Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель терроризма как способа общения

Терроризм — сообщение — насилие — жертва — СМИ — общественность — эффект

Отправитель — сообщение — канал — получатель общения — канал — получатель — цель

Mohsen (1987) полагает, что терроризм «в сущности является актом общения». Общение возникает на нескольких уровнях — внутриличностном, межличностном, групповом, организационном и массовом. Разница между межличностным и массовым общением определяется каналом передачи сообщения. Терроризм как форма общения происходит и на межличностном, и на массовом уровнях, часто — на обоих одновременно. Насилие — само сообщение — передается непосредственному получателю обычно с целью нанесения ущерба. Это — межличностное общение. Однако насилие передается также отдаленной аудитории, на которую оно и было рассчитано первоначально, обычно с менее ощутимым эффектом. Террористы апеллируют к этой аудитории с помощью СМИ, И, как оказывается, передача насилия СМИ усиливает эффект насилия.

При тоталитарном или авторитарном режимах — исторически доминирующих — диктатор или олигархия контролировали изменения в обществе. Аудитория, на которую были направлены теракты, состояла из лиц или групп, способных что-либо изменить. Это объясняет ограниченность и межличностную природу раннего терроризма (Laqueur, 1977, 1987).

При переходе к демократическим формам управления контроль над изменениями в обществе перешел от отдельных лиц к все более многочисленным группам. Терроризм прошел через подобные изменения, переместив акценты с межличностных на массовые средства информации, чтобы иметь доступ к более широкой аудитории.

В целом, терроризм не способен достигнуть ничего большего, чем ограниченной, временной выгоды. Терроризм может быть тактикой политической борьбы, но не долговременной политической и социальной стратегией.

Однако современный терроризм — качественно новое явление по сравнению с терроризмом прошлого. Сейчас террористы получили возможность использовать оружие массового поражения, и эта возможность не абстрактна. Итак, в 21 веке впервые в истории человечества терроризм стал одной из глобальных проблем, непосредственно связанной с проблемой выживания человечества.

Таким образом, устанавливая порядок в одной части мира и на одном уровне, США и НАТО ослабляют его на других уровнях, создавая благоприятные условия для «серых зон», что способствует ещё большему развитию и распространению терроризма в мире. Позволяет более детально рассмотреть явление терроризма изучение психологических особенностей людей, совершающих террористические акты. Существенное отрицательное влияние оказывают на терроризм газеты и телевидение. Создавая сенсации, они устроили подлинный «университет миллионов».

 

 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТЕРРОРИЗМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовое обеспечение антитеррористической деятельности является важнейшей предпосылкой успешного противодействия как внутригосударственному, так и международному терроризму.

Советское уголовное право определяло террористический акт как “посягательство на жизнь или иную форму насилия над государственными или общественными деятелями, совершаемые с политическими целями”. Таким образом, до принятия действующего Уголовного Кодекса ответственность предусматривалась только за убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам с той же целью. Поэтому включение в Уголовный кодекс специального состава преступления – терроризма – представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе с террористической деятельностью.

Видовым объектом рассматриваемого вида преступления является общественная безопасность, непосредственным объектом посягательства могут быть жизнь и здоровье граждан, имущество, нормальное функционирование органов власти.

Обратимся к содержанию ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации:

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Объективная сторона терроризма состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, (например, покушение на объекты жизнеобеспечения населения водой, теплом, электроэнергией, захват и разрушение зданий, вокзалов, заражение источников воды и продуктов питания, радиоактивное, химическое, бактериологическое заражение местности) или в угрозе совершения указанных действий. Предполагается, что “иные действия” подразумевают лишь активную форму поведения человека, хотя террористический акт иногда может быть осуществлен путем бездействия. Например, невыполнение обязанности по своевременному отключению производственных процессов в энергетике, на транспорте, в добывающей промышленности.

