Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины возникновения кризисов






Изучение теории кризисов тесно связано с понятием равновесия и устойчивости системы. По определению Н.Д.Кондратьева под равновесием понимается такое состояние системы, которое «…наиболее вероятно и изменение которого под влиянием внутренних причин маловероятно». В то же время всякое равновесие и устойчивость относительны, поскольку в реальной действительности всегда наличествует борьба причин, порождающих и тормозящих осуществление состояния равновесия.

Различают статическую и динамическую устойчивость. Статическую устойчивость можно понимать как стагнацию, т.е. сохранение показателей состояния системы приблизительно на одном уровне. Динамическая же устойчивость заключается в позитивном развитии системы, которое проявляется в улучшении показателей, характеризующих ее состояние.

Неустойчивое состояние может быть переходным в отрицательным смысле, т.е. кризисным и катастрофическим для системы, и в положительном смысле – в том случае, если оно несет в себе преобразовательные функции.

Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть самыми различными.

По своему характеру они делятся на объективные, субъективные и природные.

Объективные определяются сложившимся уровнем технического, технологического и организационного оснащения производства на определенный момент времени, уже не в полной мере соответствующим функционированию предприятий в условиях конкурентного рынка. Объективные причины складываются под воздействием многих разнонаправленных факторов, их устранение и смягчение возможно, но не в ближайшей перспективе и не только силами самого предприятия.

Субъективные включают, прежде всего, ошибки в управлении предприятием, вызванные воздействием человеческого фактора. Они в большей степени подвержены воздействию и управлению и могут быть устранены в краткосрочной перспективе;

Природные характеризуются, с одной стороны, тем влиянием, которое на деятельность предприятия могут оказать природные силы, включая землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения и другие стихийные бедствия. Действие всех их находит свое отражение в результатах производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в психологии человека, а также социальных и политических процессах. С другой стороны, возможными причинами наступления кризиса могут явиться изменения природных условий, вызванные деятельностью человека – истощение используемых минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий и т.д.

Применительно к конкретному предприятию причины кризисов обычно подразделяются на внутренние и внешние.

Внешние причины определяются процессами, которые протекают во внешней среде его окружения. Она включает все силы организации, с которыми предприятие сталкивается в своей деятельности. Внешняясреда никогда не бывает стабильной, предприятие постоянно испытывает на себе возмущающие воздействия различных элементов внешней среды. Поэтому для успешной деятельности любое предприятие должно иметь как можно более полное представление о внешней среде, о природе происходящих изменений и об их возможных направлениях. Это необходимо для того, чтобы своевременно учесть их в своей деятельности и заранее разработать специальные меры реагирования на возможные отклонения.

Поэтому задачами анализа внешней среды является установление и оценка тех факторов, которые представляют угрозу или же наоборот способствуют развитию предприятия.

Внешняя среда неоднородна по характеру влияния на предприятие. В ней можно выделить макроокружение и среду непосредственного окружения (микроокружения).

Макроокружение может быть охарактеризовано следующими составляющими.

Политическая составляющая представлена органами государственной власти и конкурирующими партиями и группами. Анализ этой составляющей должен дать представление относительно целей развития общества, возможностей и направлений развития политической системы, соотношения рыночных и централизованных факторов в управлении экономикой.

Правовая составляющая устанавливает права, ответственность и обязанности предприятия, определяющие отношения различных субъектов хозяйствования как между собой, так и с органами государственного управления.

Экономическая составляющая определяется уровнем экономического развития страны, особенностями используемого хозяйственного механизма. Анализ этой составляющей должен дать представление об уровнях доходов населения, безработицы, инфляции, производительности труда и т.д.

Социальная составляющая характеризуется численностью и структурным составом населения, уровнем образования, привычками, традициями и т.п.

Технологическая составляющая является основной причиной появления новых отраслей и производств, революционных изменений в традиционных отраслях. Постоянное изучение этой составляющей позволяет предприятию поддерживать на должном уровне свою конкурентоспособность

Таким образом, макроокружение определяет общие условия, в которых будет действовать предприятие, устанавливая границы допустимого при его функционировании. При этом у предприятия не имеется практически никакой возможности влиять на складывающееся макроокружение. Его задачей является приспособление к реальному или ожидаемому состоянию макроокружения. Большое значение имеет своевременное и правильное определение типа изменений, происходящих в макроокружении предприятия, которые могут быть:

- эволюционные – происходят относительно медленно;

- радикальные – происходят быстро и носят прерывистый характер;

- турбулентные – представляют собой неожиданные изменения, которые трудно определимы.

