Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии различий между социальными группами






В большинстве обществ с ярко выраженным многона-
циональным оттенком, например, в США, процесс стра-
тификации происходит в результате воздействия социальных
и экономических факторов. Для обозначения совокупнос-
ти переменных, которые в дифференциально-психологи-
ческом контексте играют роль обладающей устойчивым
влиянием ситуативной детерминанты, введено понятие Со-
циоэкономического Статуса (СЭС) (с англ. — socio-
economical status — SES), определяемого на основе анализа
рода занятий, уровня дохода и образования. Все эти пока-
затели, разумеется, коррелируют между собой, что и дает


ГпЦИОЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

основание для их выделения в качестве некоего интегратив-
ного критерия, разделяющего любое современное обще-
ство на страты. Система стратификации включает в себя и
такие переменные, как условия проживания, стили жизни
(включая установки и ценностные ориентации), наконец,
ожидания как показатель направления развития. Взятые все
вместе, эти параметры образуют контекст, на фоне кото-
рого происходит важнейший процесс социализации ре-
бенка (Liebert, Wicks-Nelson, 1981).

Можно выделить два подхода к анализу различий между
людьми, обусловленных феноменом стратификации. Пер-
вый связан с выделением континуальной шкалы " сни-
зу—вверх", второй построен на сравнении так называе-
мого среднего класса с неблагополучными группами на-
селения. Исследования, проведенные среди различных
групп населения в рамках первого подхода, выделяют пять
социально-экономических уровней — " нижний (небла-
гополучный) класс", рабочий класс (" голубые воротнич-
ки"), класс-ниже-среднего (" белые воротнички", служа-
щие), клаес-выше-среднего (бизнесмены и независимые
профессионалы), " класс-с-высоким-уровнем" (Coleman
& Neugarten,
1971). Процент населения, приходящийся
на каждый выделяемый в популяции класс, оказывается
довольно устойчивым и составляет для США соответствен-
но 18, 48, 21, 10 и 3.

13.2. Экология индивидуального развития

Влияние социального класса или страты, в которую
включен индивид, часто проявляется на протяжении всего
жизненного пути субъекта — от особенностей протека-
ния беременности матери до становления зрелой личности.
Д-Картрайт (Cartwright, 1974) выделяет два взаимосвя-
занных кластера признаков, характеризующих эффект
влияния на личность особенностей социального статуса.
Представим эти данные, а также результаты исследова-
ний других авторов, в обобщенном виде (см. таблицу 11).

Примечательно, что практически каждый из представи-
телей различных групп прекрасно осознает наличие социаль-
той иерархии. При этом четкие критерии для оценки своей

10 А. Либин


290________________________ человеквгру^ \

Таблица -i-i Влияние на личность социоэкономических факторов

Характеристики статуса Социально-   Ситуативные и личностные переменные") Домашняя обстановка: привычки, установ~~  
экономический уровень   ки, особенности брака, готовность к появ-  
жизни родителей   лению ребенка; ближайшие родственники.  
Наследственные призна-   Потенциал и ограничения паттерна врож-  
ки   денных характеристик.  
Уход за матерью во вре-   Воздействие на организм ребенка в прена-  
мя беременности (вклю-   тальный период.  
чая питание)      
Питание новорожденного   Влияние на здоровье, жизнеспособность и  
и уход за ним   активность.  
Питание, уход и стимуля-   Развитие интеллекта и креативности.  
ция в период младенчест-      
ва      
Питание, уход и стимуля-   Формирование эмоций и характера.  
ция в детстве      
Соседи и ближайшее   Влияние на установки, знакомства.  
окружение      
Школьная среда   Знания, навыки, подготовленность, j  
Возможности для выбора   Поддерживающие или блокирующие тен- •1  
рода занятий   денции. j  
Профессия и уровень   Соответствие ожиданиям. •; ЦВ  
дохода      
Достижение определен-   Характеристики поставленных целей. 'Щ  
ного статуса   '  

 

социальной метки" люди давать затрудняются, указывая
лишь на тех своих знакомых, кто находится " ниже" или
" выше" их собственного уровня. Однако психологи выявили
по меньшей мере восемь компонентов, которые могут слу-
жить критериями для определения статусной позиции —
ранг профессии мужчины в терминах ее престижности,
доход семьи, качество домашнего хозяйства, репутация
района проживания, связи с общественными клубами и
организациями, посещение церкви, образование мужчи-
ны, образование женщины {Coleman & Neugarten, 1971).
Разумеется, одним из важнейших компонентов, влияю-
щих на проявление индивидуальных различий, оказывает-
ся специфика внутрисемейного взаимодействия.

