Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Координаты индивидуальности' человека







 


учащихся с более высокими достижениями, а также ана-
лиз большого числа профессиограмм (Клаус, 1984; Ильин,
1988).

В той или иной мере многие авторы пытались ответить
на вопрос о том, возможно ли на основании данных о
взаимосвязи стилевых параметров между собой и с вне-
шними элементами среды построить типологическую мо-
дель, дающую представление о механизмах явления. Дума-
ется, используя только списки — хотя бы даже достаточно
полные — стилевых параметров и их комбинаций с фраг-
ментами действительности, достаточно сложно сделать
выводы о природе изучаемого феномена.

Вряд ли кто-то будет оспаривать утверждение, что оха-
рактеризовать типичную картину, рисунок поведения че-
ловека в целом можно только с помощью стилевых при-
знаков. Однако как же обозначить уникальное простран-
ство стилевых проявлений, канва которого образована
универсальными закономерностями?

Проведенный сравнительный анализ типологических
моделей и классификационных схем позволяет в контек-
сте формального подхода говорить о существовании мета-
параметров, являющихся интегральными измерениями
стиля человека. Факторно-аналитическое исследование
различных индивидуально-психологических особенностей
дает возможность выделить следующие базовые метаизме-
рения, отражающие специфику формы взаимодействия,
то есть стиля, человека с физической и социальной реаль-
ностью (см. компоненты внешнего контура на рисунке 11):

интенсивность—умеренность характеризует частоту ин-
теракций, отражающую готовность человека к энергозат-
ратам, проявляющимся в его адаптационных и конструк-
тивных возможностях;

устойчивость—изменчивость связана с временными па-
раметрами взаимодействия человека со средой;

широта—узость характеризует масштаб субъективных
шкал, а также меру сложности в структуре внутренних и
внешних связей стилевых компонентов;

включенность—отстраненность субъекта при взаимодей-
ствии со средой выступает как проявление меры дистант-


 

СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ


 


ности между ними. Предполагается, что " включенный в
среду субъект" опирается на внешний источник побужде-
ния и учитывает, в первую очередь, семантику рельефных
признаков среды. " Отстраненный" субъект характеризует-
ся дистантностью по отношению к внешним референт-
ным стимулам.

Метапараметры представлены в виде двухполюсных
факторов, однако это не означает существования между
параметрами каждой дихотомии только линейных зависи-
мостей. Важным является то обстоятельство, что выделен-
ные измерения интерпретируются нами с позиций струк-
турно-функционального анализа и используются для опи-
сания специфики формальной динамики в целом, а также
формообразующих компонентов отдельных психологичес-
ких образований — от темперамента до Я-концепции.

Выделенные метапараметры стиля создают систему ко-
ординат как для изучения инструментальной стороны ин-
дивидуального поведения и деятельности в целом (см. гла-
ву 10), так и для исследования типологических особенно-
стей людей (см. главу 19). Надо заметить, что первоначаль-
но к таким метаизмерениям, описывающим особенности
стилевого взаимодействия человека со средой, были отне-
сены три параметра: интенсивность—умеренность, вклю-
ченность—отстраненность и устойчивость—изменчивость.
Дальнейшие исследования показали необходимость вклю-
чения в первоначальную схему еще одного метаизмере-
ния: широта—узость диапазона взаимодействия (Либин,
1994). Семантическое поле метапараметра стиля человека
" широта—узость" интегрирует в себе также элементы та-
ких понятий как " сложность—простота" (Bieri, 1955), " це-
лостность—детализированность" (Klein, 1951), широта ска-
нирования (Hoizman, 1966) и некоторых других. Как и ос-
тальные метахарактеристики стиля, " широта—узость" про-
является в различных способах взаимодействия субъекта с
фрагментами реальности, например, при сканировании
перцептивного поля или при использовании концептуаль-
ных систем в процессе оценивания других людей.


190 координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

7.8. Типология стилей человека

Как известно, теория предполагает возможность созда-
вать на ее основе практические приложения. Примером
может послужить типология, которая выглядит следующим
образом (см. рисунки 12 и 13).

1;

Рис. 12. Структурно-функциональная модель 3

индивидуальности человека '

Интерпретация биполярных шкал:

А (+) адаптивность = " синхронность", соответствие требовани-
ям среды;,
А (-) дезадаптивность = несоответствие требованиям среды; \
К (+) сбалансированность структуры индивидуальности = пози-
тивный компенсаторный эффект; '
К (-) дисбаланс в структуре индивидуально-психологических
свойств = наличие гипер- или гипокомпенсации; ;

О (+) оптимальность = адекватная стоимость затрат (физиоля
гических, психологических и т.д.) на достижение цели;,
О (-) хаотичность = стоимость затрат не упорядочена и не;

соответствует значимости достигнутой цели;

На первом этапе выделяются восемь базовых типов стюи
человека, каждый из которых может быть проанализирован
с помощью трех биполярных конструктов — адаптивность\|
дезадаптивность; сбалансированность\дисбаланс; оптималь-j
ность\неупорядоченность — описывающих внутреннюю3
структуру стиля, и четырех метаизмерений, характеризую-
щих внешние аспекты взаимодействия человека с миром (в
приведенном ниже примере они не рассматриваются). Про-
ведем также сопоставление возможных стилей жизни и ти-


СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ 191

пов личности (на рис. 13 приводится фрагмент такого сопос-
тавления). Если стиль жизни метафорически представить в
виде реки жизни, а тип личности определять по качествам
пловца, вошедшего в эту реку, то образные обозначения этих
параметров стиля будут отражать специфику взаимодействия
человека с миром, выявляемую также с помощью приве-
денных шкал.

Рис. 13. Типология стилевого поведения (фрагмент)

Краткая интерпретация типов:

1 — никогда не знает, чего именно хочет, тратит много сил впустую,
неадекватно оценивает себя и окружающих;

2—добивается признаваемых другими результатов, которые при этом
совсем не обязательно соответствуют собственным желаниям; к тому
же физиологическая стоимость результатов слишком высока и не оп-
равдывается;

3 — стремится найти себе тихое место, озабочен только исполнени-
ем своих желаний, следит за тем, чтобы не потратить лишних сил, не
стремится к успеху (" Главное — чтобы меня не трогали"), равнодушен
к порицанию или одобрению;

4 — готов использовать любые средства, чтобы добиться выполне-
ния своих желаний, пусть даже идущих вразрез с имеющимися спо-
собностями;

5 — делает все по-своему, даже назло своим желаниям, однако умеет
находить оптимальные пути для достижения успеха;

6 — не вступает в противоречие с групповыми нормами, выбирает
сферу деятельности в соответствии с собственными желаниями, но,
как правило, не достигает успеха и тратит впустую много сил;

7 — выраженная форма социальной дезадаптации сочетается с уме-
нием правильно расходовать свои силы, верно определять цели (но
не находить адекватных способов их достижения);

8 — отличается гармоничной структурой стиля, сочетающейся с
адекватной самооценкой и постоянным стремлением к изменени-
ям, поиску новых, более оптимальных способов достижения наме-
ченных целей.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.