Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные общности и группы






Под социальными общностями можно понимать различные по масштабам, устойчивости и сплоченности совокупности людей, которые связаны процессом взаимодействия и общностью интересов. Общности могут выступать в виде агрегаций (имеют массовидный характер), реальных общностей (могут фиксироваться и не фиксироваться в социальной структуре), категорий (носят статистический, номинальный характер), когорт (группы индивидов в рамках одного поколения, объединенных общими характеристиками), различного вида групп.

 

Важное место в ряду социальных общностей отводится социально-территориальным общностям, так как они являются одним из основных компонентов социальной структуры. Социально-территориальные общности – это совокупность людей, обладающих единством отношения к определенной хозяйственно освоенной территории. Они отличаются устойчивыми экономическими, социальными, духовными и экологическими связями и отношениями.

 

Типы социально-территориальных общностей определяются соответствующими формами расселения людей (город, село, регион). Территориальные общности представляют собой совокупность людей, которые объединены проживанием на одной территории (поселении), единством территориальных условий жизнедеятельности, сходством образа жизни.

 

Формы расселения (город, деревня (село), регион) различаются демографическим и социальным составом населения, природными особенностями, уровнем развития хозяйственной среды.

 

Город – тип поселения, характеризующийся:

 

- наличием единого замкнутого пространства, в котором находится совокупность жилищ (в древности границей такого пространства служили городские стены, ров, оборонительные сооружения);

 

- большой численностью и высокой плотностью населения;

 

- значительным разнообразием профессиональной деятельности жителей;

 

- преимущественно анонимным характером их контактов между собой.

 

Принято различать малые города (с населением от 50 тыс. до 250 тыс. человек), средние города (с населением от 250 тыс. до 500 тыс. чел.), большие города (с населением от 500 тыс. до 2 млн. чел.) и мегаполисы (с населением свыше 2 млн. чел). Социальные проблемы городов тесно связаны с представленной типологией. Например, в малых городах проблемы связаны с трудоустройством, невозможностью реализации творческого потенциала, в мегаполисах – проблема номер один в мире – «пробки» на дорогах (один из вариантов решения проблемы: в Японии на улицах Токио появились автомобили со встроенными туалетами), отсутствие жилья, ослабленные родственные связи и система социального контроля.

 

Большие города локализуются в пространстве в соответствии с некоторыми теоретическими схемами, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

 

1) гипотеза концентрических зон, согласно которой в крупных городах выделяют пять зон: центральный деловой район (здесь мало жилых домов, в основном располагаются офисы, отели, большие магазины, редакции газет, театры, в течение рабочего дня в этой зоне высокая концентрация людей), смешанная зона (заполнена дешевыми магазинами, дешевыми жилыми домами, увеселительными заведениями; здесь высокий уровень преступности, низкий уровень жизни, наиболее интенсивны процессы пространственной и социальной мобильности), рабочий район и жилая зона среднего класса (заселен постоянным рабочим населением, служащими, мелкими собственниками, имеющими невысокие, но стабильные доходы), привилегированная зона в черте города (заселен высшими слоями средних классов и представителями высших слоев, это роскошные апартаменты и резиденции), районы, удаленные от города (пригородный пояс, заселенный людьми, работающими в городе, либо удовлетворяющие в нем свои потребности);

 

2) теория централизации, согласно которой городское поселение окружает торговый, промышленный или административный центр;

 

3) теория секторов, согласно которой расширение городских территорий происходит вдоль транспортных магистралей и уже построенных районов;

 

4) теория многоядерности, согласно которой в городе существует несколько деловых центров и примыкающих к ним промышленных районов.

 

Названные схемы можно считать определенными конструкциями пространственной структуры городов, учитывающие экономические, социальные, экологические факторы (например, на принцип расселения может повлиять развитие средств транспорта и коммуникаций, рост цен на землю, жилье, развитие тяжелой промышленности, формирование экологически неблагоприятных районов). Представленные схемы строго не соблюдаются, особенно под действием сил, спонтанно развивающихся в капиталистическом обществе (конкуренции, классового деления и т. п.).

 

Деревня (село) – тип поселения, характеризующийся:

 

- низкой плотностью домохозяйств в пределах данной территории;

 

- немногочисленным населением (не более нескольких тысяч человек), занятым преимущественно сельскохозяйственным трудом;

 

- возможностью многосторонних и регулярных личных контактов жителей друг с другом;

 

- высоким уровнем социального контроля.