Кроме того, объективная сторона терроризма может встречаться не только в единичных, разовых действиях (поджог, взрыв, разрушение здания, заражение местности), но и в продолжаемых деяниях, состоящих из ряда взаимосвязанных посягательств на жизнь, здоровье, имущество, объединенных общим замыслом и целью запугать население. Например, погромы, сопровождаемые убийствами и насилием среди населения, групповые вооруженные нападения и массовые убийства с применением таких орудий, средств и методов, которые явно предназначены для устранения жителей и возбуждения паники.

Преступление имеет формальный состав и считается законченным, если указанные в ст.205 Уголовного кодекса действия уже совершены или возникла реальная угроза их осуществления, проведены необходимые подготовительные действия. Для оконченного состава преступления не требуется фактического наступления указанных в УК последствий. Достаточно, чтобы соответствующие действия создавали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий. Реальность угрозы осуществления террористических действий определяется тем, способна ли она вызвать у отдельного человека, группы людей или властей опасения, что угроза будет осуществлена, а ущерб, который будет нанесен этими действиями, – значимым. Угроза может быть выражена устно, письменно, или другим способом. Но заметим, что содержание понятия “значительный имущественный ущерб” представляется весьма расплывчатым, тем более в условиях существенного разрыва в доходах разных слоев населения. Таким образом, законодатель оставляет определение “значимости” ущерба на усмотрение суда.

Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, являющееся гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства и достигшее четырнадцатилетнего возраста. Данное положение представляется чрезвычайно важным, так как в национальном и религиозном терроризме принимает участие довольно много подростков, которые в силу своего возраста легко попадают под влияние взрослых.

Состав терроризма содержит указания на специальные цели (нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решения органами власти), поэтому с субъективной стороны террористический акт может совершаться только с прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность своих поступков, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления для достижения своих целей. Особое место в субъективной стороне преступлений террористической направленности занимают эмоции, то есть переживания лица, сопровождающие подготовку преступления и процесс его совершения. Все чаще террористические акты стали совершаться в тех случаях, когда эмоции довлеют над разумом и приводят к общественно опасным проявлениям нетерпимости, экстремизма, политического, националистического или религиозного фанатизма. Яркий тому пример – совершение террористических актов террористами-камикадзе.

Вторая часть ст. 205 УК предусматривает ответственность за совершение действий, перечисленных в п. 1 при наличии квалифицирующих обстоятельств, которые свидетельствуют о большей общественной опасности, т.е.:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -

Третья часть ст. 205 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.

Организованной группой УК РФ признается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Важно отметить, что основными отличительными признаками преступной организации является масштабность ее деятельности, длительность функционирования, налаженный механизм управления, замаскированность, неуловимость, способность влиять на крупные социальные, политические, экономический решения, тесная подпольная связь с государственными, политическими, общественными, финансовыми организациями.

Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) по отношению к указанным в п. 3 ст. 205 последствиям.

В примечании ст. 205 УК РФ указано, что лицо, “принимавшее участие в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом содействовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления”. То есть, имеются в виду активные позитивные действия человека, который готовил террористический акт или участвовал в его подготовке, но затем решил не допустить его путем своевременного предупреждения органов власти или иным способом. Такие действия могут быть добровольными даже в том случае, если он действовал в страхе перед разоблачением, в силу религиозных мотивов, указания священника в ходе исповеди и т.д.

Основным российским нормативным актом является Федеральный Закон «О противодействии терроризму»», который был принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года. Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В соответствии со ст. 1 правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. (ст.2)

Законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом является очень важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать применение излишне жестоких государственных мер, отступление от законности, способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект противоположный ожидаемому. Существенным условием, которое могло бы препятствовать росту терроризма и способствовать более успешной борьбе с ним, – это приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, разумеется, с учетом российских особенностей терроризма. Так же разделяю мнение ученых, которые считают, что необходимо уточнить уголовно-правовое понятие терроризма в Уголовном кодексе России (например, А.И. Долгова, В.П. Емельянов, А.Э. Жалинский и др.). При этом терроризм можно определить лишь посредством установления системы признаков, характеризующих в своем неразрывном единстве его специфику. Помимо этого, следует обратить особое внимание на сотрудничество силовых ведомств (ФСБ России, МВД России, Генеральная Прокуратура России), занимающихся борьбой с терроризмом, в целях повышения эффективности их взаимодействия и координации при проведении совместных контр- и антитеррористических операций. Целесообразно усилить информационный обмен между указанными органами.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» и новый указ Президента Российской Федерации, на основании которого функционирует Национальный антитеррористический комитет, создали правовую основу, позволяющую соединить воедино все три основополагающих направления антитеррористической деятельности:

