Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и выбор стратегии.






 

Для анализа и выбора стратегии рекомендуется использовать метод SPACE/

Метод SPACE (англ. сокр. Strategic Position and Action Evaluation) в переводе на русский язык означает «Оценка стратегического положения и действий». SPACE - комплексный метод, предназначенный для диагностирования ситуации и выбора варианта экономической стратегии предприятия. Стратегическое положение предприятия устанавливается на основе анализа двух групп факторов:

- внутреннего состояния предприятия;

- внешнего положения предприятия.

В методе SPACE выделяют четыре группы критериев оценки предприятия:

1) Финансовая сила предприятия;

2) Конкурентоспособность предприятия;

3) Привлекательность отрасли функционирования данного предприятия;

4) Стабильность отрасли функционирования данного предприятия.

Примерный перечень показателей оценки, входящих в каждую группу приведен в таблице 5.

Таблица 5 Примерный перечень показателей

Финансовая сила предприятия Конкурентоспособность предприятия Привлекательность отрасли Стабильность отрасли
       
1. Норма прибыли 1. Объем рынка 1.Характеристика конкурентов 1.Стадия развития данного сектора
2. Производственные затраты 2.Доля рынка 2. Стадия жизненного цикла данной отрасли или сектора 2.Степень инновационности данной отрасли (сектора)
3. Рентабельность капитала 3.Структура ассортимента продукции 3. Зависимость развития отрасли от конъюнктуры 3.Степень зависимости отрасли от конъюнктуры
4. Стабильность получения прибыли 4.Способность к осуществлению маркетинга 4.Общественная привлекательность сектора 4.Длительность жизни сектора или отрасли
5. Рентабельность инвестиций 5.Возможность активного воздействия на уровень цен и затрат 5.Длительность жизни отрасли или сектора 5. Степень развития информационных услуг в отрасли
6. Финансовая ликвидность 6.Связи с потребителями 6.Структура применения изделий данной отрасли в других секторах ХД 6. Стабильность прибыли (рентабельности)
7. Задолженность 7.Рентабельность продаж 7.Стабильность прибыли 7.Подверженность отрасли влиянию со стороны иностранного капитала
8. Способность к повышению уровня накоплений и к привлечению посторонних капиталов   8.Подверженность отрасли влиянию со стороны иностранного капитала 8.Уровень конкуренции в секторе
    9.Уровень конкуренции в секторе  

 

При формулировании критериев оценки необходимо принимать во внимание специфику конкретного предприятия, стоящие перед ним задачи, имеющиеся у него производственные возможности и умения, а также принятую им систему ценностей.

Все выбранные критерии должны быть проанализированы, оценены и данные по окончательным суммарным оценкам отображаются на прямоугольной системе координат, в которой строится вектор, показывающий рекомендуемый тип стратегии для данного предприятия.

Для оценки критериев используется метод экспертных оценок, представленный в таблице 6.

Таблица 6. Оценка критериев деятельности.

Критерий Важность критерия Оценка критерия Итоговая оценка
       
Финансовая сила предприятия
1.      
..      
n.      
    Итого
Конкурентоспособность предприятия
1.      
..      
n.      
    Итого
Привлекательность отрасли функционирования данного предприятия
1.      
..      
n.      
    Итого
Стабильность отрасли функционирования данного предприятия
1.      
..      
n.      
    Итого

 

Критерий – описание оцениваемого критерия в каждой группе факторов.

Важность критерия – насколько критерий важен для предприятия.

Оценка критерия – оценка по 5 балльной шкале: 1 – очень плохое состояние критерия, 5 очень хорошее состояние критерия.

Итоговая оценка – суммирование по каждому критерию произведения важности критерия и оценки критерия.

 

По каждой группе критерии оцениваются отдельно и независимо друг от друга!

 

Полученные результаты наносятся на прямоугольную систему координат, в которой каждая из полуосей служит представлением общего критерия по группе (рис. 1).

После суммирования результатов, полученных на осях X и Y, в зависимости от значений отдельных окончательных оценок получаем точку с координатами P(X, Y) в одном из квадрантов принятой прямоугольной системы координат. Соединив эту точку с началом координат, получаем вектор, который указывает нам рекомендуемый тип стратегии:

 

Рис. 1. Отображение различных групп критериев оценки в методе SPACE.

 

I. Стратегия концентрированного роста. Это стратегии связанные с изменением продукта и (или) рынка.

1) Стратегия усиления позиций на рынке – предприятие работая на том же рынке с тем же продуктом укрепляет и увеличивает свое положение. Стратегия осуществляется за счет: применения различных средств продвижения товара (стимулирование, реклама и т.д.); увеличения сферы применения продукта, и, следовательно, увеличения объема потребления продукта; разработки более привлекательных вариантов существующей продукции без существенных изменений.

