобретения.

Процесс изобретательства сложный и многогранный, он требует глубокой специальной подготовки и опыта. Поэтому начинающий исследователь должен детально ознакомиться с основными правилами и методами изобретательской деятельности, составления заявок и формул, а также техническими, процедурными и правовыми вопросами оформления и защиты прав на изобретение. Это предусматривает изучение специальной литературы, законодательных и нормативных актов в этой области, консультации и помощь квалифицированных специалистов -патентоведов.

Аналогичные требования законодательство Украины выдвигает при оформлении заявки на промышленный образец, только пакет документов в этом случае должен содержать комплект фотоснимков с изображением изделия (его макета, рисунка), которые дают полное представление о его внешнем виде.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы ученый может сделать открытие - установить ранее неизвестные объективно существующие закономерности, свойства или явления материального мира, которые вносят коренные изменения в уровень познания. Открытие лежит в основе научно- технической революции, основывает принципиально новое направление в науке и технике, революционизирует общественное производство. Поэтому очень важно закрепить приоритет научного работника и государства законодательным путем.

Советское законодательство признавало открытие объектом социально- правовой охраны. В Украине сейчас также проводится работа по введению законодательных и нормативных актов по патентной охране открытия. Кроме того, в границах СНГ возможно обращение к Российским органам по регистрации открытия, в которых эта работа продолжается, сохраняя преемственность с бывшим СССР.

Заявка на выдачу диплома на открытие в таком случае подается во Всероссийский научно-исследовательский институт Государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) самим автором (соавторами), или его наследниками, или организацией, в которой работает автор (соавторы). Заявка должна относиться только к одному открытию и содержать следующие документы:

- заявление о выдаче диплома об открытии;

- описание открытия;

- материалы, которые иллюстрируют открытие (фотоснимки, графики, схемы, чертежи и т.п.), если они необходимы;

- документы, которые подтверждают приоритет открытия, если его суть была известна до подачи заявки;

- справку о творческом участии каждого из соавторов в открытии;

- аннотацию описания открытия;

- вывод ученого (научно-технического совета) организации-заявителя и, при необходимости, вывод других компетентных органов о достоверности и значимости открытия;

- вывод экспертной комиссии по вопросу публикации открытия.

Описание открытия классифицируется по УДК и содержит следующие разделы: доказательства достоверности открытия; область его научного и практического использования; сведения о приоритете и признании новизны и достоверности открытия; формулу открытия; список использованной литературы.

Название открытия должно быть кратким, точно отражать его суть и начинаться словами: «закономерность», «свойство», «явление».

Вступительная часть начинается с определения области науки и ее конкретного раздела, к которого относится открытие. Потом дается характеристика каждого научного положения, которое предшествовало открытию, с указанием источника информации, где это положение описано.

Завершается описание изложением сути открытия с объяснением того, в чем именно заключается коренное изменение уровня познания.

В разделе «Доказательства достоверности открытия» приводится теоретическое обоснование и/или экспериментальное подтверждение, доказательства, которые однозначно подтверждают достоверность открытия и его причинно-следственная связь с другими закономерностями, свойствами и явлениями. Доказательства достоверности открытия должны быть убедительными для специалистов в данной области знаний. Целесообразно представить не только данные, полученные автором открытия, но и сослаться, при возможности, на работы отечественных специалистов.

Раздел «Область научного и практического использования открытия» должен содержать характеристику научных и практических проблем, которые могут быть решены на основе данного открытия. Здесь представляются рекомендации о путях возможного использования открытия с оценкой ожидаемого эффекта или даются сведения о состоянии его использования. Завершается раздел ссылкой на то, какие новые технические решения разработаны на основе открытия (указываются авторские свидетельства и заявки на изобретения).

В разделе «Сведения о приоритете и признании новизны и достоверности открытия» приводятся документальные данные, которые удостоверяют приоритет (выводы компетентных организаций и прочие документы, которые содержат сведения о признании и достоверности открытия в стране и за ее пределами).

В заключительной части описания излагается формула открытия, которая выражает суть выявленных закономерностей, свойств или явлений материального мира, ее научную интерпретацию и характеристику причинно- следственных связей. Формула открытия должна состоять из одного грамматического предложения.