 

Важнейшими функциями социально-территориальных общностей являются социальное воспроизводство объединяемого ими населения, а также экономические функции (хозяйственное освоение территории, обеспечение жизнедеятельности поселенческих групп).

 

Территориально-поселенческая структура является объектом изучения ряда отраслей социологического знания: социологии города, социологии села, социологии региона.

 

Социальная структура современного общества значительно усложнилась. Появляется большое количество массовидных общностей, возникающих и формирующихся в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей, порождающей одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности и т. д. Действие этих непосредственных условий и форм бытия закрепляется и получает развитие в производстве, а также распространении соответствующих видов массовой культуры, прежде всего связанных с функционированием средств массовой информации. С их помощью эти интересы, потребности широких социальных слоев оформляются в виде серий одних и тех же образов действительности, способов познавательной деятельности и моделей поведения.

 

К числу наиболее существенных особенностей всякой массы, по мнению Б.А. Грушина [1], следует отнести:

 

1) статистический характер образующего ее множества индивидов (состоящее из дискретных единиц, это множество не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов);

 

2) стохастическую (вероятностную) природу данного множества, находящую выражение в том, что «вхождение» в него индивидов носит неупорядоченный, «случайный» характер, осуществляется по принципу «может быть, а может и не быть» (в результате такое множество всегда отличается размытыми, открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом);

 

3) ситуативный характер данного множества, связанный с тем, что оно образуется и существует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможно вне ее (что делает такое множество относительно неустойчивым, временным образованием, меняющимся от случая к случаю);

 

4) откровенно внегрупповую (или межгрупповую) природу данного множества, проявляющуюся в том, что оно «разрушает» границы между всеми существующими в обществе социальными группами, социальным составом (включая в себя представителей различных классов и профессий, лиц с неодинаковым имущественным положением, образованием, уровнем культурного развития и т. д.);

 

5) неспособность данного множества выступать структурным элементом более широкого социального целого (общества в целом), описывать его сколько-нибудь строгим и исчерпывающим образом (в т. ч. в силу неизбежного «пересечения» подобных множеств друг с другом).

 

К массовидным общностям относят толпу, аудиторию, публику, социальные движения. Я. Щепаньский относит их к общностям, основанным на сходстве поведения.

 

Французский социолог Г. Тард определил толпу как «случайный коллективный организм низшего порядка», возникающий в результате скопления людей и наличия у них общей цели, веры, чувств, страсти. Людям дано свойство подражания. Это и есть основа образования толпы. Тардом были выделены основные характеристики толпы и составляющих ее членов:

 

· нетерпимость,

 

· необузданность,

 

· подозрительность,

 

· вера в свою непогрешимость и собственное могущество,

 

· тщеславие, эгоизм, отсутствие рациональной оценки своих действий,

 

· чувство безнаказанности.

 

Толпа не обладает установленными ни организационными, ни моральными нормами, она, по сути, обезличена, а потому человек, попавший в толпу демонстрирует порой примитивные эмоции, агрессию, жестокость, чувствуя свою безнаказанность, возможность спрятаться за чужую спину. Принято различать толпу агрессивную (например, толпа футбольных фанатов), убегающую (например, во время стихийных бедствий), алчущую (толпа, штурмующая магазины), экспрессивную (например, толпа людей на митинге протеста или одобрения чего-либо). Психологи говорят, что члены толпы действуют как люди, находящиеся под гипнозом. Сила действия гипноза зависит от характера стимулов, вызвавших реакцию толпы, от конкретной обстановки, от индивидуальных характеристик ее членов: возраста, уровня образования, отсутствия социального опыта, уровня умственного развития, наличия твердых принципов, воли, умения анализировать собственное поведение.

 

Можно ли управлять толпой? Связь, объединяющая людей в толпе, может разрушиться, если новые стимулы создадут другие эмоции. Так, например, если толпу забросать камнями или облить водой, может начаться паника, в результате чего под действием страха толпа разойдется. Следует отметить, что толпа может рассеяться и под влиянием других чувств. Порой для решения политических проблем манипулированием толпы пользуются политики-профессионалы. Если толпой овладеют организованные группы, последствия действий толпы могут быть значительными, причем необязательно негативными. Истории известны факты, когда толпа послужила выразителем народного протеста и обусловила проявление героических качеств отдельных личностей (например, во время войн или революций).