- профилактика терроризма (через деятельность антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации и общественных объединений);

- непосредственно борьба с терроризмом (через деятельность федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации);
- минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов (путём задействования всех сил и средств, которые федеральный закон позволяет использовать в этих целях).

Подобное единство в подходах к решению всех трёх задач антитеррористической деятельности позволило на сегодняшний день реализовать комплекс мер по созданию надежной государственной системы противодействия терроризму.

Таким образом, основной нормой устанавливающей уголовную ответственность за терроризм является ст. 205 УК РФ. Не менее важным правовым источником российского законодательства представляется Федеральный Закон “О противодействии терроризму”, принятый Государственной Думой 26 февраля 2006 года. Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Существенным условием, которое могло бы препятствовать росту терроризма и способствовать более успешной борьбе с ним, – это приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, разумеется, с учетом российских особенностей терроризма.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРРОРИЗМУ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ.

 

В настоящее время общепризнанно, что эффективная борьба с терроризмом возможна только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Это обуславливается, прежде всего, особенностями терроризма, который носит в настоящее время транснациональный характер.

Вместе с тем, в современном международном праве уже существует целый ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые на основе четко очерченных критериев в качестве предмета своего регулирования устанавливают осуществление взаимного сотрудничества государств по борьбе с международным терроризмом. К ним можно отнести: Женевскую Конвенцию по противодействию терроризму, 1937 г.; Вашингтонскую Конвенцию о предотвращении и наказании актов терроризма, 1971 г.; Европейскую Конвенцию о пресечении терроризма, 1977 г. и др.).

Следует отметить, что у мирового сообщества уже имеется определенный опыт совместной борьбы с терроризмом, а именно:

- на международных конференциях по унификации уголовного законодательства в 1930, 1931, 1934 годах были приняты резолюции по противодействию терроризму. В 1937 году такую же конвенцию выработала Лига Наций;

- начиная с середины 70-х годов XX столетия на каждой сессии Комитета ООН по предупреждению преступности и борьбы с ней в той или иной степени интерпретации ставился вопрос о терроризме вообще и о международном терроризме в частности (например, на V и VI сессиях, состоявшихся в 1980 и 1982 гг.; на XI сессии комитета в 1990 году было одобрено решение 11/III “Террористическая преступная деятельность”, показывающее отношение экспертов в области борьбы с общеуголовной преступностью к проблеме международного терроризма);

- начиная с 1970-х годов ООН приняла свыше десятка антитеррористических документов;

- созданы и действуют международные структуры, функциями которых полностью или частично является противодействие терроризму (к примеру, Международная организация уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ), Европейское полицейское ведомство (ЕВРОПОЛ), Антитеррористический центр СНГ (АТЦ СНГ) и др.);

- на 13-ой сессии Совета министров внутренних дел Лиги арабских государств был принят проект “Кодекса поведения” в борьбе с терроризмом. Он запрещает предоставлять национальную территорию для планирования и проведения террористических акций, оказывать финансовую, материальную и иную помощь террористическим организациям.

- Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях. Развивается плодотворное сотрудничество в вопросах борьбы с терроризмом с США, Великобританией, Турцией, Францией, Германией.

Особого внимания заслуживает сотрудничество России в области борьбы с терроризмом со странами-участницами Содружества Независимых государств.