За обобщением результатов исследований наступает очередь небольшого, но довольно важного этапа обсуждения работы. Если работу выполнял коллектив (лаборатория, группа), то обсуждение проводится при полном его составе. Работа может быть поставлена на обсуждение и более крупного подраздела (отдела, сектора) в зависимости от численности и компетентности коллективного исполнителя и от темы исследования - ее новизны, сложности, комплексности.

Наряду с членами коллектива к обсуждению привлекаются работники смежных отделов, а при возможности - и работники смежных институтов, вузов и лабораторий, которые имели отношение к выполненной работе. Большую пользу приносит и приглашение к обсуждению специалистов-практиков.

Участников обсуждения необходимо заранее ознакомить с рабочим планом, выводами и предложениями, протоколами важнейших экспериментов, с таблицами, графиками, схемами и чертежами, а также с наиболее противоречивыми фрагментами работы. Еще лучше, если будущим участникам обсуждения предоставляется возможность ознакомиться с работой в целом. Как правило, устное сообщение без предварительного ознакомления с материалами даже при блестящем его изложении малоэффективно. Следует заранее раздать участникам тезисы или хотя бы перечень вопросов, по которым особенно необходимы их советы и помощь. В тезисах излагаются только основные положения работы без аргументации, но так, чтобы была понятной их логическая связь. В отличие от авторефератов и резюме тезисы могут охватывать не все части работы, а только те, что могут служить предметом научной дискуссии. Нет необходимости отражать в тезисах и историю вопроса, но необходимо охарактеризовать примененные исследовательские приемы.

На обсуждение следует выносить лишь принципиальные вопросы. Мелкие замечания лучше делать на полях раздаточного материала или сообщать лично автору, что значительно экономит время при обсуждении.

При выполнении прикладных исследований к кругу важнейших вопросов, требующих серьезного обсуждения, кроме специальных относят вопросы экономического порядка: народно-хозяйственная значимость предложенного решения, стоимость исследования, его экономическая эффективность, рентабельность, перспективность; экономические меры, необходимые для успешного внедрения его результатов и т.п.

Сообщение исследователя, предваряющее обсуждение, должно быть содержательным, последовательным, четким и кратким; не следует перегружать его большим количеством цифр и формул - на слух они воспринимаются тяжело. В сообщении следует остановиться и на отброшенных вариантах решений, и на существующих среди теоретиков и практиков точках зрения по основным вопросам, которые не совпадают с точкой зрения исследователя.

Текст сообщения целесообразно предварительно изложить в письменной форме. В процессе подготовки к сообщению полезно его прорепетировать, чтобы убедиться, что докладчик укладывается в отведенное для него время. Очень желательно, чтобы сообщение сопровождалось демонстрацией наглядных материалов.

Научная дискуссия представляет собой одну из наиболее эффективных форм коллективной творческой работе, поэтому важно создать все условия для обеспечения ее плодотворности. От участников дискуссии требуется активность, умение видеть положительные стороны работы, которая подвергается критике; верное изложение позиции оппонента, четкая квалификация сути ошибки (если она не имеет принципиального характера, речь ведется о некорректности формулировок, в противном случае - о неверности концепции автора), указание возможных путей ее исправления. Среди этих условий далеко не последнее место занимает выполнение этических требований - критикуя ошибки в работе, участники дискуссии не должны касаться личных качеств и способностей автора.

Важным моментом обсуждения является ответное слово исследователя. Чтобы построить его наиболее экономно и эффективно, исследователю необходимо заранее подготовить ответы на те возражения и замечания, которые содержались в письменных откликах или высказывались на предварительных обсуждениях и могут быть выдвинуты снова; возможно подробнее лично записывать выступления; сосредоточить свое внимание на наиболее принципиальных замечаниях; отвечать на них не в той последовательности, в которой происходили выступления, и не каждому выступающему отдельно, а в соответствии с планом работы, предварительно сгруппировав возражения и замечания по их содержанию.

Если отдельные части большой и сложной работы предварительно не обсуждались, целесообразно расчленить общее обсуждение на несколько стадий, чтобы придать ему более конкретный характер, а потом обсудить работу в целом.

