Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Координаты индивидуальности человека. Говард Гарднер определяет интеллект в терминах много- численных способностей, каждая из которых является важ- ной для достижения адекватности и успешности в







 


Говард Гарднер определяет интеллект в терминах много-
численных способностей, каждая из которых является важ-
ной для достижения адекватности и успешности в опреде-
ленной сфере жизнедеятельности. Ценность каждого ком-
понента интеллекта определяется конкретными обществен-
ными нормативами, которые поощряют или не поощряют
развитие следующих интеллектуальных способностей
(Gardner, 1983):

* лингвистических

* логико-математических

* пространственных (ориентация в пространстве на ос-
нове психических образов)

* музыкальных

* телесно-кинестетических

* интер(или меж-) личностных (понимание других)

* интраличностных (понимание себя).

Эти семь интеллектуальных компонентов отражают все
аспекты человеческого потенциала, обеспечивая адапта-
цию и развитие. Помещенные в культурный контекст, они
выявляют имплицитные общественные установки. Г.Гард-
нер полагает, что развитие первых двух способностей из
списка характеризует западное общество в целом, а для
изолированных небольших социумов (например, жителей
маленьких островов) специфична ориентация на разви-
тие межличностной компетентности.

В другой интерпретации интеллекта указывается, что
его традиционные определения слишком узки и не вме-
щают таких аспектов как счастье, личностный успех или
гармония с обществом. Эти компоненты были учтены в
базовой модели эмоционального интеллекта (Mayer &
Salovey,
1990), которая акцентировала внимание на пяти
типах способностей — знание об эмоциях, управление
эмоциями, распознавание эмоций у других, умение моти-
вировать себя, совладание с социальными отношениями.
Более полная концепция, по мнению Д.Голмэна (Goleman,
1995), книга которого на эту тему стала бестселлером в
США, формулируется в терминах эмоционального интел-
лекта, который включает набор не связанных с IQ
(intelligence quotient) признаков, существенных, однако,
для успешности в профессиональных, межличностных и


способности И ИНТЕЛЛЕКТ

близких отношениях. Согласно этой концепции, EQ
(emotion quotient) вычисляется как сумма показателей семи
способностей: самоосознанности, самомотивированности,
устойчивости к фрустрации, контролем за импульсами,
регуляцией настроения, эмпатией, оптимизмом. Также как
IQ является предиктором академической успеваемости,
уровень EQ позволяет говорить о вероятности жизненного
успеха.

Ключевые термины главы: абстрактное мышление, вариа-
тивность IQ, вербальный интеллект, домашняя атмос-
фера, коэффициент интеллекта (IQ), наследственность,
нейротицизм, сенсомоторный интеллект, способнос-
ти, шкала измерения интеллекта, факторно-аналити-
ческие модели, эмоциональный интеллект (EQ).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.