Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бактериологический метод.






Суть бактериологического метода заключается в выделении чистой культуры возбудителя и его дальнейшей идентификации, т.е. установления видовой принадлежности по морфологическим, тинкториальным, культуральным, биохимическим, серологическим свойствам, отношению к бактериофагам, бактериоцинам и т.д.

Бактериологический метод распадается на несколько этапов:

а) ориентировочное бактериоскопическое исследование (проводится не при всех исследованиях);

б) выделение искомого возбудителя в чистой культуре;

в) идентификация выделенного в чистой культуре возбудителя.

Выделение чистой культуры проводится в 3 этапа.

1-й этап исследования

Выделение чистой культуры может проводиться двумя путями:

а) посевом на плотные питательные среды – здесь имеется выигрыш во времени. В качестве плотных питательных сред для рассева исследуемого материала чаще берут МПА, элективно-селективные и дифференциально-диагностические среды;

б) опосредованно– посев делается сначала на среды накопления; метод более длительный, вероятность выделения возбудителя выше.

На практике, как правило, используют оба эти способа параллельно.

2 -й этап исследования.

Изучение характера роста на жидких и плотных питательных средах. Отбор подозрительных колоний, приготовление из них мазков с окраской по Граму и последующей микроскопией. Для получения чистой культуры в количестве, достаточном для ее дальнейшей идентификации, подозрительные колонии пересевают на скошенный питательный агар, а в ряде случаев - на дифференциально-диагностические среды (например, на среду Ресселя). Посевы выдерживают в термостате при благоприятной температуре в течение времени, необходимом для роста возбудителя времени.

Следует отметить, что отбор подозрительных колоний – ответственный и трудный этап работы. Он основан, прежде всего, на характере роста колоний микробов. Однако одна характеристика колоний не всегда позволяет дифференцировать микроорганизмы, поэтому приходится проводить дополнительное изучение морфологии микробов в мазках из подозрительных колоний, на дифференциально-диагностических средах учитывать ферментативную активность, а иногда прибегать к изучению антигенной структуры.

3 -й этап исследования

А. Контроль чистоты культуры на скошенном питательном агаре):

1) визуальный (рост культуры должен быть однородным, гомогенным;

2) микроскопический – приготовление мазка, окраска его по Граму, микроскопия (в поле зрения должны быть одинаковые по форме и окраске микроорганизмы).

Б.Идентификация выделенной чистой культуры.Для этого используют морфологические, тинкториальные, культуральные, ферментативные особен-

ности, антигенные свойства, фагочувствительность, вирулентность и т.д..

Принадлежность к классу, порядку, семейству, иногда даже к роду можно установить на основании морфологии и тех сведений предварительного изучения, которые мы получаем в ходе выделения чистых культур.

Чтобы определить род микробов, в большинстве случаев необходимо знание их физиолого-биохимических признаков. Проводится определение совокупности нескольких тестов

Морфология бактерий изучается обязательно в мазке из культур, окрашенном по методу Грама, иногда – в дополнительных мазках, окрашенных специальными методами. Подвижность определяется, как правило, посевом уколом в столбик хорошо осветленного полужидкого агара (рост по уколу говорит о том, что микробы неподвижны, рост с помутнением – что они подвижна). Чаще подвижность изучают путем микроскопии препаратов «висячей» или «раздавленной» капли.

Культуральные свойства изучаются в процессе выделения чистой культуры микроорганизмов они включают сведения о характере колоний, о росте на поверхности скошенного агара по штриху, о росте на жидких средах. Специально изучается, например, валообразование у сальмонеллы паратифа В или ползучий рост у протея.

Ферментативная активность. Сахаролитические свойства изучаются на средах с углеводами; протеолитические – на белковых средах. “Пестрый ряд (или среды Гиса) включает в себя набор питательных сред, каждая из которых содержит один из углеводов, а также пробирку с МПБ с индикаторными бумажками для выявления индола и сероводорода Применяются также различные пробы, например: Фогес-Проскауэра - на биосинтез ацетилкарбинола; пробы с крахмалом или с желатином (определяется характер его разжижения), пробы на восстановление нитратов, проба с молоком, протеолиз казеина, оксидазная и каталазная пробы, исследование отношения к высоким температурам или к повышенной концентрации NaCl и т.д

Антигенная структура. Бактериальная клетка обладает сложной антигенной структурой, что часто выражается в виде антигенной формулы. У многих микроорганизмов имеется О-антиген, Н-антиген, К-антиген. Как правило, антигенная структура изучается путем постановки реакции агглютинации на стекле с использованием в качестве антител иммунных диагностических видовых и типовых сывороток.

Предварительная принадлежность к роду или группе видов может быть определена с использованием поливалентных сывороток.

Если используется неадсорбированная видовая сыворотка, положительная реакция на стекле дополняется развернутой пробирочной – для исключения возможной положительной реакции за счет групповых антител.

Фаголизабельность определяется путем постановки реакции фаголизиса с использованием видового индикаторного бактериофага. В случае наличия фаготипов микроба-возбудителя определение ведется в тех же реакциях, но с использованием типового индикаторного бактериофага.

Изучение патогенности на лабораторных животных проводится не всегда, т.к. тест малодоступен, продолжителен по времени. Он применяется, главным образом, при диагностике ООИ. На практике обычно ограничиваются определением отдельных факторов вирулентности: гемолитической, плазмокоагулирующей активности, выявлением экзотоксина в реакции преципитации в агаре и т.д.

4-й этап исследования. Учет полученных результатов и выдача ответа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.