Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальная вероятность преобладания образов конкоетной модальности






~% людей | преобладающие образы | % людей преобладающие образы
97
____ зрительные ____ 67 _____ вкусовые _____
93 _____ слуховые ____ 66 ____ обонятельные ___

75 ___ кинестетические 54 _____ болевые _____
70 ____ тактильные ____ 43 ___ температурные ___

Более удачной — в смысле содержательной интерпре-
тации — оказалась следующая дихотомия, условно обо-
значаемая в типологическом аспекте как " визуализаторы" —-
" вербализаторы" (Paivio, 1971) (о связи этой типологии с
концепцией И.П.Павлова о первой и второй сигнальных
системах мы будем говорить в главе о типологических раз-
личиях). Так, " визуализаторы" кодируют информацию бук-
вально, а " вербализаторы" используют различные формы
символически-смыслового кодирования, вербализуя мате-
риал любого типа (Anderson, 1973). Также отмечается боль-
шая склонность женщин к " визуализации", что некото-
рые авторы связывают с различиями в активности полу-
шарий мозга и следующими отсюда различиями в позна-
вательных стратегиях (White, Ashton, Brown, 1977).

Контролируемость (мысленное оперирование) образа-
ми. Различия связаны с вызывающими трудности при вос-
поминании элементами образа — одни с трудом вспоми-
нают движущиеся сцены и объекты, другие испытывают
сложности в воспроизведении цвета (Якиманская, 1980).
Различия обнаруживаются в яркости—четкости образов, в
легкости и скорости их формирования, изменения и раз-
рушения.


94 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

3.6. дифференциальные ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — процесс создания образов тех явлений,
которые не воспринимаются в данный момент — стало
предметом дифференциального анализа в конце прошло-
го века. Еще Ф.Гальтон в серии своих обширных экспери-
ментов пытался обнаружить, какие формы воображения
существуют. В современных исследованиях активно изуча-
ется такая форма воображения как грезы и мечты — са-
мостоятельное создание новых образов желаемого (см. Теп-
лое,
1946). Оказывается те, кого можно назвать " мечтате-
лями", проявляют большую осознанность в отношении са-
мих себя, они хорошо помнят свои ночные видения и про-
являют меньшую тенденцию подавлять свои мысли. Меч-
татели отчетливее представляют себе те вещи, которые их
тревожат и проявляют желание сообщать о них (Singer, 1966).
Автор исследования выявил на основе применения фак-
торного анализа данных семь паттернов, характеризующих
индивидуальные различия в области вторичных представ-
лений — грез. Первые два фактора отражали частоту (склон-
ность иметь часто разные грезы или редко лишь некото-
рые) и удовлетворенность (восприятие грез как нормаль-
ной части своей жизнл, признание их также в качестве
способа, помогающего решать некоторые проблемы). Ос-
тальные пять факторов были связаны с содержанием грез
такого характера:

самообвинение (темы вины, мук совести, депрессии
посещают в течение дня людей с высокими показателями
по этому фактору);

невротическая самопогруженность (чрезмерное внима-
ние к характеристикам и реакциям собственного тела, свя-
занное с тревожностью);

причудливость (например, чья-то голова, плывущая в
космическом пространстве);

калейдоскопичность — " проходящий сквозь сознание
поток фрагментарных кусочков образов" (что характерно
для людей легко отвлекающихся и скучающих);

реалистичность (положительно коррелирует с эмоцио-
нальной стабильностью и любознательностью по отноше-


 

грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (I)...


 


нию к физическому миру; оказывает позитивное влияние
на процесс планирования и научного анализа).

3.7. Типы внимания и памяти

Внимание — один из центральных (" сквозных" по Век-
керу,
1998) психических процессов, связанный со способ-
ностью субъекта сосредотачивать свою активность на ре-
альном или воображаемом объекте в данный момент вре-
мени — также не осталось в стороне от дифференциально-
психологической магистрали. Жаль только, что исследова-
ния внимания через призму человеческих различий не име-
ют пока того объема, которого заслуживает эта важнейшая
характеристика психики.

Особенности внимания связывают — как и при изуче-
нии большинства перцептивно-когнитивных процессов —
со спецификой стратегий приема и переработки информа-
ции. В качестве примера можно привести параметр " широ-
та сканирования" (экстенсивность или умеренность пер-
цептивного поля) — степень фокусировки внимания, оце-
ниваемая по частоте и систематичности центраций на зна-
чимых элементах изображения ко всему полю (Holtynan,
1966). Для выявления этого параметра используют тесты на
визуальную оценку размеров объекта по отношению к эта-
лону (см. Скотникова, 1988).

Дж.Блок (Block et al., 1981) связывает индивидуальные
особенности внимания с параметром, названным " прони-
цаемостью" (permeability) перцептивного аппарата ребен-
ка. Высокий уровень " проницаемости" связан с широким
фокусом внимания, не позволяющим замечать тонких раз-
личий, в результате чего сходство достигается за счет " раз-
мывания" стандарта. При низком уровне " проницаемости"
проявляется узкий фокус внимания, обеспечивающий чув-
ствительность к небольшим отличительным чертам между
объектами, точность и строгость в соблюдении стандарта.

Индивидуальная специфика организации внимания не-
избежно сказывается на другом важнейшем параметре ког-
нитивной сферы — памяти. Интересно, что различия в па-
мяти, выявляемые экспериментальным путем, совпадают
с умозаключениями " наивных психологов". За житейски-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.