Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентации на личность.






Глава 3. ПОДХОД " ЛИЧНОСТЬ КАК ЦЕЛОЕ".

 

И то, что едино и просто по своей природе, человеческая извращенность разделяет, и когда человек старается получить часть того, что не имеет частей, он не получает ни части его, которая есть ничто, ни целого, которым он завладеть не может.

(Боэций, 1963 с72)

 

Отделение тела от " Я" (self) и усугубление отделения тела и психики есть ни что иное, как адаптация к стрессовым явлениям в жизни, которые мы ощущаем физически. Личность - это целое, но мы ощущаем себя состоящим из частей. В этом делении себя на части " Я" (1) обычно индентифицируется с психическим функционированием (рождением мыслей, образов и т.д.), а те аспекты телесного опыта, которые являются проблематичными и угнетающими, мы ощущаем, как нечто происходящее за пределами нашего " Я". Те неудобства, которые мы испытываем, являются результатом разделения на его " Я" (self) на части и потерей способности отождествлять части с целым. Лишь терапия, рассматривающая личность как целое и не отождествляющее проблему с чем-то, возникающем в какой-либо части, может изменить это. Терапевтический метод должен воссоединить ощущения клиентов в нечто единое, открывая и помогая ему присвоить отвергнутые аспекты его " Я", в частности, телесные аспекты.

Перед терапевтами, интересующимися работой в рамках целостного подхода, возникают две проблемы. Первая - традиционные терапевтические модели, рассматривающие тело и психику как отдельные сущности, причем " Я" (the self or " I") обычно индентифицируется с психическим функционированием. Или психику лечат с помощью вербальной терапии, или тело с помощью физической терапии. И в том, и в другом случае происходит разделение личности на части, и подобные методы не могут излечить разрыв, происходящий при условиях, которые мы надеемся устранить.

Во-вторых, люди попадают к терапевту с различными " дистанциями между их чувством себя и их телесным процессом, а также с разной степенью приближения к их телесному опыту. Терапевтам необходимо достичь понимания того, что значит подойти к личности как к целому и определить, что нужно вернуть из того, что было разделено на части и отчуждено, и способствовать интеграции частей в целостную, функционирующую личность.

 

Ориентации на личность.

Традиционно целью психотерапии являлось влияние на психику, как на нечто отдельное от тела, и результатом этого было усиление внимания к преимущественно вербальной методологии, но она никогда не была целостной. Телесно-ориентированная психотерапия, образовавшаяся из сплава и комбинации разнообразных, зачастую несоизмеримых подходов, признающих важность человеческих потенциальных движений, по крайней мере, формально была близка к понятию целостности (holism). Теперь же мы столкнулись с проблемой выделения подобных влияний на философию и методику.

Недавнее резюме (Kogan, 1980) описывает по меньшей мере 15 различных подходов, грубо определенных как " работа с телом", некоторые из которых являются чисто психотерапевтическими по своей цели, а другие более точно описаны как физические терапии, лавной целью которых становятся телесное здоровье. С одной стороны, мы имеем чисто психотерапевтическими по своей цели, а другие более точно описаны как физические терапии, главной целью которых становится телесное здоровье. С одной стороны, мы имеем чисто психофизические подходы, такие как терапия Райха (Reich, 1942-1945\1972; Baker, 1967), неорайхианские терапии (Lowen.1958: Kelly.1976: Keleman, 1979, 1985) и гештальт терапия (Peris, 1947/1969: Peris et aL, 1951): а с другой стороны - преимущественно физические терапии, такие как рольфинг (Rolf, 1977), метод фельденкрайзера (Feldenkrais, 1972) и техника Александера (Alexander, 1971).

Сюда можно добавить практику комбинированных методов, таких как метод Дарбона (Darbonne, 1976), соединение рольфинга, биоэнергетики и гештальт-терапии, или метод Рубенфельда (Rubenfeld, 1984), комбинацию техники Александера, метода Фельденкрайзера и гештальт-терапии, и метод Меля (Miel, 1981), объединяющий гипноз и прикладную кинесиологию.

Все эти методы претендуют называться целостными, и часто таковыми кажутся, - по крайней мере, их главное убеждение состоит в том, что процессы, относимые к телу, и процессы, относимые к психике, определенным образом связаны. Но говорить о личности, как о составленной из соединенных частей вовсе не то же самое, что говорить о ней как о целом; и также использование объединенного вербального и физического вмешательства не приводит к появлению интегрированной терапии. Что же на самом деле означает целостный подход и что делает терапию единым психофизическим подходом?

В этой главе будут обсуждаться проблемы и трудности в понимании и работе с личностью как с единым целым, а не как с состоящей из разделенных, но взаимосвязанных частей. Будет выделен развивающийся процесс целостной интервенции, который признает права всех частей личности, при этом подчеркивается путь, по которому эти части формируют целостную личность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.