 

В отличие от временного стихийного объединения людей – толпы, публика является формой коллективной жизни несколько иного рода. Хотя во время спортивных состязаний, зрелищных мероприятий людей могут охватить единые эмоциональные порывы, аморфная публика может превратиться в агрессивную или демонстрирующую толпу. Публика бывает ждущей развлечений (отдыхающая) или ждущая информацию (собравшаяся на лекциях, информационных собраниях). В основе такого рода общности лежит сходство мнений и интересов. Если в толпе личность теряет, по сути, индивидуальность, то в публике есть возможность для самовыражения личности.

 

Публика может быть специально собранной* (зрители на спектакле или в кино, на концерте) или рассеянной (читатели газеты, слушатели радио- или телепередачи). Благодаря средствам массовой информации сотни, тысячи людей, не выходя из собственного дома, могут превратиться в зрителей (стать публикой) и участников каких-либо культурных событий. Однако радио- или телепередача может быть очень возбуждающей, посеять панику среди людей, тем самым спровоцировав появление толпы или формирование социальных движений.

 

Я.Щепаньский называет социальным движением совместные стремления людей к реализации общей цели. Термин «социальное движение» иногда употребляют взамен термина «социальные процессы». Социальные движения возникают, как правило, на основе экономических или культурных изменений. Сами по себе они не являются основным фактором общественного развития, однако, в некоторые периоды времени и при определенных обстоятельствах могут представлять собой довольно весомую силу, способную спровоцировать изменения в обществе. Обычно социальные движения возникают вследствие недовольства какой-то части людей своим положением, отсутствием чего-либо или просто невозможностью удовлетворения каких-либо потребностей. В этом случае психическая энергия переключается со средств для удовлетворения потребностей на борьбу против существующих реально или мнимых (воображаемых) препятствий на этом пути. Осознание большинством людей общности своего положения превращается в состояние социального беспокойства, что, в свою очередь, проявляется в поисках контактов, разговоров, способов разрешения проблемы совместными усилиями многих людей, охваченных чувством все того же социального беспокойства.

 

Таким образом, проявление социального беспокойства и есть первооснова возникновения социальных движений. В зависимости от того, сколько людей, какие группы, слои они представляют, какие потребности стремятся удовлетворить, возникают различные социальные движения. Подобную природу могут иметь и массовые явления, которые, в отличие от социальных движений, кратковременны. Если, например, инженерно-технические работники недовольны размерами заработной платы, то одним из вариантов решения проблемы может быть сбор подписей под воззванием к депутатам Государственной Думы. Такие действия можно отнести к массовым явлениям. Если же инженерно-технические работники будут периодически собираться и обсуждать свои проблемы на митингах, привлекут, например, профсоюзы, начнут создавать клубы инженеров-изобретателей и рационализаторов, искать единомышленников в других городах, странах, с целью выяснить, как решаются подобные проблемы у них и т. д., то это уже можно назвать социальным движением.

 

Принято различать три рода социальных движений:

 

· реформаторские (когда действия участников движения допустимы, не требуют изменения законов, режима, формы правления),

 

· революционные (затрагивают существенные жизненные потребности и интересы широких масс, есть угроза репрессий с самого начала движения),

 

· экспрессивные (возникают, как правило, под влиянием какой-либо выдающейся личности, распространяются на основе «эмоционального заражения», но при этом их влияние на общественную жизнь не затрагивает структуры и формальной организации).

 

Стремление общности к солидарности, объединению усилий ведет к появлению ее основной разновидности, называемой социальной группой. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействие которых регламентируется общими нормами, ценностями, интересами, и на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Так, Г.С. Антипина считает, что социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющая общественно – необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности [2].

 

В современном обществе существуют многообразные социальные группы. По размерам выделяют большие, средние и малые группы.

 

Малой является группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, например, рабочая группа, семья.

 

Большие социальные группы отличаются не только значительной численностью и территориальным охватом, но и наличием опосредованного солидарного взаимодействия. Ими могут выступать классовые, профессиональные, этнические, территориальные общности.

 

Социальные группы могут быть формальными (преобладает безличностная связь) и неформальными (преобладает личностная связь).

 

Группы также делят на первичные и вторичные (Ч. Кули). Первичные – это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами, оказывающими большое влияние на человека. Вторичные – это средние и большие группы, в которых отсутствуют тесные взаимоотношения между людьми, а их целостность обеспечивается общностью целей и интересов.

 

Американский исследователь М. Шериф выделил референтные группы, под которыми он понимал реальные или условные (воображаемые) социальные общности, с которыми человек соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности которых он ориентируется в своем поведении и самооценке.

