Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадия построения гипотезы исследования






 

Построение гипотез является одним из главных мето­дов развития научного знания, который заключается в вы­движении гипотезы и последующей ее экспериментальной, а подчас и теоретической проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д. Гипотеза, по сути дела, является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).

Научная гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той или иной форме связи между наблю­даемыми явлениями и процессами, либо как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внут­ренней их основой. Гипотезы первого рода называются опи­сательными, а второго - объяснительными. В качестве науч­ного предположения гипотеза отличается от произвольной догадкитем, что удовлетворяет ряду требований. Выполне­ние этих требований образует условия состоятельности гипо­тезы.

Первое условие состоятельности гипотезы. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается (то есть для всей предметной об­ласти создаваемой теории), по возможности не входя в про­тиворечия с ранее установленными фактами и научными положениями. Однако если объяснение данных явлений на основе непротиворечия известным фактам не удается, выдви­гаются гипотезы, вступающие в противоречие с ранее дока­занными положениями.

Второе условие: принципиальная проверяемость гипоте­зы. Гипотеза есть предположение о некоторой непосредст­венно ненаблюдаемой основе явлений, и может быть прове­рена лишь путем сопоставления выведенных из нее следствий с опытом. Недоступность следствий опытной проверке озна­чает непроверяемость гипотезы.

Третье условие: приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений. Из гипотезы должны выво­диться не только те явления и процессы, для объяснения которых она специально выдвигается, но и возможно более широкий класс явлений и процессов, непосредственно, каза­лось бы, не связанных с первоначальными.

Четвертое условие: максимально возможная принципи­альная простота гипотезы. Это не должно пониматься как требование легкости, доступности или простоты. Действи­тельная простота гипотезы заключается в ее способности, исходя из единого основания, объяснить, по возможности, более широкий круг различных явлений, процессов, не при­бегая при этом к искусственным построениям и произволь­ным допущениям, не выдвигая в каждом новом случае все новых и новых гипотез.

Соблюдение этих четырех основных условий состоятель­ности гипотезы, естественно, еще не превращает ее в теорию, но при их отсутствии предположение вообще не может при­тязать на роль научной гипотезы.

Кроме этих основных условий научной состоятельности гипотезы необходимо отметить еще ряд моментов. В частно­сти, гипотеза должна формулироваться исключительно в строгих рамках той предметной области, в которой изучается поставленная исследователем проблема. Так, в докторских диссертациях не только по гуманитарным и общественным наукам, а также по техническим, естественным наукам в построении гипотезы, а вслед за этим и всего исследования, нередко происходит «сползание» со своей предметной облас­ти. В результате работа становится рыхлой, расплывчатой; исследователь подчас сам не представляет - чем же он зани­мается.

Всякую гипотезу можно плодотворно использовать толь­ко в том случае, если исследователь, пока не завершено ис­следование, применяет ее точно так же, как и знания, уже принятые в науке, то есть исходит из нее как из установлен­ной системы знаний. Иначе ученый не сможет строго, после­довательно рассуждать, делать конкретные логические выво­ды и проверять их эмпирически. Никаким другим способом ему не удастся обнаружить, где именно и в чем выводы из гипотезы не согласуются с уже установленными фактами и мешают поискам новых фактов.

Исследователь должен быть готов не только к выдвиже­нию новых гипотез, но и к выбору и анализу альтернативных гипотез - ведь нередко в науке одни и те же явления и про­цессы получают объяснение при помощи различных гипотез.

Критический анализ таких гипотез требует немало времени и сил, связан с решением сложных задач - эмпирических, тео­ретических, логических. Наличие альтернативных гипотез является важной предпосылкой прогресса науки, ибо позво­ляет избегать предвзятости в истолковании и использовании получаемых результатов.

Следующая стадия фазы проектирования научного ис­следования - на основе определенной его цели, критериев и построенной гипотезы - конструирование исследования, включающее этапы определения его задач и его планирова­ния.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.