Государства Содружества, в частности Россия, Таджикистан, Кыргызстан, совместно с другими государствами СНГ предприняли конкретные меры по координации усилий в борьбе с международным терроризмом на территории бывшего СССР. Результатом этого стало решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. о создании Антитеррористического центра государств – участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ). В августе 2001 года в Киргизской республике создана Оперативная группа АТЦ СНГ по Центрально-азиатскому региону, которая осуществляет мониторинг оперативной обстановки в сфере противодействия международному терроризму на южных рубежах Содружества и работает в тесном контакте с компетентными органами по борьбе с терроризмом Казахстана, Киргизской Республики, России и Таджикистана.

В результате заседаний Совета глав государств СНГ, прошедших в Москве 25 января 2000 г. и 21 июня 2000 г., была принята Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.

Таким образом, практика показывает, что разрозненные действия отдельных стран не достаточны для эффективного противостояния терроризму. Борьба с терроризмом требует участия всех стран мирового сообщества, тем более в условиях глобализации мировых процессов, и приводит к необходимости разработки комплексных международных подходов и единых методик противостояния различным террористическим проявлениям.

Характер современного терроризма, его мимикрию невозможно понять вне контекста сложных и неоднозначных современных процессов глобализации, меняющихся схем политико-психологических взаимоотношений личности, общества и государства. Террористы активно берут на вооружение не только современные технологические достижения, но и самые изощренные способы манипулирования поведением, подавления психики людей. Одним из самых страшных примеров этому является распространяющаяся практика подготовки террористов-самоубийц.

Сложность, многогранность феномена современного терроризма требует всеобъемлющего подхода, сочетающего силовые, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные действия, эффективной стыковки антитеррористических мер, предпринимаемых на национальном и международном уровнях. Речь идет о необходимости создания гибкой системы, которая могла бы обеспечивать одновременно как профилактику терроризма и других новых вызовов и угроз, так и адекватные меры по урегулированию возникающих кризисных ситуаций, связанных с терроризмом.

Практика все более убеждает в том, что решение этой чрезвычайно сложной задачи может быть найдено только на пути усиления ООН - форума, обеспечивающего бесспорную легитимность международным усилиям, цементирующего монолитность коалиции государств в сфере борьбы с терроризмом.

Сегодня ключ к эффективному противодействию террористической угрозе лежит в следующих приоритетных областях взаимодействия:

· совершенствование антитеррористической международно-правовой базы; совершенствование механизмов оказания правовой помощи, в том числе выдачи террористов, нацеленного на практическую универсализацию принципа: либо выдай, либо суди; неотвратимость ответственности за преступления терроризма;

· активизация борьбы с финансированием терроризма, в том числе по пресечению каналов его подпитки за счет незаконного оборота наркотиков, отмывания грязных денег;

· противодействие доступу террористов к средствам массового поражения и их доставке, возможному применению ими биологических веществ, ядерных и радиоактивных материалов;

· усиление контроля за оборотом обычных видов вооружений. В частности, с учетом последних террористических актов особое значение приобретает перевод в практическую плоскость в ближайшее время разрабатываемых в рамках Вассенаарских договоренностей элементов экспортного контроля за ПЗРК (Переносной зенитно-ракетный комплекс). Позитивным примером может служить взаимодействие спецслужб России, США и Великобритании по пресечению контрабанды ПЗРК в США;

· меры по обеспечению права человека на защиту от терроризма.

Совершенно очевидно, что речь идет о широком, динамично расширяющемся проблемном поле, что предопределяет возрастающую роль международных региональных и отраслевых организаций в реализации антитеррористической стратегии.

В этой связи считается принципиально важным наметившийся в последнее время курс Контртеррористического комитета СБ ООН на плотное регулярное сотрудничество с региональными структурами по ключевым вопросам антитеррористического взаимодействия, в том числе в создании действенной системы технического содействия и необходимой помощи заинтересованным государствам для налаживания их антитеррористических систем. Особое значение придается подключению к этой работе Группы контртеррористических действий, созданной по решению саммита " восьмерки" в Эвиане. Россия намерена активно поддерживать деятельность на этом направлении, используя свой опыт, информационные и другие имеющиеся возможности.

