Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль субдоминантного полушария в организации психических процессов






 

Несмотря на выявляемые функциональные отличия полушарий, четко установлено два факта:

Полное анатомическое сходство, несмотря на то, что субдоминантное полушарие не имеет отношения к организации речевой деятельности, и его поражение не затрагивает речевых процессов. Субдоминантное полушарие в меньшей степени участвуют в реализации сложных интеллектуальных функций и обеспечении сложных форм двигательных актов. Однако при перерезке мозолистого тела и подаче раздражений в правое полушарие название предметов оказывается невозможным, но при этом сохраняется способность к непосредственному воспроизведению объектов и к диффузному различению смысла слова. При поражении правого полушария не наблюдается нарушений активной речи, письма и чтения. При поражении левого полушария наблюдается грубое явление афазии. При поражении правого полушария нет грубых нарушений логического мышления, нет нарушения в понимании логико-грамматических структур, счета и формальных логических операций.

В субдоминантном полушарии организация сенсорных процессов носит менее дифференцированный характер. Исследования роли субдоминантного полушария затруднены тем, что, как правило, отсутствует абсолютная доминантность левого полушария.

Сто лет назад Хьюлинг Джексон выявил, что правое полушарие имеет отношение к перцептивным процессам и является аппаратом, обеспечивающим непосредственные наглядные формы отношения с внешним миром. Позднее было доказано, что правое полушарие анализирует информацию, которую субъект получает от своего собственного тела и которая не связана с вербально-логическими кодами. Т.о. поражение правого полушария приводит к нарушению нормального ощущения своего тела, нарушается «схема тела», а также левая сторона пространства (односторонняя пространственная агнозия). При поражении правого полушария человек неправильно воспринимает свое тело.

При поражении задних глубоких отделов правого полушария наблюдается невнимание к левой стороне. Возникает левосторонняя фиксированная гемианопсия.

При поражении средних теменных отделов правого полушария наблюдается игнорирование левой стороны тела.

При поражении правого полушария чаще, чем при поражении левого, встречается апраксия одевания.

Гностические нарушения могут затрагивать сферы зрительного пространства. Это проявляется, например, в утрате способности к нормальной ориентации в пространстве. В результате этого возникает конструктивная апраксия и конструктивная агнозия.

При поражении правого полушария часто возникает своеобразное нарушение узнавания объектов. Утрачивается чувство их знакомости, не узнаются объекты, не включенные в логические коды. Часто возникает прозопагнозия – неузнавание лиц. Гностические нарушения характеризуются малой модальной специфичностью и носят глобальный сенсорный характер.

К функциям правого полушария относится общее восприятие своей личности. Поэтому частым симптомом является отсутствие восприятия собственных дефектов – это анозогнозия. Это явление придает сходство поведения больного с поведением пациента с лобным синдромом, но отличается большей сохранностью планов и намерений. Такой пациент может удержать программу действий и выполнить ее. Анозогнозия обусловлена тем, что правое полушарие не имеет отношения к формам анализа поведения, в которых участвует речь.

 

 

Это наука о формировании мозговой организации психических процессов. Наибольшее распространение она получила как метод психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью. Мозговая недостаточность может быть органической (поражения) и функциональной (клетки не работают). Этот метод позволяет оценить и описать системно-динамические перестройки, которые сопровождают развитие ребенка с точки зрения мозгового обеспечения.

Для того чтобы спланировать адекватную онтогенезу данного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения необходимо проанализировать механизмы его психологического статуса. Психические функции ребенку не даны изначально. Они формируются в течение длительного времени, начиная с внутриутробного периода. Этот путь формирования гетерохронен и асинхроничен.

Разнонаправленные процессы в определенные периоды онтогенеза синхронизируются и обеспечивают в совокупности целостный ансамбль психической деятельности. Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх) от правого полушария мозга к левому (справа налево) и от задних отделов к передним (сзади наперед).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.