 

Особое место в общественной системе занимают маргинальные группы и слои. Маргинальность определяют как промежуточное, переходное, структурно неопределенное состояние индивидов по отношению к фиксированным в социальной структуре общностям. Отечественный социолог И.П. Попова определяет маргинальность как «состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социокультурным реструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентаций» [3]. В настоящее время, характеризующееся переходным, стохастическим состоянием социальной структуры российского общества, можно констатировать неустойчивое состояние маргинальности значительного числа социальных слоев и групп.

 

 

Тема 7. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

7.1. Понятие и структура личности. Теории личности в социологии

 

Личность изучается рядом наук. Социология в этом ряду выступает как решающая, определяющая наука. Социология опирается на размышления самых разных наук, но концентрирует свое внимание на одной стороне изучения личности – личность как источник, как неразделимый элемент социальной жизни и реальный ее носитель.

 

В социологии принято различать понятия «человек», «индивид», «личность». «Человек» означает принадлежность живого существа к роду человеческому. «Индивид» включает неповторимые, уникальные свойства человека, отличающие его от другого человека. И только личность рассматривается в социологии как результат сложной и длительной биологической эволюции, субъект культурной эволюции. Биологическая эволюция длилась несоизмеримо дольше культурной – 2 миллиона лет.

 

40 тысяч лет назад у человека сформировались те фундаментальные признаки, которые отличают его от животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение оружием труда и многое другое. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел последние сорок тысяч лет связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений.

 

На протяжении девятнадцатого века лучшие умы в области биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри «яйца» - подобно «микроскопической гомункуле», находящейся внутри человека. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли, будет ли человек заносчивым хвастуном, преступником или благородным рыцарем.

 

В первой половине двадцатого века накопилось такое количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось, врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно также родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автоматически не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения. Таким образом, давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались окончательно решить в девятнадцатом веке при помощи точных наук, так и не была решена. В двадцатом веке она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту проблему в принципе решаемой. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

 

1) природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

 

2) биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;

 

3) наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя и не все биологическое наследственное);

 

4) социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

 

Социальное в широком смысле разделяют на три составляющие:

 

а) собственно социальное – совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

 

б) специфически культурное – совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;

 

в) нравственное – высшее проявление социального и культурного начала в человеке, связанное с соблюдением норм как абсолютных требований.

 

Социологические концепции личности достаточно ясно оформились во второй половине ХIХ - начале ХХ в. Все они признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из различных социальных факторов. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.

 

К.Маркс один из первых создал концепцию личности. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества.

 

Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т.е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом и возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и т.д.

 

Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях. Социальные условия сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь – от субъекта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения к восприятию и способу действия в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и предпочтений стимулирует творческое, нестереотипное поведение.

 

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает у личности наличие самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

 

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.

 

Представленная в марксистской социологии модель личности позволяет говорить о личности как сложном, внутренне структурированном образовании. На сложность и многоплановость структуры личности обратил внимание

 

З. Фрейд в начале ХХ столетия. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействия личности и общества, то З. Фрейд сделал попытку связать биологические начала и социальные.

 

В структуре личности З. Фрейд выделил три основных психических компонента – «Оно», «Я» и «Сверх Я», лежащие в сферах бессознательного и сознательного.

 

Подсознание («Оно») включает биологические потребности: сексуальные желания, отправление естественных надобностей, потребность в пище и т.д. «Оно» - зерно, из которого произрастают в процессе социализации «Я» и «Сверх Я». Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Мы не можем заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Бессознательное, согласно З. Фрейду, принципиально не может проявиться словесно, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Нашим подсознанием правит принцип удовольствия. В каждом человеке сидит некий лодырь, который говорит: «Буду делать только то, что мне нравится». Это есть принцип удовольствия, нам приходится с ним постоянно бороться, часто делая то, что нам не нравится, что должен делать.

 

Сознание, или «Я» (Эго) – компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которые доставляют организму удовольствие, однако, все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных потребностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должен.

 

Так в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постоянно формируется его «Я», которым управляет другой принцип – принцип реальности. Он вынуждает его во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не доверять первому встречному, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только черствыми, бездушными, прагматичными, но так же предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого современного орудия – логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации во многом результат деятельности «Я».