Как и на более ранних этапах, в обсуждении важную помощь могут оказать консультанты. Роль последнего консультанта выполняет рецензент. Работа передается на рецензию или сразу после завершающего обсуждения, если оно не обнаружило необходимости важных доработок, или уже после осуществления автором необходимых изменений.

Рецензия (отзыв о научной работе) - это работа, в которой критически оцениваются основные положения и результаты исследования. Особое внимание при этом обращается на актуальность его теоретических положений, целесообразность и оригинальность примененных методов исследований, новизну и достоверность полученных результатов, их практическую полезность.

При составлении рецензии, как правило, придерживаются такой последовательности:

- обоснование необходимости (актуальность) темы исследования;

- оценка идейного и научного содержания (основная часть рецензии), языка, стиля изложения;

- последовательность изложения результатов исследования;

- оценка иллюстративного материала, объема исследований и рукописи (рекомендации относительно сокращения или дополнения);

- общие выводы; итоговая оценка исследования.

Критика рецензента должна быть принципиальной, научно обоснованной, но, вместе с тем, и доброжелательной, что оказывает содействие улучшению исследования.

Для обеспечения объективности и разносторонности оценки желательно привлекать не менее двух рецензентов, по возможности разного профиля или разных научных направлений. В качестве рецензентов, кроме представителей соответствующей области знаний, необходимо привлекать специалистов- практиков из организации-заказчика или из тех организаций, которые являются потенциальными потребителями созданной научной продукции.

При отправлении работы рецензенту полезно одновременно сообщать ему, по каким вопросам особенно желательно знать его мнение. При наличии принципиальных замечаний или возражений необходимы личные контакты автора с рецензентом. Если автор не удовлетворен рецензией, он может поставить вопрос о передаче работы другому рецензенту.

После обсуждения работы, получения консультаций и рецензий автор должен провести необходимую доработку материалов. Следующим этапом необходимо выяснить, не появилась ли какая-нибудь новая информация, которая требует, в силу своего принципиального характера, отражения в работе или хотя бы упоминания в библиографии. Перед сдачей работы следует еще раз внимательно перечитать текст, чтобы устранить возможную несогласованность отдельных его частей, которая возникла во время внесения изменений (например, если какой-либо параграф исключен, а в другой главе на него сохраняется ссылка).

Черновики сохраняются до момента окончания и сдачи работы, а если работа печатается - до момента выхода ее из печати. Рекомендуется сохранять и все первичные материалы, а также предварительные варианты изложения, так как они могут понадобиться для проверки и могут быть использованы в других исследованиях. После сдачи работы все материалы, которые сохраняются, необходимо привести в определенную систему, дать им заголовки, проставить даты и разложить в отдельные папки. Таким образом, с течением времени у исследователя формируется личный научный архив, к которому он может не раз обращаться в последующей работе. При устаревании материала он из архива изымается.

Научно-исследовательская работа и ее результаты могут быть подвергнуты научной или научно-технической экспертизе. Согласно законодательству Украины, под научной и научно-технической экспертизой понимают деятельность, целью которой является исследование, проверка, анализ научно-технического уровня объекта экспертизы и подготовка обоснования выводов для принятия решений относительно таких объектов. Это наиболее детальный и объективный метод оценки научной деятельности те ее результатов.

Объектами научной и научно-технической экспертизы могут быть: - действующие объекты техники (в том числе военной) и промышленности, сооружения, естественные объекты и т.п., относительно которых возникает необходимость получить научно обоснованные экспертные выводы;

- проекты, программы, предложения разного уровня, относительно которых необходимо провести научно обоснованный анализ и сделать вывод о целесообразности их принятия, внедрения, дальнейшего использования и т.п. Экспертиза проводится с целью:

- обеспечения научного обоснования структуры и содержания приоритетных направлений развития науки и техники, научных, научно- технических, социально-экономических программ и проектов;

- определения направлений научно-технической деятельности;

- анализа и оценки эффективности использования научно-технического потенциала и результатов научных исследований. Поэтому обязательной научной и научно-технической экспертизе подлежат:

- национальные и государственные научные и научно-технические программы;

- межгосударственные научные и научно-технические программы, которые реализуются на основании международных договоров Украины в границах его территории;

- отраслевые и межотраслевые программы в сфере научной и научно- технической деятельности;

- инновационные программы и проекты государственного значения.