Непосредственное окружение предприятия (микроокружение ) представляет ту часть внешней среды, с которой предприятие находится в различных взаимоотношениях. Его формируют потребителя выпускаемой продукции, поставщики сырья, материалов, а также конкуренты, с которыми сталкивается предприятие в своей деятельности.

Задачами анализа непосредственного окружения предприятия является оценка состояния и развития рыночной ситуации, а также определение конкурентоспособности и конкурентных позиций предприятия на рынке. Предприятие имеет возможность частично (незначительно) влиять на развитие внешних факторов микроокружения.

Среди причин, относящихся к микроокружению, есть еще одна специфическая группа, связанная с технологиями ведения конкурентной борьбы в рыночной экономике. Уже около 200 лет тому назад в США и Западной Европе возникло такое направление, как Crisis management (кризис-менеджмент), под которым понимается технология создания кризисных ситуаций у конкурентов. В числе основных наступательных задач этой технологии водят захват новых рынков с вытеснением с них конкурентов, доведение конкретного конкурента до банкротства, поглощение фирмы-конкурента. Сюда же относится лоббирование через органы власти – получение государственных заказов, концессий, льгот и т.п. Спектр оборонительных задач – обратный, он включает в себя обнаружение и срыв кризисных программ конкурентов, недопущение вытеснения с занятых рынков, попыток доведения до банкротства, захвата контрольных акций и т.п.

Внутренние причины определяются, в свою очередь, теми процессами, которые происходят непосредственно на самом предприятии, т.е. во внутренней среде его функционирования. Анализ внутренней среды предприятия, направленный на предотвращение или преодоление кризиса, должен включать, прежде всего, выявление сильных и слабых сторон предприятия.

Под сильными сторонами понимается все то, что обеспечивает предприятию достижения конкурентных преимуществ за счет ключевых факторов успеха (совершенная технология, высокая квалификация персонала, сильный менеджмент и т.п.).

К слабым же сторонам относится все то, что не позволяет предприятию достичь конкурентных преимуществ: низкий технический и технологический уровень производства, неэффективная система управления предприятием, плохая работа маркетинговых служб, высокие издержки производства и т.п. Именно слабые стороны определяют внутренние причины кризиса предприятия. Поэтому разработка антикризисной стратегии предприятия должна опираться на его сильные стороны при минимизации слабых сторон.

Классификация основных внешних и внутренних причин возникновения кризиса предприятия приведена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2. Основные факторы и причины кризисов предприятия

Наименование причин Содержание причин и факторов
   
ВНЕШНИЕ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Международные 1.1. Политические и социальные Объективные Субъективные   1.2. Экономические Объективные     Субъективные       Наличие кризиса в других странах Международная политика по отношению к стране и ее стабильность   Наличие (отсутствие) международных экономических соглашений (образование свободных экономических зон, заключение тарифных соглашений) Финансово-экономическая политика по отношению к стране международных финансовых организаций Международная конкуренция
2. Национальные 2.1. Политические и социальные Объективные Субъективные   2.2. Экономические Объективные   Субъективные     Деградация доминирующего уклада Нестабильность политического курса Неустоявшееся, часто меняющееся законодательство   Низкий платежеспособный спрос Чрезмерный монополизм Слабый бюджет, не формирующий государственный заказ в требуемом объеме Состояние финансовой системы Потребности формирования бюджета страны, приводящие к увеличению налогового бремени Падающий валютный курс, провоцирующий отток средств из реальной экономики Отсутствие развитого рынка страховых услуг Необязательность государства по своим долгам Отсутствие или недостаток маркетинговой информации Нарушение партнерских связей Относительно высокая инфляция Неадекватная налоговая, кредитная и валютная политика Несоответствие денежной массы потребностям экономики Коррупция, лоббизм, криминализация экономики Уровень предпринимательской активности Труднопрогнозируемые изменения экономической политики государства
ВНУТРЕННИЕ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Объективные   Субъективные Жизненный цикл отрасли и предприятия Длительность производственного цикла Конкурентные позиции предприятия (низкое качество продукции, малая доля рынка) Неудачная маркетинговая политика Низкий уровень применяемых технологий, физический и моральный износ основных фондов Несоответствующая квалификация руководства и персонала, непрофессиональный менеджмент Неадекватная структура управления и организации производства, нерациональная структура активов и пассивов Сокращение инвестиций ввиду их убыточности или недостатка средств Отсутствие деверсификации производства Продолжение производства продукции, пользующейся ограничен-ным спросом из-за насыщенности рынка, морального устаревания, низкого качества Неконкурентоспособные цены на продукцию Высокая себестоимость продукции из-за низкого уровня использования мощностей, больших накладных расходов Значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, но не оплаченные в срок Отсутствие инновационной деятельности и адаптивных возможностей Рискованная и чрезмерно агрессивная программа развития Ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) Слабые кредитные возможности Недоучет финансовых рисков Ориентация на сиюминутную выгоду