 

«Сверх Я» Фрейда – это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх Я» - среда обитания нравственных чувств. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время, как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», лишь относительны. Когда абсолютное люди превращают в относительное, в обществе наступает хаос, и культура разрушается. Нравственно существование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключительно в горизонтальной плоскости – в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистская любовь к ближнему и к Богу, сострадание, совесть, чувство вины и т.д., таким образом, сверхсознание – это нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Силовое поле сверхсознания создано энергией альтруистской любви. Бескорыстная любовь к ближним труднодостижима, ибо противостоит столь естественному для человека эгоизму. Но без нее невозможно завершение строительства личности человека. Не все достигают вершин духа, многие сходят с дистанции очень рано. Великие духовные лидеры знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самосознанием, совершая небольшие нравственные поступки, формируют свою личность и укрепляют стабильность общества.

 

Кроме марксистской теории личности и фрейдистского понимания, среди основных западных социологических теорий личности можно назвать теорию «зеркального Я».

 

Авторы этой теории - известные психолог и социолог Дж. Мид и Ч.Кули. Личность ими рассматривалась как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Социальное зеркало - это мнение других людей о поведении, способностях и возможностях человека. Например, самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает себя некомпетентным, его способности не востребованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный. Г. Кули определил три стадии в построении зеркального " Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;

 

3) наши чувства по поводу этого мнения, социальное зеркало постоянно действует и постоянно меняется. В детстве человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, при достижении зрелости - на мнение компетентных специалистов. Зеркальное " Я", формирующее личность, иногда полностью не соответствует действитель-ному положению вещей. Существуют значительные различия между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причины таких различий в том, что личности отбирают выгодные для них мнения окружающих, и отличие в том, что они действительно о них думают.

 

Личность возникает внутри системы, состоящей из трех моментов, раскрывающих суть человеческого отношения:

 

1) созданная для человека человеком вещь;

 

2) другой человек, который относится по-человечески к этой вещи, а через неё – к другому человеку;

 

3) сам человек, находящийся в особом социальном отношении к самому себе, но не прямо, а опоследовательно через созданные человеком орудия общения.

 

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, не биологическим.

 

Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку, опоследовательно через созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя личность – как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.

 

Реальное отношение к самому себе возникает только в процессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность убеждается в том, что на самом деле она совсем не такова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она не подозревала. И нашлись они в составе личности, но не в её самосознании, в её представлениях о себе. Отношения к самому себе опоследованно отношением к другому с которым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного пространства.

 

Человек рождается без зеркала в руках, поэтому он сначала смотрится, как в зеркало в глаза другого человека. И лишь признав в другом человеке себя, он затем и к себе относится как к человеку.

 

Индивидуальность человека проявляется в подробностях, например в фасоне пиджака или причёски, в манере, мимике, словах, то есть в тех бросающихся в глаза деталях, которые призваны скрыть отсутствие личности. Действительно личность, напротив, обнаруживает себя в создании социально значимых результатов, которые называют ещё «всеобщим результатом».

 

 

7.2. Процесс социализации личности

 

Процесс социализации проходит стадии, которые называют ещё основными жизненными циклами. Это детство, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершённости процесса социализации, можно выделить начальную или раннюю социализацию, охватывающую период детства и юности, и продолжительную или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.

 

В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян и волков. Но передачи смысла и значения социальных норм и ценностей, освоение социальных ролей, прав и обязанностей у животных нет. Сколько учёные ни бились с обезьянами, но так и не смогли их научить тому, что может пятилетний ребёнок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговаривать словами, а не жестами. Видимо обучение – простейший базовый элемент социализации и имеет одно эволюционное направление. Таким образом, процесс обучения носит универсальный эволюционный характер. Но в отличие от животных обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании материала. Волк, собака, или кошка остаются представителями своего вида не зависимо от того, где они воспитывались. Так сильно у них генное наследство.

 

У человека всё иначе. Он становится человеком не потому, что произошёл от человеческого существа, а лишь потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, профессии др. Они-то и составляют материал социализации. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя такому материалу – человеческая культура.

 

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает правилам жизни другую, называется становлением социального «я».

 

Человеку приходится жить в сложном мире. Он всю жизнь ищет себе социальное пристанище. Но не физическую крышу над головой, а социальное место в жизни. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.

 

У большинства взрослых есть свой социальный дом – устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно назвать статусом, должностью, профессией и т.д. Но важно то, что это место кормит, поит, даёт независимость и уверенность в завтрашнем дне. У ребёнка нет своего социаль-ного места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей. Обретение вначале политической самостоятельности (получения права голоса), затем эко-номической (устройства на работу, которое может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей). Самостоятель-ность означает качественную границу между 2 типами социализации – начальной (ранней) и продолженной (поздней).

 

Однако социализация – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

 

Индивид – начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая.