На основании решений органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, по инициативе научных организаций и учреждений, в рамках заключенных ими договоров на проведение научной и научно-технической экспертизы, такая экспертиза проводится относительно:

- отдельных научно-технических проектов;

- научно-технической продукции;

- научно-исследовательских работ (как фундаментальных, так и прикладных) во всех областях научной деятельности;

- опытно-конструкторских работ (комплекса работ, который выполняется на основе технических задач с целью разработки опытно-конструкторской документации);

- научных работ в виде специально подготовленных рукописей, научных докладов, опубликованных монографий или пособий;

- процесса внедрения результатов научных исследований и разработок, других видов научной и научно-технической деятельности, которые оказывают, содействие ускорению научно-технического прогресса;

- диссертационных исследований, научно-технической документации на рационализаторские предложения, изобретения.

Во время проведения научной и научно-технической экспертизы выполняется объективное комплексное исследование ее объекта. Основными задачами экспертизы могут быть:

- проверка соответствия объектов экспертизы требованиям и нормам действующего законодательства;

- оценка соответствия объектов экспертизы современному уровню научных и технических знаний, тенденциям научно-технического прогресса, принципам государственной научно-технической политики, требованиям экологической безопасности, экономической целесообразности;

- анализ уровня использования научно-технического потенциала, оценка результативности научно-исследовательских работ и опытно- конструкторских разработок;

- прогнозирование научно-технических, социально-экономических и экологических последствий реализации или деятельности объекта экспертизы;

- подготовка научно обоснованных экспертных выводов.

К проведению научной и научно-технической экспертизы привлекаются предприятия, учреждения, организации, творческие коллективы, которые осуществляют научную и научно-техническую деятельность; специализированные экспертные организации; отдельные эксперты и группы экспертов. Экспертами могут быть только высококвалифицированные специалисты, которые имеют глубокие специальные знания в той области, к которой относится объект экспертизы. Деятельность, связанная с предоставлением экспертных услуг, должна быть сертифицирована согласно действующему законодательству, что подтверждает квалификацию получателя документа по вопросам организации и проведения научной и научно-технической экспертизы. При этом эксперты, группы экспертов и организации и учреждения, которые осуществляют экспертную деятельность, несут ответственность за достоверность и полноту анализа, обоснованность рекомендаций экспертизы.

Научная и научно-техническая экспертиза имеет разные формы и виды.

Государственную научную и научно-техническую экспертизу проводят органы государственной исполнительной власти в сфере научной и научно- технической деятельности или предприятия, учреждения и организации, временные экспертные коллективы, компетентные в соответствующей области науки и техники, по доверенности государственных органов. Такая форма экспертизы является обязательной относительно национальных, государственных и межгосударственных научно-технических программ.

Общественная научная и научно-техническая экспертиза может проводиться в любой сфере научной и научно-технической деятельности, которая требует учета общественного мнения. Она проводится по инициативе общественности, объединений граждан, трудовых коллективов на основе договоров на проведение экспертизы.

Экспертизу могут проводить научные и научно-технические учреждения, предприятия и организации разных форм собственности и подчиненности, а также специально созданные экспертные организации, уставная деятельность которых предусматривает проведение научных и научно-технических экспертиз. Эти субъекты выполняют экспертную деятельность по инициативе физических и юридических лиц, заинтересованных в получении экспертных выводов по тому или иному вопросу.

При этом могут проводиться такие виды экспертизы.

Предварительная научная и научно-техническая экспертиза. Она проводится с целью установления соответствия формальных признаков объекта экспертизы установленным нормам и правилам технической и экологической безопасности, требованиям стандартов и т.п. Проводится она, как правило, учреждениями и организациями-заказчиками экспертизы силами своих же специализированных подразделений или путем привлечения независимых экспертов.

Первичная научная и научно-техническая экспертиза. Этот вид предусматривает осуществление всех необходимых мероприятий в процессе подготовки обоснованного вывода относительно объектов экспертизы, которые передаются заказчикам экспертизы на анализ и оценку объектов.

Повторная научная и научно-техническая экспертиза проводится в случае нарушения установленных требований и правил во время проведения первичной экспертизы или по требованию заказчика экспертизы или автора разработки при наличии обоснованных претензий к выводу первичной экспертизы.

