Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурные различия в обсуждении научных проблем






Психолог из Стэнфордского университета Роберт;

Зайонц (Zajonz, 1989) проанализировал материалы
Г.Гальтунг (Galtung, 1981), касающиеся национальных
особенностей, проявляющихся в стиле ведения научных
дискуссий. Представим наиболее существенные в интере-В
сующем нас контексте моменты (воспользовавшись ма-
териалами в переводе Л.Ф.Вольфсон). Сравнению под-
верглись четыре подхода: саксонский, тевтонский, гал-
льский и японский, демонстрирующих " как делается на-
ука" в интеллектуальных центрах Британии и США, Гер-
мании, Франции, Японии. Основные характеристики этих
подходов выглядят следующим образом:

Саксонский. Наибольшее поощрение споров и дискус-
сий. Интеллектуалы образуют команду, где должно со-


 

разные ПОЛЮСА ВИДА homo sapiens: РАСЫ И ЭТНОСЫ


 


храняться содружество. Существует джентльменское со-
глашение: " Мы должны держаться вместе и продолжать
наш спор, несмотря на все разногласия". Первый из на-
чинающих обсуждение предваряет свою речь словами: " Я
с большим удовольствием прослушал выступление Х и
потрясен его умением владеть фактами, но...". В Великоб-
ритании это " но" может иметь далеко идущие последст-
вия, занимая в несколько раз больше времени, чем ввод-
ная часть. В США (особенно в западных штатах), наобо-
рот — даже в самой средней студенческой работе про-
фессор постарается найти тот критический самородок,
который засияет при надлежащей шлифовке.

Тевтонский и Галльский (в общей характеристике рас-
сматриваются вместе). Тут не будет комплиментарного
вступления и никто не захочет искать маленький само-
родок. Напротив, участники обсуждения прямо укажут
на слабое место в рассуждениях оппонента, а в конце
дискуссии и вовсе не будет смягчающих замечаний, что-
бы " по-человечески поддержать" критикуемого. Взгляды
будут холодны, лица напряжены, и легкий оттенок пре-
зрения и насмешки появится в уголках глаз. Автор же
работы, отчаянно защищающий свое детище, окажется в
положении жертвы.

Японский. Главное в обсуждении — не испортить сло-
жившихся отношений. Здесь существует уважение " по вер-
тикали": к авторитету, к учителю, кто бы он ни был.
Присутствующих объединяет чувство коллективизма и
ограниченной солидарности. Главным оказывается воп-
рос о том, к какой школе ты принадлежишь, откуда
взял свою идею и кто ее высказал первым. Спор здесь
скорее социальный, чем интеллектуальный, акт. Г.Галь-
^унг также анализирует вопросы, которые задают автору
гипотезы:

саксонский стиль (американский вариант): " Как Вы
°перационализируете свою гипотезу? ";

саксонский стиль (британский вариант): " Как Вы ее
Документируете? ";

тевтонский стиль: " Как Вы можете вывести ее из
°ашей аксиомы? ";


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.