 

У новорождённого нет личности. Ребёнок не способен различать своё собственное «я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «я». Он не знает границ между собой и не собой. Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве от 2 до 5 лет, затем приобретение навыков сложной деятельности (рисования, познания, труд), обучение в школе – всё это стадии одного процесса - осознания своего «я».

 

Проявляя ослушание, ребёнок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы, социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «я» для других: какую ценность я представляю для своих родителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею я право на собственное мнение? Что такое дружба и предательство? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?

 

Когда подросток задаёт подобные вопросы, что верхний признак завершающего этапа становления социального «я»: сквозь индивидуальность уже «проклёвывается» личность.

 

Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться довольно долго. Наука не установила ни каких границ, их нет. Социализация начинающаяся во младенчестве и заканчивающаяся в глубокой старости – процесс освоения социальных ролей и усвоение культурных норм.

 

Школьная, университетская, производственная и иное обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, сдаёт экзамены, затем получает диплом, однако, обучение предмету и обучение жизни – разные вещи. Ни какой учитель в школе, ВУЗе не может научить быть хорошей женой, семьянином, деловым партнёром, профессионалом. Этому приходится обучаться всю жизнь, совершая ошибки и исправляя их.

 

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или изучая методы деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывает окружение, практика принятия решений, которую приходится осваивать реально став тем или иным. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

 

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом. Ведь человек, взрослея, в свёрнутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной революции. Ни один биологический вид не научился свёртывать этап своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детёнышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.

 

Социализация – такой процесс, который не поддаётся искусственному управлению, либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребёнка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве свой предмет, но примеров ускоренной социализации нет.

 

Разумеется, возможно раннее взросление, особенно, если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей и т.п. Тем не менее это не социализация. Можно сократить её этапы, ускорить их прохождение, удлинить или сократить процесс социализации нельзя. Процесс социализации личности неразрывно связан в социологии со статусом.

 

7.3. Личность в системе социальных связей

 

Социальный статус - это положение индивида или группы в социальной системе, система его социальных функций и вытекающих из них определенных прав и обязанностей.

 

Различают статус прирожденный (социальное происхождение, пол, национальность) и достижимый (образование, профессия, квалификация и т.д.). Человек имеет несколько статусов, но только один определяет его положение в обществе. Чаще ведущий статус обусловлен должностью личности, профессией. Профессионально-должностной фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое (банкир, инженер, адвокат).

 

Выделение главного статуса важно, так как определяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество у личности, совпадает с тем статусом, который определяет как главный сама личность. Так, предприниматель может считать, что главное в его социальной характеристике имущественное положение. Но в общественном мнении, среди его знакомых, решающее значение может приобрести уровень его образования, культуры.

 

Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В бюрократизированных обществах, где роль государства традиционно высока - статус начальника, руководителя, чиновника всегда более значим, чем в странах, где роль государства менее заметна.

 

Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов и, напротив, необоснованная заниженность других, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. Утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно-высокого престижа статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей мудрее, чем платят ей.

 

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности, у молодежи. Это своеобразный монолит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного " Я". Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия человека со стороны окружающих.

 

Социальный статус характеризует социальное значение человека, его прав и обязанностей. Дополнением этой категории служит понятие социальной роли - поведенческой характеристики человека, его личностных черт.

 

Социальная роль - это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т. е. типичное для людей данного статуса в данном обществе.

 

Например, статус преподавателя вуза - это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т.д. и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества.

 

Каждый статус включает несколько социальных ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой - перед подчиненными. Во всех ролях он выступает в новом ракурсе.

 

Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Человек обладает сразу несколькими статусами, и исполняет при этом бесконечное множество ролей. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, связанные с соответствующим статусом. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме высокой квалификации, научной степени и т.д., но и неформального стиля взаимоотношений, принятого в научной среде, манер и т.д. При этом необходимо отметить, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей.

 

Многообразие исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов:

 

1) внутриролевой конфликт. Примером такого рода конфликта может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или личности, которая под давлением обстоятельств исполняет роль не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих ролях, исполняемых личностями - от сантехника до преподавателя вуза - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием " делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к внутреннему стрессу;

 

2) конфликт может быть вызван различиями в трактовке личностью своей социальной роли и представлениями о социальной роли обществом. Он может быть вызван сменой социокультурной среды личностью. Например, смена места работы может привести к появлению эффекта «Чужака";

 

3) конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети - низкой самоотдачи на работе, чтобы больше сил отдавать семье;

 

4) этот же пример справедлив для описания еще одного конфликта:

 

различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли;

 

5) конфликт между ролями, когда различные роли пересеклись в конкретной личности. Например, конфликт может возникнуть из-за несоответствия между ролью " отца" и " семьянина" и отдающего себя науке ученого-исследователя.