Дополнительная научная и научно-техническая экспертиза проводится относительно объектов, касательно которых открылись новые научные и научно-технические обстоятельства.

Контрольная научная и научно-техническая экспертиза осуществляется по инициативе заказчика для проверки выводов первичной экспертизы или по инициативе физических или юридических лиц, заинтересованных в опровержении отдельных положений, частей или в целом выводов прежде проведенных экспертиз.

Основным юридическим документом, который регламентирует отношения между заказчиком и организатором в сфере научной и научно- технической экспертизы, является договор на ее проведение. В нем определяются: стороны договора, предмет и объекты экспертизы; условия ее проведения; права и обязанности сторон; срок проведения экспертизы;

срок, на протяжении которого выводы экспертизы сохраняют действие; порядок расчетов; ответственность за невыполнение или за ненадлежащее выполнение условий договора; ответственность за достоверность результатов экспертизы; другие существенные условия, которые вытекают из специфики объекта экспертизы.

Выводы государственной научной и научно-технической экспертизы являются обязательными для принятия к рассмотрению и учету при обосновании структуры и содержания приоритетных направлений развития науки и техники, научных и научно-технических, социально-экономических экологических программ и проектов, реализации научной и научно- технической деятельности, анализе эффективности использования научно- технического потенциала.

Выводы общественной и других научных и научно-технических экспертиз имеют, как правило, рекомендательный характер. Они принимаются во внимание государственными органами наряду с выводами государственной экспертизы при принятии решений о реализации научно-технических программ, проектов, использовании иной научно-технической продукции и разработок.

 

7.10 Стадия оформления результатов исследования

 

Завершающей стадией технологической фазы иссле­дования является апробация его результатов, их литературное оформление и публикация.

Детальная апробация исследования – одно из условий его состоятельности и истинности результатов, один из реальных способов вовремя скорректировать и исправить его недостат­ки. Слово «апробация» латинского происхождения и дослов­но означает «одобрение, утверждение». В роли критиков, оппонентов, судей выступают коллеги-ученые, практические работники, а также научные и педагогические коллективы. Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования. Важную роль играет и неофициаль­ная апробация – беседы, споры с коллегами, специалистами из других областей научного знания, а также с практическими работниками. По результатам апробации исследователь ос­мысливает и учитывает возникающие вопросы, позитивные и негативные оценки, возражения и советы. На этой основе он дорабатывает свои материалы, пересматривает, если это необходимо некоторые положения своего исследования.

По завершении апробации исследователь приступает к литературному оформлению и публикации результатов сво­его исследования. Ведь публикация, и письменная, и устная, и электронная, является обязательным условием завершения научного исследования (естественно, если оно действительно научное): новое знание, полученное тем или иным исследова­телем, только тогда станет научным знанием, когда оно ста­нет общественным достоянием.

Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах литературной продукции:

1. Реферат является одной из начальных форм представ­ления результатов исследования в письменном виде. С помо­щью реферата начинающие исследователи излагают свои первоначальные результаты исследования. В реферате обыч­но раскрываются теоретическое и практическое значение темы, анализируются публикации по теме, дается оценка и выводы по проанализированному научному материалу. Рефе­рат должен показать эрудицию исследователя, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, класси­фицировать и обобщать существующую научную информа­цию. Рефераты, как правило, не публикуются.

2. Научная статья является самой распространенной формой литературной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно- методических сборниках. Объем статьи обычно бывает от 5 до 15 машинописных страниц. Изложение материала в науч­ной статье должно быть систематичным и последовательным. Разделы работы должны быть логически связаны между собой. Особое внимание должно быть уделено научному стилю работы. Для научного стиля характерны следующие основные требования: ясность изложения, точность слово­употребления, лаконизм, строгое соблюдение научной тер­минологии, последовательность изложения позиций, логич­ность, взаимосвязь положений. Особое внимание следует обратить на литературную редакцию текста.

Большое значение в научной статье имеет изложение за­ключения, научных выводов и предложений. В этой части статьи следует кратко и четко выделить существенные аспек­ты результатов исследования и показать пути их реализации в практике.

