Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Координаты индивидуальности человека. Ных факторов. Жизненный опыт индивида может существен- но модернизировать этот процесс и является, поэтому







 


ных факторов. Жизненный опыт индивида может существен-
но модернизировать этот процесс и является, поэтому, пер-
воочередным объектом эмпирического исследования. 1

Довольно сложным оказывается вопрос о механизмах
генотип-средовой детерминации процесса дифференциа-
ции. С одной стороны, развитие опосредования у детей ве-
дет к снижению вклада генетически детерминированных
программ в индивидуальные различия по познавательным
процессам. В период " от дошкольного к подростковому воз-
расту наблюдается смена детерминации (переход от гено-
типической к средовой обусловленности) у опосредован-
ных форм памяти, у более сложных форм внимания" (см.
Егорова, Марютина, 1990), несмотря на сохранение гено-
типической обусловленности более элементарных форм
познавательных процессов — зрительной памяти и устой-
чивости внимания. С другой стороны, как отмечают авто-
ры, не всегда оправдывается ожидание, что " дифферен-
циация, происходящая в процессе онтогенеза так же, как
и развитие опосредования, приведет к уменьшению роли
генотипа" в индивидуально-психологических различиях.

Ряд экспериментальных исследований показывает связь
степени дифференцированности с развитием высших уров-
ней ментальной иерархии. Уровень умственного развития
влияет, как показали исследования взаимосвязи темпера-
мента и интеллекта (Русалов, Дудин, 1995), на степень
дифференциации темпераментального и интеллектуального
уровней регуляции поведения, которые наиболее тесно
связаны у подростков, менее успешных в выполнении
интеллектуальных тестов. Средневзвешенный коэффици-
ент корреляции для десяти значимых случаев равен 0.49
(р< 0, 01). В то же время у подростков с более высоким уров-
нем диагносцируемого интеллекта обнаружена только одна
корреляция между темпераментальными шкалами и пока-
зателями общих способностей. Схожие закономерности
обнаружены и на взрослой выборке. Авторы интерпрети-
руют полученные данные следующим образом. Отсутствие
статистически значимых связей между темпераментом и
интеллектом в структуре индивидуальности у субъектов с


 

иерархическая МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


высоким уровнем умственного развития связано с форми-
рованием таких динамических характеристик интеллекта,
которые в большей мере обусловлены наличными знания-
ми и умственными навыками, чем биологически детерми-
нированными стратегиями переработки информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.