 

В каждом конкретном конфликте верх берет та социальная роль, которая в данной ситуации наиболее весома для личности. Каждая личность сама выстраивает свою собственную пирамиду предпочтений.

 

В социологии выделяют способы защиты личности как сознательные, так и несознательные.

 

Рационализация ролей - неосознанный способ защиты личности, когда личность не воспринимает ситуацию, нежелательную для нее. Например, стоит убедить себя, что представители иной этнической группы или расы в интеллектуальном плане находятся гораздо ниже и вопрос о равноправии их не будет волновать. Рационализация скрывает реальность ролевых конфликтов путем бессознательного поиска неприятных сторон роли.

 

Разделение ролей - также неосознанный способ защиты личности. Временно личность выключает из сознания одну из ролей. Серийные убийцы, палачи могли быть одновременно заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли полностью разделены. Социальная форма военного, врача помогает людям в разделении ролей. Такой процесс дает возможность снять эмоциональную напряженность всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой.

 

Регулирование ролей - этот способ защиты личности является осознанным и преднамеренным. Личность освобождается от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли. Это означает, что общественные образования, организации берут на себя большую часть ответственности за социально неодобряемые роли. Например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что это требовала его работа.

 

Любая личность в современном обществе испытывает ролевой конфликт, но она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подчинения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

 

Социальные статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры.

 

 

Семья как социальный институт.

Семья - группа людей, связанных отношениями родства или брака, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие значимые потребности.

Семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

В большинстве примитивных обществ (племена Центральной Африки, многие народы Севера) семья - единственно реально функционирующий общественный институт. Там нет правителей, формальных законов, специализированных профессий. Семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов, других ценностей решаются в рамках отдельных семей или на советах нескольких семей.

Семья является одной из главных социальных институтов в обществе. С увеличением размеров племен появляется необходимость в формальной политической организации. Появляются новые институты, которые берут на себя часть семейных функций.Как все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления важных для общества функций.

Функции семьи:

1. Функция сексуального регулирования. С помощью семьи общество упорядочивает и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Часто после заведения семьи хаотичная интимная жизнь превращается в стабильные супружеские отношения.

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровы.

3. Функция социализации. Семья занимает центральное место в процессе социализации. Семья для ребенка является первичной группой, с нее начинается развитие личности. У человека навсегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения.

4.Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится общение с близкими людьми. Врачи считают, что важной причиной трудностей в общении и даже болезней является отсутствие любви и тепла в семье. Преступления чаще совершают те, кто был лишен заботы в семье.

5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследства статусы, близкие статусам членов его семьи. Это принадлежность к определенному социальному слою, национальность и пр. Семья осуществляет ролевую подготовку ребенка к статусам, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

6. Защитная функция. Семья осуществляет физическую, экономическую, психологическую защиту своих членов (хотя в разных обществах с разной интенсивностью). Мы привыкли к тому, что, задевая интересы человека, мы задеваем интересы его семьи.

7. Экономическая функция. Члены семьи ведут общее хозяйство. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Исторические типы и формы семейных отношений:

1. Семьи, в зависимости от представленности в них различных поколений, бывают нуклеарными (наличие в семье только двух поколений: родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители супругов, другие родственники). Процессы урбанизации в современном мире привели к преобладанию нуклеарной семьи.,

2. По типу лидерства и распределения семейных обязанностей выделяются 3 типа семьи:

1) традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей живут как минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: экономическая зависимость женщины от супруга; признание безусловного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства; закрепление женских и мужских обязанностей: муж - кормилец, жена - хозяйка;

2) неотрадиционная семья. В ней сохраняются установки на мужское лидерство и разграничение обязанностей, но, в отличие от семей первого типа, без достаточных объективных оснований. Такой тип семьи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом зарабатывать деньги, женщина получает " исключительное право" на домашний труд;

3) эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие важных для семьи решений (в западноевропейских странах частыми являются случаи когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком).