3. Научный отчет, доклад. Научную работу можно оформить и в виде научного отчета. Общие требования и правила оформления научного отчета изложены в соответст­вующем государственном стандарте (ГОСТе).

К научному отчету предъявляют следующие основные требования: четкость построения; логическая последователь­ность изложения материала; убедительная аргументация; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов ра6оты; доказательность выводов и обоснован­ность рекомендаций.

Научный отчет должен включать титульный лист, список авторов, краткий реферат, содержание (оглавление), основ­ную часть работы, список использованной литературы и приложения.

Реферат отчета должен отражать в очень кратком изло­жении основное содержание отчета, его объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования, крат­кие выводы и возможности применения результатов исследо­вания.

Основная часть отчета включает: введение; аналитиче­ский обзор научной литературы по данной теме; обоснование выбранного направления работы; разделы (главы) отчета, отражающие методику, содержание и результаты выполнен­ной работы; заключение (выводы и предложения).

В приложения включают вспомогательный материал от­чета: таблицы цифровых данных; примеры инструкций, руко­водств, анкет, тестов и т.п., разработанных и примененных в исследовательской работе; иллюстрации вспомогательного характера и т. п.

Научный доклад - по содержанию это то же, что и науч­ный отчет. В то же время, он может охватывать не всю иссле­дуемую проблему, а только какую-то логически завершенную часть, аспект. К научному докладу не предъявляются столь жесткие требования к его оформлению и форме, как к науч­ному отчету. Для него не требуется реферат, разбиение по главам. По языку, литературному стилю изложения доклад, как правило, должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия от его прочтения вслух.

4. Методическое пособие. Основой такого пособия явля­ются сделанные на базе результатов исследования теоретиче­ски обоснованные методические рекомендации для совер­шенствования какого-либо (учебно-воспитательного, технологического и т.д.) процесса. Так как методическое пособие рассчитано на практических работников, оно должно быть написано хорошим, живом литературным языком. По возможности его следует иллюстрировать наглядными мате­риалами.

Методическое пособие можно оформить и в виде бро­шюры или книги. Брошюрой называется малообъемная пе­чатная продукция (5-48 страниц) в мягкой обложке или без обложки. Книга - непериодический печатный материал объе­мом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете.

Кстати, классическим примером блестящего методиче­ского пособия (по военному делу) можно считать знаменитую книгу А.В. Суворова «Наука побеждать», где всего на 25 страницах текста изложены рекомендации по всем, как теперь принято называть, инновациям гениального полководца - от правил ведения боя и военных переходов, до организации тыла армии и устройства госпиталей.

5. Монография. Монографией называется научное изда­ние, в котором какая-то одна проблема (моно - одиночный) рассматривается достаточно разносторонне и целостно. Мо­нография может иметь одного или нескольких авторов.

Если исследователю удалось какую-то проблему решить по-новому, всесторонне обобщить существующие научные труды по проблеме, и он может научно обосновать свои кон­цепции по проблеме, показать конкретные возможности их реализации в практике, тогда ему целесообразно оформить результаты своего исследования в виде научной монографии.

В монографии исследователь показывает, как исследуе­мая проблема решалась ранее в научной литературе и в прак­тике, как она решается в настоящее время. Затем раскрывает­ся сущность авторских идей решения этой проблемы, описывается методика исследования, которая использовалась для подтверждения концепции. После этого подробно осве­щаются, анализируются результаты собственного исследова­ния, делаются аргументированные выводы и научно- обоснованные рекомендации. В конце монографии приводит­ся библиография использованных литературных источников. Монография также оформляется в виде брошюры или книги.

6. Тезисы докладов и выступлений на конференциях, се­минарах, педагогических чтениях и т.д. Как правило, при проведении научных конференций, семинаров и т.д. принято публиковать сборники тезисов докладов и выступлений их участников. Тезисы - это очень короткий документ объема от 1 до 3 страниц печатного текста. Их объем для всех участни­ков заранее устанавливает оргкомитет конференции и т.п. Основная задача при написании тезисов - в очень сжатой, конспективной форме изложить самые главные результаты исследования, которые докладчик, выступающий хочет до­ложить участникам конференции, семинара или симпозиума.

