Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторичные отделы зрительной коры. Оптико-гностические функции






 

В эволюционно отношении соотношение первичных и вторичных полей меняется. У низших обезьян первичные поля преобладают над вторичными, а у человека наоборот. Это указывает на функциональные различия коры. При раздражении вторичных отделов возбуждение распространяется на большие площади и даже на соответствующие области противоположного полушария. Вторичные поля, обеспечивая сложное и распространенное протекание возбуждений, играют роль аппартосинтезирущего зрительное раздражение и организующего его в определенные системы. Это служит физиологической основой для сложного зрительного восприятия.

Важным симптомом поражения этих областей является нарушение интегрального восприятия целых зрительных комплексов и невозможность объединять отдельные впечатления в целостные образы, что приводит к феномену неузнаванию реальных предметов и их изображений. При массовых поражениях вторичных полей оптическая агнозия принимает грубый характер. Прибором для проверки этой функции служит тахискоскоп, когда в интервале от 0.25 до 0.5 секунд предъявляются зрительные образы. Такое поражение наблюдается не только при узнавании, но и при изображении предметов. У таких больных изображение предметов сводится к графическому перечислению деталей объекта. Наиболее грубые формы оптической агнозии наблюдаются у больных с поражением вторичных зон обеих затылочных долей. Нарушение зрительного синтеза не затрагивает у больных ни других модальностей, ни интеллектуальных процессов. Физиологический механизм данного нарушения состоит в сужении объема зрительного восприятия. Пациент в состоянии видеть только один предмет вне зависимости от его размеров.

Функциональное сужение зрительного поля получило название симультанной агнозии. Характерное для этого расстройство – это нарушение оптико-моторной координации или атаксия взора.

В нормальном состоянии в коре сосуществуют несколько центров возбуждения. Так один центр воспринимает информацию, а другой центр обеспечивает ориентировочную реакцию (организованное смещение взора). При вышеуказанном поражении центр возбуждения только один, центры, направляющие взор, исчезают.

Еще Павлов предположил, что невозможность восприятия сложных комплексов связана с тем, что клетки зрительной коры не могут иметь дело одновременно с двумя раздражителями, т.е. один центр возбуждения оказывает тормозящее влияние на другой. Такой дефект отчасти можно компенсировать приемом кофеина. Кофеин стабилизирует возбуждение.

Существуют случаи, когда больной может воспринимать простые фигуры, но не узнавать сложные. Это апперцептивная душевная слепота.

Есть ассоциативная душевная слепота, когда больной как будто бы воспринимает зрительный образ в целом, но не может его узнать и определить его значение. Аналогичные явления при нарушении тактильной (осязательной) чувствительности возникают при поражении вторичных отделов теменной области. Такое нарушение носит название тактильная асимболия или теменная тактильная агнозия. Как вариант такого нарушения может возникать нарушение восприятия формы, т.е. нарушается аморфосинтез и возникает астреогноз.

Поражение вторичных полей зрения левого полушария часто приводит к нарушению узнавания букв. В результате этого наблюдается нарушение чтения - оптическая алексия. Иная картина наблюдается при поражении аналогичной зоны правого полушария: нарушение узнавания букв, как правило, менее выражено или вообще отсутствует, но налицо ярко выраженное нарушение непосредственного зрительного восприятия. В результате этого возникает предметная агнозия или агнозия на лица – прозопагнозия.

Своеобразный характер имеют явления, основой которых выступает ложное узнавание или отнесение к ложному личному опыту (пациент признает чужие предметы как свои и в подробностях описывает события, которые с ним ранее не происходили, но, по его мнению, он в них участвовал). Этот процесс протекает при отсутствии осознания собственного дефекта, т.е. на фоне своеобразной анозогнозии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.