3. По критерию значимости власти:

1) патриархальные - верхнее положение во властной структуре занимает отец;

2) матриархальные - верхнее положение занимает мать;

4. По социальному положению супругов до вступления в брак:

1) гомогенные - супруги из близких или одинаковых социальных слоев;

2) гетерогенные - супруги из разных социальных слоев. 5. По принципу наследования:

1) патрилинеальные. Наследственные права передаются по отцовской линии;

2) матрилинеальные. Наследственные права передаются по материнской линии. 6. По количеству детей:

1) многодетные;

2) малодетные;

3) бездетные.

 

Тенденции изменения и развития семьи в современном обществе. Сёмья - достаточно изменчивый социальный институт. Изменения семейных отношений на протяжении длительного времени очень заметны. Существует различная классификация этих изменений. Например, российский социолог А.Г. Эфендиев использует следующую классификацию.

Во-первых, семья движется по направлению от традиционной к современной. При традиционализме прежде всего бросается а глаза родственно-семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально-экономической и политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.

Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях. Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических" и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей, женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как итог господства мужчин, поэтому часто желательное равноправное распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом демократизации семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются оптимальные модели семейного равенства. Однако методология исследования, разработанная для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка ученых на демократизацию семьи не согласуется с законами функционирования малых фупп.

В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме контрастируют с резким размежеванием дома, и внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности отношений слоев и каст, напряженной конкурёнтности и опасности внешнего окружения в условиях модернизма.

В-четвертых, социальная и геофафическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности, присущей а условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную активность.

В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей. Доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере модернизации становятся менее престижными; уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижении, самоактуализации и т.п., что вызывается сменой основного типа семьи — расширенную семью меняет нуклеарная семья.

В-шестых, переход от централизованной, расширенной семейнородственной системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовыхродительских, причем в самом супружестье интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).

В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

В-врсьмых, от " закрытой" к " открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и траднций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом)

В-девятых, переход от традииионной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности.

В-десятых, исходя из предыдущих признаков, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реапьные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на какомто безопасном для общества уровне).

 

Брак.

С институтом семьи связан другой общественный институт - институт брака. Брак - санкционированная обществом, социально целесообразная устойчивая форма половых отношений. Основу семьи, как правило, составляет брачная пара. Главными чертами, характеризующими брак по современному законодательству, являются:

- брак - это союз мужчины и женщины;

- союз добровольный и равноправный;

- не временный, а, как правило, пожизненный;

- направленный на создание семьи и рождение детей;

- заключенный по определенным, установленным государством правилам и порождающий вследствие этого супружеские права и обязанности.

Брак пользуется защитой и поддержкой государства. Юридически существующим признается только брак, официально зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. Венчание и аналогичные церемонии не порождают каких-либо правовых последствий.

Права ребенка. Россия является участницей Конвенции ООН 1989 г. о правах ребенка. Таким образом, Россия приняла на себя обязательства по обеспечению прав ребенка, который рассматривается как самостоятельная личность, наделенная правами и способная в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. Ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Права ребенка в семье:

1. Одним из важнейших прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Дети, оставшиеся без попечения семьи, передаются " йа усыновление. Только в случаях, когда устройство в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

2. Дети имеют право знать своих родителей (на тайну усыновления это положение не распространяется).

3. Право на совместное проживание со своими родителями.

4. Право ребенка назаботу со стороны родителей.

5. Право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие. Родители также обязаны обеспечить право ребенка на получение образования.

6. Право на уважение человеческого достоинства ребенка в семье. Семейная политика российского государства. Основными принципами семейной политики являются:

1. Принцип суверенности (независимости семьи от государства). Любое ограничение принципа суверенности семьи (например, регулирование производства абортов, установление процедуры регистрации брака, введение воинской повинности и т.п.) должно вводиться и регулироваться законодательно. При этом все неоговариваемые юридически случаи прямого вмешательства государства в жизнь семьи должны считаться нарушением принципа суверенности. Однако поддержка (в том числе и экономическая) и пропаганда каких-либо типов семьи не считается нарушением.

2. Принцип общественного договора. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого " продукта семейного производства" общество не может функционировать, т.е. общество испытывает потребность в нормальной жизни семьи. Взамен обще

3. Принцип единства целей федеральной и региональной политики. Цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от особенностей региона. Регион может лишь конкретизировать цели и применять специфические средства

достижения.

4. Вовлеченность граждан и их объединений в процессы создания, принятия и реализации политических решений в сфере семейной политики.

 

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

- Переходность положения.

- Высокий уровень мобильности.

- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

- Активный поиск своего места в жизни.

- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

- самоорганизация и независимость от официальных структур;

- обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.