13.3. семейная СРЕДА В ЗЕРКАЛЕ КЛАССОВЫХ |В
РАЗЛИЧИЙ " ^

Многие психологические различия между школьниц
ками (в уровне развития способностей, предпочтении;


социоэкономический СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

эмоциональных реакций, самооценке и Я-концепции в
целом) связаны с различиями в семейной среде, неред-
ко зависящей от СЭС. В семьях, имеющих более высокие
показатели СЭС, отцы были склонны чаще бывать дома,
родители претендовали на большее участие в школьной
жизни детей и в их последующей профессионализации
(Whiteman & Deutsch, 1968).

Три важнейших показателя СЭС — уровень образования
матери и отца и профессиональный статус отца — связаны
с измерением оценки родительской заботы о детях
(Baumrind, 1971). Каждый из отмеченных трех индикаторов
положительно коррелировал со степенью их благотворного
влияния на семейную среду, а также со степенью проявле-
ния отцом стремления к развитию в ребенке независимости
и индивидуального своеобразия. При этом матери с высо-
ким образовательным статусом поощряли эти качества в
дочерях, в то время как корреляция их статуса с характери-
стиками сыновей оказалась незначимой. Отвержение ребен-
ком отца негативно коррелировало со степенью выражен-
ности всех трех показателей.

Изучение семейной среды в разных социальных классах
в течение тридцати лет позволило сделать два вывода —
количественный и качественный. Были выявлены лишь не-
значительные различия между семьями с разным СЭС по
признакам, характеризующим практику ухода за детьми
(количественный признак). Однако различия в манере, в
которой осуществлялось родительское воспитание, были
значительны (качественный аспект). Низкостатусные роди-
тели характеризовались как более авторитарные, обвиняю-
щие, принуждающие. Матери трех—пятилетних детей из се-
мей с низким статусом сильнее ограничивали поведение
своих детей (Zigler & Child, 1969).

Имея тенденцию к усилению с возрастом, частные эф-
фекты социально-классовых различий образуют довольно
^рьезный фактор, влияющий на такие тонкие сферы ин-
дивидуальности, как эмоциональная жизнь и связанные
с нею поведенческие паттерны. Представители так назы-
ваемого среднего класса чаще испытывают чувство вины
и 'склонны возникающую агрессию обращать против себя,
что " Появляется, например, в количестве суицидов. На-


человек В ГРУППЕ

против, представители " нижних слоев общества" обна-
руживают тенденцию к проявлению агрессии в форме
физических действий, направленных против других. В то
же время для детей из низкостатусных семей характерна
высокая соревновательность как возможность непосредст-
венной демонстрации своего превосходства над другими
а для детей из " среднего класса" характерно проявление
высокой степени стремления к достижениям (Zigler &
Child,
1969).

В зависимости от степени дифференциации между семья-
ми из разных слоев общества, включая отличия в ценност-
ных ориентациях, целях и стилях взаимодействия, форми-
руются различия между детьми, а затем уже и между взрос-
лыми. В соответствии с приведенной выше пятизначной шка-
лой градации социальных классов (см. 13.1) можно охарак-
теризовать специфику важнейших личностных характерис-
тик, относящихся к особенностям целей и ценностных ори-
ентации в семейной жизни, в зависимости от СЭС (см.
Duberman, 197 б):

1. " Неблагополучные". Супруги эмоционально и со-
циально изолированы; акцентирование обязанностей
женщины; мужчины не могут выполнить свою маску-
линную роль в освоении профессионального рынка; пря-
мое деление обязанностей по половой принадлежности;

осознание неконтролируемости своей жизни.;

2. " Голубые воротнички". По традиции свойственна
сильная половая сегрегация; женщины изолированы,
пассивны, подчиняемы, привязаны к дому. Современная
тенденция проявляется в стремлении к большему, по
сравнению с традиционными установками, равенству и
разделению обязанностей, принятия решений и сексуаль-
ных удовольствий.

3. " Белые воротнички". Акцент делается на респекта-
бельности, что может вести к ригидности поведения;

сильные семейные узы; жена является младшим помощ-
ником мужа.

4. " Выше среднего". Ориентация на карьеру, особенно
среди мужчин; финансовая независимость и стабилиза-
ция; социальный престиж; жена часто занимается само-
совершенствованием для помощи мужу в его карьере.


5. " Высокий уровень". Беззаботная жизнь, финансо-
вая стабильность, престиж; акцент на традициях и ро-
дословной; мужчины должны следовать в профессии се-
мейной традиции; жена должна полностью " идентифи-
цироваться" с мужем.

Разумеется, в соответствии с этими базовыми жизнен-
ными установками родители воспитывают детей, заклады-
вая, в немалой степени, прочную основу для обнаруживае-
мых затем во взрослых взаимоотношениях личностных раз-
личий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.