Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ментальные часы — возрастная динамика психических функций






Нельзя сказать, чтобы психологические часы, отмеча-
ющие время изменений в психической сфере, шли своим
независимым ходом. Но все же течение ментального вре-
мени определяется закономерностями несколько иного,
нежели генетические программы, плана. Запаздывая, мен-
тальные часы индивида указывают на задержку в психи-
ческом развитии, отмечая, например, более низкий уро-
вень его IQ (см. главу 6). Опережая биологический возраст,
ментальное время субъекта показывает, что перед нами,
возможно, будущий Моцарт или Ландау. В то же время пси-
хическое развитие отражает основные закономерности
поступательного процесса, характеризующего движение
человека по жизни.

Модель общего механизма формирования иерархизо-
ванной структуры ментального мира находится пока еще
в стадии теоретической и экспериментальной проверки

 


 

Человек. В ГРУППЕ


 


(Веккер, 1998). Ряд интересных данных получен в диффе-
ренциально-психофизиологических исследованиях. Есть
экспериментальное подтверждение того, что " свойства
темперамента и общих способностей на ранних этапах он-
тогенеза обнаруживают весьма тесное взаимодействие"
(Русалов, Дудин, 1995). Однако анализ плотности корреля-
ционных связей в структуре индивидуальности детей и
взрослых показывает, что с возрастом усиливается влия-
ние специальных факторов и происходит дифференциа-
ция темпераментального и интеллектуального уровней
регуляции поведения. У подростков число значимых коэф-
фициентов корреляции между исследуемыми признаками
не только больше, но и выше по уровню значимости. та§

сенсорно-перцептивная СФЕРА *-

Кажется очевидным, что с возрастом в психомоторном
поведении происходят изменения — движения становятся
как бы замедленными и менее координированными. Од-
нако изучение одного из основных психомоторных пока-
зателей — времени реакции — не позволяет сделать такой
однозначной интерпретации. Влияние тренировки оказы-
вается очень сильным и более старшие спортсмены не толь-
ко превосходят своих сверстников-неспортсменов в быст-
роте реагирования, но и опережают в выполнении ряда
заданий молодых неспортсменов (Spirduso, 1975). Ухудше-
ние же времени реакции скорее связано с общей физи-
ческой несостоятельностью (гипертония и сердечно-сосу-
дистые нарушения), чем с возрастом. Более того, этот по-
казатель (речь идет о снижении времени реакции) оказы-
вается предиктором сердечно-сосудистых повреждений
(Abrahams & Birren, 1973).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.