 

Последствия кризисов могут быть самыми различными. С одной стороны, возможно оздоровление предприятия и преодоление всех ранее возникших проблем его функционирования. С другой стороны, выход из кризиса не всегда сопровождается достижением только положительных последствий. Нередко наблюдается переход в состояние нового кризиса, который по своим последствиям может быть еще более глубоким и продолжительным. Как промежуточный вариант может рассматриваться состояние консервации кризисных явлений примерно на одном и том же уровне в течение достаточно длительного периода времени.

Последствиями кризиса могут быть:

- обновление предприятия или его разрушение;

- оздоровление или возникновение нового кризиса;

- резкие изменения или мягкий выход из кризисного состояния;

- обострение или ослабление кризиса;

- преобразование предприятия или его сохранение;

- долгосрочные или краткосрочные последствия;

- количественные и качественные изменения;

- обратимые и необратимые изменения;

- положительные и отрицательные последствия.

В качестве положительных последствий кризиса можно указать следующие:

- является стимулом к проведению прогрессивных преобразований, приводящих к повышению конкурентоспособности предприятия;

- заставляет мобилизовать силы и способности в целях выживания и преодоления кризисных явлений;

- открывает дорогу для научно-технического прогресса;

- является основой нового экономического роста;

- позволяет приобретать опыт преодоления кризисных ситуаций.

В то же время нельзя не учитывать отрицательные последствия кризиса:

- снижение и последующая остановка производства и реализации продукции;

- увольнение персонала (всего или части), рост безработицы;

- возникновение стрессовых состояний, являющихся причиной психологических и физиологических расстройств, смерти;

- уничтожение материальных ценностей;

- банкротство и ликвидация предприятия, прекращение его существования как юридического лица.

Конкретные проявления кризисных последствий во многом определяются эффективностью программы антикризисного управления на предприятии, уровнем профессионального мастерства его менеджеров, их пониманием основных причин возникновения кризиса и возможных последствий его дальнейшего развитии, адаптационными изменениями предпринимательской стратегии, которые могут выступать в следующих формах:

- нулевые изменения - исторически сложившаяся стратегия предприятия остается неизменной на протяжении длительного периода времени. Такая стратегия может привести к нежелательным и даже фатальным последствиям, т.к. не учитывает изменения, постоянно происходящие в окружающей среде;

- постепенные (перманентные, постоянно происходящие) изменении - предприятие вносит незначительные коррективы в ассортимент продукции, рынки сбыта, при этом основные области деятельности остаются неизменными. Сумма незначительных инновационных изменений может привести к значительному изменению стратегии предприятия. Такой тип изменений имеет много положительных сторон, т.к. они основываются на опыте и компетенции руководства предприятия, имеют относительно низкие риски, способствуют проявлению гибкости, творческих способностей менеджеров, позволяют избежать психологических травм и сопротивления персонала;

- бессистемные изменении - крупные изменения осуществляются время от времени, причем изменение стратегии не имеет четкого направления. Дают хорошие результаты при расширяющимся рынке, при копировании инноваций конкурентов, образовании новых предприятий или поглощении старых, позволяют работать без необходимых знаний и прогноза развития отрасли. Их недостаток в том, что они связаны со слабой и запоздалой реакцией на изменения внешней среды и требуют крупных капиталовложений;

- радикальные преобразования - могут быть связаны как с радикальными изменениями внешней среды (тогда они оправданы и даже вынуждены), так и с неумением менеджмента предприятия адаптироваться к эволюционному развитию среды. Осуществляются путем резкой и коренной реорганизации предприятия, агрессивной разработки новых проектов, товаров, рынков сбыта, приобретения новых знаний и ресурсов, подготовки сотрудников к работе в новых направлениях, значительной перестройки деятельности предприятия, сети его поставщиков и потребителей.

Таким образом, последствием кризиса является сочетание разрушительных отрицательных элементов и положительными. И если на этапах явного кризиса и депрессии преобладают негативные элементы, то на этапе выхода из кризиса проявляются положительные последствия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.