Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ментальные часы — возрастная динамика психических функций
Нельзя сказать, чтобы психологические часы, отмеча- ющие время изменений в психической сфере, шли своим независимым ходом. Но все же течение ментального вре- мени определяется закономерностями несколько иного, нежели генетические программы, плана. Запаздывая, мен- тальные часы индивида указывают на задержку в психи- ческом развитии, отмечая, например, более низкий уро- вень его IQ (см. главу 6). Опережая биологический возраст, ментальное время субъекта показывает, что перед нами, возможно, будущий Моцарт или Ландау. В то же время пси- хическое развитие отражает основные закономерности поступательного процесса, характеризующего движение человека по жизни.
Модель общего механизма формирования иерархизо- ванной структуры ментального мира находится пока еще в стадии теоретической и экспериментальной проверки
Человек. В ГРУППЕ
(Веккер, 1998). Ряд интересных данных получен в диффе- ренциально-психофизиологических исследованиях. Есть экспериментальное подтверждение того, что " свойства темперамента и общих способностей на ранних этапах он- тогенеза обнаруживают весьма тесное взаимодействие" (Русалов, Дудин, 1995). Однако анализ плотности корреля- ционных связей в структуре индивидуальности детей и взрослых показывает, что с возрастом усиливается влия- ние специальных факторов и происходит дифференциа- ция темпераментального и интеллектуального уровней регуляции поведения. У подростков число значимых коэф- фициентов корреляции между исследуемыми признаками не только больше, но и выше по уровню значимости. та§
сенсорно-перцептивная СФЕРА *-
Кажется очевидным, что с возрастом в психомоторном поведении происходят изменения — движения становятся как бы замедленными и менее координированными. Од- нако изучение одного из основных психомоторных пока- зателей — времени реакции — не позволяет сделать такой однозначной интерпретации. Влияние тренировки оказы- вается очень сильным и более старшие спортсмены не толь- ко превосходят своих сверстников-неспортсменов в быст- роте реагирования, но и опережают в выполнении ряда заданий молодых неспортсменов (Spirduso, 1975). Ухудше- ние же времени реакции скорее связано с общей физи- ческой несостоятельностью (гипертония и сердечно-сосу- дистые нарушения), чем с возрастом. Более того, этот по- казатель (речь идет о снижении времени реакции) оказы- вается предиктором сердечно-сосудистых повреждений (Abrahams & Birren, 1973).
|