Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностические измерения человеческих различий






Психологические измерения заключаются в использо-
вании специальных тестовых процедур для оценки инди-
видуальных свойств и результатов выполнения заданий.
Психодиагностика, как система способов раскрытия
субъективных особенностей психики, с самого начала раз-
вивалась в направлении от " внешнего", видимого, наблю-
даемого, к " внутреннему", скрытому, подлежащему вы-
явлению. За две тысячи лет существования современного
человеческого сообщества ~ так или иначе постоянно ис-
пытывающего потребность в знании о своих психологи-


74 дифференциальная психология: основные понятия

ческих возможностях — психодиагностика проделала путь
от наивных, ненаучных интерпретаций хиромантов до на-
учных методов пренатальной диагностики девиаций в пси-
хическом развитии индивида (см. главу 15).

Начало современного этапа психодиагностики связано
с экспериментами по измерению различных проявлений
человеческой психики, которые были организованы в кон-
це девятнадцатого — начале двадцатого века англичани-
ном Ф.Гальтоном и немецким психологом В.Вундтом. Чуть
позже к плеяде первых психодиагностов присоединяются
российские психологи Г.И.Россолимо (1910) (впервые
разработавший систему психологических профилей, ис-
пользующихся для интегральной оценки тестовых измере-
ний) и А.Рыбаков (предложивший в 1913 году в качестве
тестового средства использовать отпечатки чернильных
пятен); швейцарец Г.Роршах (который ввел в 1921 году в
научный обиход сам термин " психодиагностика", сделав
его названием своей книги о проективном тесте на основе
" чернильных пятен" — Rorschach, 1921) и французы А.Бине
и С.Симон, создавшие свою версию шкалы измерения ин-
теллекта. С конца двадцатых годов наиболее значитель-
ные психодиагностические исследования стали проводиться
в США, в лабораториях Стэнфордского и Колумбийского
университетов.

Так как предмет психодиагностики — это психическое
в его самых разнообразных проявлениях, можно предста-
вить, что измерение степени выраженности признаков на
основе статистических методов есть конечная цель тести-
рования. Однако характер полученной информации, так-
же как и ее интерпретация, зависят от психологической
гипотезы, предшествующей процедуре измерения. Основ-
ные требования к психодиагностике как общему методу
измерения ментальных феноменов (см. также Витцлак,
1986) можно представить в виде таблицы 2.

В.Штерн {Stern, 1911/1994) первым назвал дифферен-
циальную психологию " наукой о существенных различиях
в психических-функциях и свойствах". Поскольку основ-
ной задачей в этом случае становится изучение разброса
(дисперсии) свойств, основным методом эмпирического
дифференциально-психологического исследования явля-


общие принципы... 75

ется дисперсионный анализ. Особенность же психодиагно-
стики как специальной области знания заключается в воз-
можности изучения интраиндивидуальных свойств и спе-
цифики их взаимосвязи на основе знания " интериндиви-
дуальных вариаций степени их возможного проявления".
Исходя из этого можно заключить, что предмет психоди-
агностики не сводится только к изучению различий между
людьми, но включает в себя и элементы идеографическо-
го анализа.

    Таблица 2  
Релевантность психодк   /(агностической процедуры  
Элементы системы отношений Интраиндивидуальные связи   Требования к диагностическим данным Выявление специфики взаимосвязи индивидуальных психических свойств  
Интериндивидуальные вариации   Установление различий межру данным  
свойств   субъектом и другими людьми  
Объект-субъектнэе взаимодействие   Информация об отношениях и способах взаи-  
    модействия человека с предметной и ком-  
    муникативной средой  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.