Важной перспективной задачей видится последовательное укрепление антитеррористического потенциала ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности) на основе реализации Бухарестского плана ОБСЕ по борьбе с терроризмом и Бишкекской антитеррористической программы. Необходимо сосредоточиться на доработке Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности ХХI века, налаживанию механизмов обзора по выполнению странами ОБСЕ антитеррористических обязательств. Антитеррористическое направление должно оставаться одним из приоритетов в ее деятельности. Это не конъюнктурная " дань моде", а долгосрочная стратегическая линия организации. При этом, как представляется, ОБСЕ, не подменяя деятельности других организаций, выступает преимущественно как институт раннего предупреждения кризисов, предотвращения роста общественной напряженности, проявлений нетерпимости, радикализма и терроризма.

Значительный практический интерес представляет собой уникальный потенциал Совета Европы на антитеррористическом направлении, прежде всего в правовой сфере. Завершилась работа над дополнительным протоколом к Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г., в котором значительно расширен список преступлений, исключающих " политическую оговорку" в качестве основания для отказа в выдаче преступников, а также предусмотрена возможность создания специального механизма для отслеживания выполнения европейскими государствами международно-правовых обязательств по выдаче террористов. Российская Федерация полностью поддерживает идею разработки всеобъемлющей Европейской конвенции о борьбе с терроризмом, которая при определенных условиях (открытый характер Конвенции) могла бы открыть путь к выработке общепризнанного определения терроризма.

Мировому сообществу необходимо сосредоточиться на выработке мер по преодолению причин, лежащих в основе современного терроризма, вызывающих экстремальные формы протестного поведения. Речь идет не только о выверенной линии и подходах к урегулированию региональных конфликтов, недопущении действий, способствующих результатам, обратным пресечению антитеррористической активности. Нужны конкретные действенные шаги по углублению социальной направленности процесса глобализации, устойчивого развития различных регионов мира, ликвидации факторов, способствующих формированию питательной среды для распространения терроризма.

Недопустимо отступление и на идейно-психологическом фронте борьбы с терроризмом, значение которого в современных условиях многократно усиливается. Успех в борьбе с международным терроризмом в большой степени будет зависеть от того, насколько полно в ней будет задействован потенциал гражданского общества. Если террористам удастся создать в какой-то стране уровень тревоги и напряженности, делающий невозможной нормальную повседневную жизнь людей, это будет означать поражение данной страны в борьбе с терроризмом. Боевики, спонсоры и идеологи терроризма научились искусно манипулировать общественным мнением, использовать законы демократического общества для уничтожения самого общества.

В наших общих интересах сделать все возможное, чтобы сорвать подобные устремления, найти адекватные средства защиты цивилизационных ценностей. В этом русле идет предложение России о созыве под эгидой ООН всемирного форума, который обсудил бы роль гражданского общества и, в частности, вклад средств массовой информации в создание в мире атмосферы неприятия, активного отторжения терроризма в любых его формах.

Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире были приняты такие международные акты, как: Конвенция о создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.), Конвенция о предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств, 1971 г.), Конвенция о физической защите ядерного материала МАГАТЭ, 1980 г.), Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (ИКАО, 1990 г.), Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.).

Необходимо дальнейшее консолидированное международное сотрудничество государств-членов мирового сообщества в целях борьбы с терроризмом и выработки мер его предупреждения. Чем ближе будут правовые оценки терроризма со стороны различных стран, чем единообразнее подход к вопросам его предупреждения и пресечения, чем активнее и шире взаимодействие в этой области, тем, как нам представляется, будет меньше возможностей для маневра и реализации своих намерений у террористов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги проведённого исследования необходимо еще раз обратить внимание на обобщающие выводы, которые были сделаны выше. Терроризм - это сложная многоаспектная категория, зависящая от многих социальных политических, экономических и социальных факторов. Все это обуславливает то обстоятельство, что мировому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма.