Объемы всей научной литературной продукции измеря­ются в условных единицах - авторских (печатных) листах. Один авторский лист - 40000 печатных знаков, включая зна­ки препинания и пробелы между словами. Таким образом, один авторский лист - это примерно 23 страницы машино­писного текста напечатанного через 2 интервала или пример­но 16 страниц через один интервал.

Кроме публикаций литературной продукции, результаты исследования докладываются и обсуждаются посредством устного научного общения. Можно дать следующие условные определения основных форм организации устного научного общения:

- научный (проблемный) семинар - обсуждение сравни­тельно небольшой группой участников подготовленных ими научных докладов, сообщений, проводимое под руково­дством ведущего ученого, специалиста. Научные семинары могут быть как разовыми, так и постоянно действующими. Они являются важным средством сплочения исследователь­ского коллектива, выработки у его членов общих подходов, воззрений. Научные семинары проводятся, как правило, в рамках одной научной организации или одного учебного заведения, хотя на их заседания могут приглашаться и пред­ставители других организаций. Классическими примерами постоянно действующих семинаров являются знаменитые «Павловские среды», материалы которых были опубликованы в многотомном издании, а также Семинар по теоретической физике Л.Д. Ландау;

- научная конференция - собрание представителей науч­ных или научных и практических работников (в последнем случае конференция называется научно-практической). Науч­ные и научно-практические конференции всегда бывают тематическими. Они могут проводиться в рамках одной на­учной организации или учебного заведения, на уровне регио­на, страны, на международном уровне;

- научный съезд - собрание представителей целой отрас­ли науки в масштабах страны. Например, съезд психологов. На съездах обсуждаются все или значительная часть актуаль­ных для данной науки на сегодняшний день проблем;

- научный конгресс - то же, что и съезд, только на меж­дународном уровне. Например, Европейский конгресс, Все­мирный конгресс;

- симпозиум (кстати, в дословном переводе с греческого - «пиршество») - международное совещание научных работ­ников по какому-либо относительно узкому, специальному вопросу (проблеме);

- авторские школы передового опыта (мастерские, прак­тикумы, тренинги и т.д.) - форма общения ученых и специа­листов-практиков, когда автор передового опыта подробно рассказывает участникам школы о своем опыте и демонстри­рует его. Школы передового опыта проводятся в рамках одной организации, предприятия, учебного заведения, или в рамках региона, или всей страны;

- тематические чтения - форма общения научных и практических работников какой-либо одной отрасли, имею­щая целью обобщение и распространение передового опыта. На тематических чтениях заслушиваются доклады по опреде­ленной тематике чтений, например, посвященной научному наследию крупного ученого, или какой-либо исторической дате и т.д. Чтения могут проводиться в НИИ, в учебном заве­дении, на уровне района, области, в масштабах страны - Всероссийские чтения.

Таким образом, мы изложили последовательность шагов от замысла исследования до оформления его результатов и их публикации, которой завершается технологическая фаза научного исследования (научно-исследовательского проекта).

 

Рефлексивная фаза научного исследования

 

Термин «оценка»: «отношение к явлениям, деятельности, поведению, установление их значимости, соот­ветствия нормам, целям»; «установление степе­ни, уровня, качества». Термин «оценка» употребляется как для обозначения процесса оцен­ки, так и для обозначения самой оценки (как результат про­цесса оценки).

Термин «рефлексия» впервые был введен Дж. Локком; в разных философских системах (у Дж. Локка, Г. Лейбница, Д. Юма, Г. Гегеля и др.) он имел различное содержание. Этому термину «Философский энциклопедический словарь» дает следующее определение: «Рефлексия (обращение назад) – это:

• принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосы­лок;

• предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания;

• деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека».

Принято говорить о трех видах рефлексии:

- элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении;

- научная рефлексия - критика и анализ теоретического знания, проводимые на основе тех методов и приемов, кото­рые свойственны данной области научного знания;

- философская рефлексия - это осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом.

Чаще всего в философской литературе под рефлексией понимают обращение познания на самое себя, мышление о мышлении. Если говорить проще, то афористическое опреде­ление рефлексии следующее: «Рефлексия - это мысль о мыс­ли». В настоящей работе речь идет, в основном, об элемен­тарной рефлексии.

