Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание в контексте культуры






Выполненное в Йельском университете (США) иссле-
дование, обобщающее данные изучения семидесяти пяти
культур, было посвящено изучению практики воспитания
детей относительно пяти систем поведения — оральной,
анальной и сексуальной (связанных, опять же, с теорией
Зигмунда Фрейда о пяти стадиях последовательного разви-
тия характера), а также зависимости и агрессивности. Ос-
новные результаты показали широкий диапазон традиций,
обусловливающих отношение родителей к воспитанию у
детей базовых навыков и реакций.

Марк Борнштейн с коллегами (Bornstein et al., 1991)
проанализировал сделанные ими видеозаписи обращения со
своими пятимесячными младенцами 24 матерей из Фран-
ции, Японии и США. Было замечено, что все младенцы
ведут себя одинаково, что исключало объяснение наблюда-
емых различий в поведении матерей спецификой младенг
ческих реакций. Оказалось, что американские матери боль-j-
ше остальных уделяют внимание стимуляции ребенка. Они
привлекали внимание, говорили с младенцем, прикасались
к нему и поворачивали. Используемые типы стимуляции
также отличались по своему характеру. Американки и фран-
цуженки уделяли больше внимания тому, как их младенцы
взаимодействуют с объектами, и меньше — их обращен!
нию с самой мамой. Японки проявляли одинаковую ак-|


 

разные ПОЛЮСА ВИДА homo sapiens: РАСЫ И ЭТНОСЫ


 


тивность по отношению ко всем элементам стимуляции.
Американские матери больше, чем французские и япон-
ские, использовали в своей речи высокотоновые звуки
(" гуления") при общении с ребенком, а не взрослую
речь с обычным набором тонов, как их " коллеги". Впол-
не возможно, что формирование того, что называют
национальным характером (см. ниже), начинается с тон-
ких различий в культурном контексте, проявляющихся
уже на первых этапах взаимодействия матери и ребенка.

Черные матери со своими детьми и белые матери,
имеющие приемных черных детей, по-разному воспи-
тывают своих чад. Белые матери больше ориентированы
на самостоятельное решение их детьми своих проблем
(Moore, 1986). Вообще опыт ранней социализации, свя-
занный с семьей, в разных этнических группах (здесь
можно сослаться на данные Dombush, включающие ана-
лиз восьми тысяч примеров), оказывает большое влия-
ние на последующий уровень развития интеллекта, хотя
эта закономерность больше подтверждается для мальчи-
ков, чем для девочек (Yarrow et al., 1971).

Ури Бронфербреннер (Bronferbrenner, 1970) в течение
семи лет руководил проектом по кросс-культурному
исследованию особенностей воспитания детей в СССР и
США. Согласно результатам этого уникального проекта, спе-
цифика воспитания в обоих культурах имеет явные разли-
чия. Российские младенцы получают больше проявлений
любви и физических контактов — объятий, поцелуев, по-
качиваний и прижиманий — чем американские. Однако они
также получают меньше свободы движений и ограничены
в инициативе, что вызвано как неблагоприятными факто-
рами окружающей среды (например, низкая температура
воздуха в доме), так и опасениями по поводу возможности
нанесения ребенком себе вреда. Материнская ответствен-
ность, отмечает У.Бронфербреннер, распространяется на
родственников и даже случайных знакомых. Несмотря на
такую заботу и любовь, акцент в воспитании делается на
Развитие послушания и самодисциплины. И в школе, зада-
чей которой является формирование характера, воспиты-
вается компетентность в предметной активности и чувство
Товарищества. Таким образом, советские дети оказались

 


310 __________________^____ человек в группе

мотивированы к проявлению " хорошего поведения", g

основе которого лежит сильное стремление к обучению и
служению своему обществу. •

14.4. этническое САМОСОЗНАНИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ^
ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Переменные, образующие самосознание целого народа
трудно поддаются классификации. Вряд ли можно с полной
уверенностью говорить и о сложившейся концептуальной
системе в современной дифференциальной этнопсихологии.
Мы рассмотрим лишь несколько аспектов этнопсихологи-
ческих различий между людьми, оформленных в виде не-
больших подразделов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.