2) Стратегия развития рынка – предприятие изменяет рынок своего присутствия. Данная стратегия осуществляется либо за счет проникновения в другие сегменты, либо за счет географической экспансии.

3) Стратегия разработки нового товара – предприятие совершенствует существующие продукты. Стратегия осуществляется с использованием НИОКР или проектно-целевых групп и может быть: подлинной инновацией (абсолютно новый продукт на данном рынке), квазиновой продукцией (совершенствование продукта), Me-too продукты (новые только для предприятия).

II. Стратегия интеграции.

1) Горизонтальная интеграция - соединение предприятий друг с другом посредством объединения (слияния) или выкупа предприятий. Основные предпосылки объединения:

- снижение затрат на развитие предприятия;

- получение дополнительных выгод и преимуществ благодаря увеличению объема производства и суммированию накопленного опыта;

- увеличение долевого участия на рынке с целью достижения монополистических выгод и преимуществ;

- рост финансового потенциала;

- рост эффективности (в результате снижения затрат на заключение и проведение сделок, более низких налогов и др. синергических эффектов).

- лучшее использование руководящих кадров и др.

Эту стратегию часто применяют большие предприятия, которые располагают большими излишками капиталов.

2) Вертикальная интеграция - объединение друг с другом (в рамках одного предприятия) технологически обособленных стадий производства, распространения, продажи или других хозяйственно-экономических процессов. Рекомендуется для предприятий, которые быстро развиваются, а также для тех, где объем продаж резко уменьшается. Эта интеграция используется для снижения затрат, а посредством этого - улучшения конкурентного положения фирмы.

Основные достоинства: возможность контроля затрат и качества, обеспечение своевременных поставок, а также возможности частичной диверсификации сферы деятельности предприятия.

III. Стратегия диверсификации

Диверсификация (достижение разнообразия) означает вхождение предприятия в новые сектора рынка и тем самым - расширение отраслевого диапазона его деятельности.

Диверсификация используется, когда:

- наблюдается стагнация (застой) рынка, давление со стороны конкурентов на традиционную сферу деятельности предприятия, уменьшающийся спрос или почти монополистическая позиция;

- имеющийся запас капитала превышает потребность для экспансии;

- предприятие не в состоянии добиться получения дополнительной прибыли на путях экспансии в традиционной сфере деятельности.

Различают концентрическую интеграцию, когда предприятие развивается в направлении новых, но все-таки сходных c традиционными, сфер товаров, рынков или услуг, применяются сходные технологии и каналы распространения, и конгломеративную интеграцию, когда хозяйственно-экономическая деятельность осуществляется в новых сферах, с другой технологией производства.

Также диверсификация бывает:

- вертикальной: предприятие обращается к более ранним стадиям деятельности, например к изготовлению подузлов или упаковки (вертикальная диверсификация назад), либо к последующим стадиям деятельности, например к оптовой или розничной торговле (вертикальная диверсификация вперед).

- горизонтальной: предприятие начинает заниматься определенной деятельностью в таких сферах, где можно использовать уже имеющиеся каналы распространения, рекламу, позицию на рынке для того, чтобы обеспечить успех новым изделиям.

IV. Стратегия сокращения (ликвидации) заключается в сужении поля деятельности предприятия с целью избавиться от малоэффективных сфер деятельности. Главной целью является улучшение конкурентной позиции, увеличение эффективности управления предприятием и увеличение его стоимости.

Различают 4 вида стратегии сужения:

1) стратегия снижения издержек («сбора урожая») – максимальное снижение затрат на производство продукции и получение максимального дохода от продажи имеющегося продукта;

2) стратегия переориентация – переориентация существующего производства на более перспективное;

3) стратегия сокращения – закрытие или продажа одного из подразделений (отсечение лишнего) если производство плохо сочетаются, производство не выгодно или есть необходимость получения средств для развития более перспективных направлений (покрытие убытков);

4) стратегия ухода (отступления) означает продажу активов предприятия, задействованных в данной сфере деятельности, что позволяет добиться выгодной цены, а полученные средства могут быть использованы в других сферах деятельности.

Иногда необходимость ухода приводит к ликвидации предприятия. Выделяют две формы ликвидации:

1) ликвидация (закрытие предприятия) подчеркивает тот факт, что прежняя деятельность неэффективна;

2) банкротство, при котором получатели кредитов выступают с петицией (декларацией), указывающей, что данное предприятие является неплатежеспособным).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.