В настоящее время существует достаточно разнообразное количество форм проявления терроризма. В качестве оснований выделения отдельных видов терроризма в научной литературе и политической практике используются различные критерии. Значительное место в современной классификации терроризма занимает дифференциация его видов по идейно-политической платформе его субъектов. В этом случае, прежде всего, выделяют правый и левый терроризм, который - в различной, конечно, степени, - имеет место во всех основных регионах мира. Серьезное познавательное и практическое значение имеет выделение видов терроризма по признаку используемых средств (традиционный и технологический терроризм) и по сфере осуществления террористических акций (воздушный и морской терроризм). Центральное место в классификации видов терроризма занимает деление его на государственный, международный и внутренний терроризм.

Устанавливая порядок в одной части мира и на одном уровне, США и НАТО ослабляют его на других уровнях, создавая благоприятные условия для «серых зон», что способствует ещё большему развитию и распространению терроризма в мире. Позволяет более детально рассмотреть явление терроризма изучение психологических особенностей людей, совершающих террористические акты. Существенное отрицательное влияние оказывают на терроризм газеты и телевидение. Создавая сенсации, они устроили подлинный «университет миллионов».

Таким образом, основной нормой устанавливающей уголовную ответственность за терроризм является ст. 205 УК РФ. Не менее важным правовым источником российского законодательства представляется Федеральный Закон “О противодействии терроризму”, принятый Государственной Думой 26 февраля 2006 года. Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Существенным условием, которое могло бы препятствовать росту терроризма и способствовать более успешной борьбе с ним, – это приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, разумеется, с учетом российских особенностей терроризма.

Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире были приняты такие международные акты, как: Конвенция о создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.), Конвенция о предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств, 1971 г.), Конвенция о физической защите ядерного материала МАГАТЭ, 1980 г.), Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (ИКАО, 1990 г.), Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.).

Необходимо дальнейшее консолидированное международное сотрудничество государств-членов мирового сообщества в целях борьбы с терроризмом и выработки мер его предупреждения. Чем ближе будут правовые оценки терроризма со стороны различных стран, чем единообразнее подход к вопросам его предупреждения и пресечения, чем активнее и шире взаимодействие в этой области, тем, как нам представляется, будет меньше возможностей для маневра и реализации своих намерений у террористов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г.

3. Федеральный закон РФ “О противодействии терроризму” от 26.02.2006 г.

4. Федеральный закон “Об оружии” от 13.11.1996 г.

5. Международная конвенция “О борьбе с бомбовым терроризмом” от 15.12.1997 г.

6. Международная конвенция “О борьбе с финансированием терроризма” от 9.12.1999 г.

7. Международная конвенция «О создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности» 1937 г.

8. Международная конвенция «О предупреждении и наказании терроризма» 1971 г.

9. Международная конвенция «О физической защите ядерного материала» 1980 г.

10. Международная конвенция «О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения» 1990 г.

11. Декларация «О мерах по ликвидации международного терроризма» 1994 г.

12. Постановление Правительства РФ № 1302 “О Федеральной антитеррористической комиссии” от 6.11.1998 г.

13. Постановление Правительства РФ № 1040 “О мерах по противодействию терроризму” от 15.09.1999 г.

14. Указ Президента РФ № 1113 “Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола” от 30.07.1996 г.

15. Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма от 21.06.2000 г.

Литература:

1. Васильева В. Л. Юридическая психология: учебник / В. Л. Васильев. – Спб., 2004. – 655 с.

2. Европейский опыт борьбы с терроризмом / Е. В. Гречишникова // Противодействие этническому и религиозному экстремизму, правовому нигилизму: сборник материалов научно-практической конференции – Омск: изд-во ОмГУ, 2006. – 253 с.

3. Загладин Н.В., Путилин Б.Г. Международный терроризм; истоки, проблемы, противодействия. — 2-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2008. — 152 с.

4. Требин М. П. Терроризм в ХХI веке / М. П. Требин; под общ. Ред. А. Е. Тараса. – Минск.: Харвест, 2004. – 810 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Висновки. Виконавши курсовий проект, можна зробти такі висновки та зазначити наступне. | Требования к внутреннему очертанию тоннеля




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.