Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Координаты индивидуальности человека. Следования десятков тысяч людей в разных странах







 


следования десятков тысяч людей в разных странах. Хотя
достаточных оснований для отнесения этих измеряемых с
помощью опросников черт к биологически детермениро-1
ванным переменным еще недостаточно, Айзенк аргумен-
тирование обосновывает связь Е с биологической систе-
мой возбуждения (arosal system), N с системой активации
(activating system), a P с генетически детерминированной
тенденцией " импульсивность vs контроль".

Другой подход в использовании факторного анализа в
изучении личности развивает один из лидеров американс-
кой психологии Раймонд Кэттелл. По его мнению, базо-
вое измерение личности невозможно заранее предсказать,
его нужно открыть в результате обработки данных, полу-
ченных путем измерения разных черт у большого множе-
ства людей. Р.Кеттэл {Cattell, 1971; 1990) формулирует два
важных положения для теории личностных черт, выделяя
среди последних поверхностные (вторичные) и порожда-
ющие (первичные), которые в свою очередь разделяются
на конституциональные, имеющие генетическую обуслов-
ленность, и характерологические (mold), развивающиеся
под влиянием опыта и обучения. В своей концепции Кэт-
телл различает также

* темпераментальные (конституциональные порожда-
ющие) черты, детерминирующие стиль индивидуального
реагирования, включающий эмоциональную реактивность,
скорость и энергию реакций личности на средовую стиму-
ляцию;

* черты-способности, определяющие эффективность
реагирования;

* динамические черты, относящиеся к движущим си-
лам реакций и образующие два класса признаков — эрги,
врожденные черты, мотивирующие поведение субъекта
(направленность на " борьбу", " стадное чувство", автоно-
мия), и " сентименты", формирующиеся под влиянием
социокультурных норм; а также аттитюды, являющиеся
проявлением интереса к чему-либо.:

Все эти черты образуют взаимосвязанную систему, на-
полняющуюся содержанием в зависимости от конкретно^
го аспекта анализа человеческого поведения. В качестве
базовой Кэттелл принял шестнадцатифакторную модель


личностные различия 219

описывающую наиболее важные с его точки зрения изме-
рения личности (см., например, Мельников, Ямпольский,
1985).

Столь существенная разница в определении базовых
измерений личности — от трех в концепции Айзенка до
шестнадцати в концепции Кэттела — объясняется отсут-
ствием консенсуса между психологами относительно об-
щепринятой дескриптивной модели личности. Еще одна
важная попытка в этом направлении, предпринятая в пос-
ледние десятилетия, связана с разработкой теоретической
и экспериментальной базы для подтверждения универсаль-
ности пяти связанных между собой измерений личности,
получивших название Большой Пятерки (Big—Five—
Model).

Начиная с 1980-х годов, пятифакторная модель многи-
ми психологами признается одной из наиболее удачных
для идентификации и структурирования личностных
свойств (fViggins, 1996). Существует два основных подхода
к анализу пяти, считающихся базовыми, измерений лич-
ности — модель Большой Пятерки, разрабатываемая в рам-
ках лексикографической традиции, и Пятифакторная мо-
дель (FFM — five factor model), основанная на психомет-
рическом подходе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.