Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социального страхования






ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Обратите внимание!

С 1 октября 2008 г. вступает в силу Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ " О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ).

Одновременно с ним вступит в силу еще один акт - Федеральный закон от 30.04.2008 N 55-ФЗ, который вносит изменения в ряд иных законов таким образом, чтобы они соответствовали нормам Закона N 56-ФЗ.

В частности, с 1 октября 2008 г. отдельные новшества вводятся в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ " Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Суть нововведений такова. В дополнение к взносам на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, вводятся новые добровольные виды взносов в Пенсионный фонд РФ:

- дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (п. 3 ст. 2 Закона N 56-ФЗ). Их смогут уплачивать за себя будущие пенсионеры - застрахованные лица самостоятельно или через работодателя;

- взносы работодателя (п. 5 ст. 2 Закона N 56-ФЗ). Их вправе уплачивать за счет собственных средств работодатели-страхователи в пользу своих работников.

В связи с этим у работодателей возникнут новые обязанности. В частности, уже с 1 октября 2008 г. работники вправе подать через работодателя заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. А работодатель должен принимать такие заявления и в течение трех рабочих дней направлять их в территориальные органы ПФР (п. п. 1, 4 ст. 4, п. 1 ст. 17 Закона N 56-ФЗ).

Начиная с 2009 г. работодателям придется ежемесячно исчислять, удерживать у работников, а также перечислять в Пенсионный фонд РФ добровольные взносы работников, которые изъявили желание уплачивать их через работодателя (ст. ст. 7, 9, п. 2 ст. 17 Закона N 56-ФЗ).

Кроме того, начиная с отчетности за I квартал 2009 г. нужно будет формировать и подавать в территориальные органы ПФР реестры застрахованных лиц (ч. 4 - 7 ст. 9 Закона N 56-ФЗ), а также исполнять некоторые другие обязанности.

Подробнее об указанных новшествах вы сможете узнать в ближайших обновлениях настоящего Практического пособия.

 

ГЛАВА 1. ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ - ВИД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Рано или поздно большинство работников лишается привычного для себя дохода. Происходит это либо после достижения определенного возраста, либо по причине инвалидности. А в случае потери кормильца без средств к существованию остаются нетрудоспособные члены семьи.

Компенсировать ранее получаемый доход призвано пенсионное страхование. Во всех перечисленных выше ситуациях застрахованным лицам, нетрудоспособным членам семьи ежемесячно будет выплачиваться так называемая страховка в виде трудовой пенсии. В частности, пенсия по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца (абз. 2 ст. 2, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ)).

Однако получать трудовую пенсию эти лица смогут, только если за них (за умершего кормильца) уплачивались страховые взносы. Причем в порядке, который установил Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Иначе оснований для ее получения не возникает. Такой вывод следует из п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 10 Закона N 167-ФЗ.

А как быть, если работодатель недобросовестный и не платит за работника начисленные страховые взносы (либо платит их в неполной сумме)? Сможет ли в такой ситуации гражданин получить положенную ему трудовую пенсию? Конституционный Суд РФ ответил на этот вопрос положительно (см. Постановление от 10.07.2007 N 9-П и Определение от 20.11.2007 N 798-О-О).

В частности, суд указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в ПФР в пользу застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Доплачивать в ПФР разницу между суммой начисленных взносов и фактически уплаченных работодателем будет государство за счет средств федерального бюджета.

Указанная позиция Конституционного Суда РФ принята к руководству и Верховным Судом РФ, который выносит решения в пользу пенсионеров со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2007 N 80-В06-2).

Добавим, что право на трудовую пенсию имеют все российские граждане, а в некоторых случаях также иностранцы и лица без гражданства. Это закреплено в ст. 39 Конституции РФ, ст. 3 Закона N 173-ФЗ и ст. 7 Закона N 167-ФЗ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.