Рефлексия субъекта, то есть его размышления относи­тельно своих собственных размышлений о реальности, о своей деятельности и т.д. называется авторефлексией или рефлексией первого рода. Отметим, что в большинстве гума­нитарных исследований речь идет, в первую очередь, именно об авторефлексии.

Рефлексия второго рода имеет место относительно дру­гих субъектов, то есть это размышления субъекта о возмож­ных размышлениях другого человека (субъекта) или других субъектов (людей).

Строго говоря, «в сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное ото­бражение субъектов: сам субъект, каков он есть в действи­тельности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, - это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъек­тами «самих себя». Но число таких взаимоотражений может быть и большим. Для того чтобы описать их единооб­разно, рассмотрим взаимоотношения между тремя элемента­ми, изображенными на рис. 7.6 - субъектом деятельности (С), объектом деятельности (О) и другими субъектами (Д). Стрел­ки на рисунке условно обозначают отдельные акты «размыш­ления».

Описывать отношения между элементами будем после­довательностью букв «С», «О» или «Д», причем порядок их следования соответствует тому, кто что оценивает или кто о чем рефлексирует.

Отношения первого порядка (нулевой ранг рефлексии, имеет место оценка):

 

Рисунок 7.6 – Варианты оценки

 

СО - оценка субъектом результатов своей деятельности (самооценка результатов);

СС - оценка субъектом самого себя (самооценка себя как личности);

СД - оценка субъектом других субъектов - людей (как личностей);

ДО - оценка другими субъектами (людьми) результатов деятельности субъекта;

ДС - оценка субъекта (как личности) другими субъекта­ми (людьми).

Этими пятью отношениями исчерпываются возможные комбинации отношений первого порядка (объект в силу своей пассивности не способен к оценке, самооценку других субъ­ектов (ДД) мы не рассматриваем).

Отношения, изображенные на рис. 7.6, могут стать пред­метом размышлений субъекта деятельности, а также и других субъектов. Возникает рефлексия первого ранга.

Отношения второго порядка (рефлексия первого ранга). Здесь необходимо разделить:

- авторефлексию (рефлексию первого рода), которой со­ответствуют последовательности, начинающиеся с «СС», то есть относящиеся к размышлениям субъекта о его самооцен­ке, его самооценке его результатов:

ССО - размышления субъекта о самооценке результа­тов;

ССС - размышления субъекта о его самооценке;

и

- рефлексию второго рода (все остальные последователь­ности):

СДО - размышления субъекта об оценке другими

субъектами результатов его деятельности («что другие

думают о результатах моей деятельности);

СДС - размышления субъекта об оценке его самого

другими субъектами («что другие думают обо мне»);

ДСС - размышления других субъектов о самооценке

субъекта;

ДСО - размышления других субъектов о самооценке

субъектом результатов своей деятельности;

ДСД - размышления других субъектов об оценке их

субъектом.

Отношения третьего порядка (рефлексия второго ранга). Здесь уже вариантов больше. Приведем некоторые из них: СДСО - размышления субъекта о размышлениях других субъектов о самооценке субъектом своих результатов («что другие думают о том, как я оцениваю свои результаты»); ДСДО - размышления других субъектов о размышлениях субъекта об оценке другими субъектами результатов его деятельности и т. д.

Порядок отношений (ранг рефлексии) в рамках принято­го описания можно увеличивать и далее, однако для целей настоящей работы достаточно ограничиться вторым рангом рефлексии.

Следует отметить, что процессы оценки и рефлексии свойственны не только рефлексивной фазе проекта (научного, практического, художественного или учебного) - в процессе деятельности субъект осуществляет как постоянную оценку достигнутых промежуточных результатов, так и рефлексию относительно этих результатов, технологии своей деятельно­сти, оценки другими субъектами технологии и результатов и т.д.

Описанный общий систематический подход к рассмотре­нию оценки и рефлексии используется для единообразного описания рефлексивных фаз всех видов деятельности - науч­ной, практической, художе­ственной, учебной и игровой.

Суть рефлексивной фазы состоит в том, что исследователь (или коллектив исследователей), получив результаты, должен их отрефлексировать - «обратиться назад» и осмыслить, сравнить, оце­нить исход






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.