Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как строить догадки?

 

«Стоимость, - говорил К. Маркс, - тем и отличается от вдовицы Квикли, что не знаешь, с какой стороны за нее взяться». Задания в дополнительных тестах тоже. Попробуем наметить подходы.

 

1. Обосновать единственно верный ответ в задачах такого рода невозможно в принципе, но можно строить версии, некоторые из которых будут более реалистичны и вероятны.

 

2. Для этого нужно ориентироваться на контекст события: на обстановку, в которой оно произошло или могло случиться при обстоятельствах, известных из условий задания.

 

3. У каждого события есть контекст. Нужно только войти в него, отыскав «точку входа». Точка входа должна выбираться правильно. Она должна быть не мнимой, а реальной, и при этом не тупиковой. Внутрь здания можно проникнуть через любое отверстие, кроме нарисованного воображением: в двери, окна, люки, дымоходы, отдушины, коммуникации, проломы в стенах, крыше или фундаменте. Вернее всего воспользоваться дверью, но только не дверью в подвал с единственным входом-выходом (если вы не стремитесь туда). Удачная точка входа сохраняет доступ к другим и открывает обзор. Иногда это позволяет взглянуть на ситуацию в целом и сразу найти решение, увидеть ответ.

 

Пример тупиковой «точки входа» - определение года рождения героини по времени появления мобильной связи или (тем более) мобильного телефона. Первый мобильник был создан в 1973 г. в США, но это ничего не дает. Время создания мобильного телефона – не только тупиковая, но и ложная «точка входа»: ведь фраза «мобильников тогда еще не было» указывает всего лишь на время, когда в Украине ими почти не пользовались. Мобильная связь в Украине заработала в июле 1993 года (абонент – 1 чел., Президент Украины Л. Кравчук). Сотового покрытия в Донецке не было до 1996 года. В Трускавце тем более. Сбежавшей невестой по такому критерию может быть не только старшая, но и младшая из женщин. Поэтому время появления мобильной связи – тупиковая точка.

 

Пример мнимой «точки входа» (нарисованной воображением) - определение года рождения сбежавшей невесты по критерию «старше-младше». С любой из них это могло случиться в одинаковом возрасте, скажем, в 20-ти летнем: в 1986 г. со старшей и в 1989 г. - с младшей. С учетом «телефонного ограничения» это могло случиться с любой из них в возрасте от 17 до 27 лет, а с учетом «квартирного» - лет до 24 (1993 г.). Обе женщины - одного поколения. То, что совершила одна, могла бы совершить и другая.

Обосновать год рождения героини здесь трудно, если вообще возможно. По возрастным ограничениям в рамках социально-экономической достоверности – выше вероятность того, что это старшая. Однако нюансы (слишком поспешное западание на щедрого ухажера с квартирой и перспективой, место встречи (кафе), да еще с ожиданием и, похоже, не первый раз, пропадание жениха на работе, дефицит общения, сильная реакция отторжения) создают впечатление, что это не середина и, пожалуй, даже не конец 80-х, а, скорее, начало 90-х, повышая вероятность того, что героиня - младше.

 

4. Все контексты конкретных событий тоже конкретны: хронологические, культурно-исторические, географические (местные), социально-политические, экономические, национально-этнические, этические, ментальные и прочие обстоятельства. Первым делом нужно представить: где, когда и с кем в принципе могло это быть? Сузить место и время действия, общий сюжет и персонажи на сцене жизни. Исключить заведомо невозможное.

 

5. Контексты можно разделить на объективные (внешние) и субъективные (внутренние). Объективный контекст, к примеру, это экономическая ситуация, социальная среда, быт. Типичный субъективный контекст заданий подобного типа – этико-психологический: а) отношение героя к ситуации (явлению, вещи, выбору); б) его отношение к людям; в) отношение людей к нему; г) его отношение к разным вопросам и ценностям, его понятия.

Кроме того, есть еще наш личный контекст: эмпирический, ценностный и символический.

На какой из них полагаться, на что ориентироваться? Универсальных рецептов нет - только общие правила.

 

А. Самое лучшее – использовать для ответа все доступные из условий задачи контексты, перепроверяя предположения друг через друга. Так как примеры для этих заданий подбирались астрологом для астрологов, т.е. по чисто астрологическим сигнификаторам безотносительно к прочим признакам, то по жизни они типичны и где-то даже банальны. Выводы, полученные из оценки разных контекстов, в этих примерах редко конфликтуют между собой, чаще дополняя друг друга. В этом случае есть следующие возможности.

 

Б. Если из-за специфики ситуации каких-то контекстов нет в принципе, а также если из-за ограниченности условий задания какие-то контексты недоступны, слишком бедны или неопределенны, то можно обойтись без них. Достаточно сориентироваться на самый информативный контекст из доступных. Последний выбор окажется правильным. Выбор признака, который не изменяется от начала и до конца, называется принципиальным, а выбранный неизменный признак – ключевым или опорным.

 

В. Из двух контекстов предпочтительней тот, которые вносит большую определенность и однозначность в ответ, увеличивает разность вероятностей альтернативных исходов, повышая тем самым уверенность и надежность выбора.

 

Г. Правила «Б» и «В» не работают, если контексты неравноправны и образуют иерархию. В одних случаях определяющее значение имеют чисто объективные факторы, например, наличие/отсутствие в данное время в данном месте необходимых условий (в «Сбежавшей невесте» это различие между малым курортным и крупным индустриальным городами). В других случаях, напротив, ключевое значение будут иметь не условия (они могут быть дифференцированными в любом направлении или равными), а разное отношение к ним героев в данное время, но в разных местах (или наоборот). Какой из контекстов в задании ключевой (объективный, субъективный и прочее) - каждый решает по ситуации.

 

Д. Вывод, полученный в главном контексте, это ведущая, «опорная точка». Если выводы, исходящие из разных соображений, все-таки конфликтуют, то следует придерживаться вывода из ключевого контекста. Это козырная карта, которая бьет остальные. Разумеется, если главный вывод будет сделан неправильно, то выбор также будет ошибочным.

 

Е. Конфликтующие контексты и выводы, основанные на них (взаимно исключающие, ослабляющие или нейтрализующие друг друга) могут быть не только иерархичными (тут все сравнительно просто), но и автономными, независимыми. Может возобладать любой. Тогда, оценив всё вместе и взвесив, нужно выделить самый сильный и опираться на него.

 

Ж. Алгоритм отработки контекстов может быть разным, но лучше всего такой:

1. Определяется и оценивается объективный контекст: его информативность, важность, прогностические возможности и полезность (что он может дать, а чего не может).

2. Оцениваются наличие, важность и ценность субъективных контекстов героев.

3. Выбирается ключевой контекст, делаются выводы и выделяются «опорные точки».

4. Сравниваются выводы, полученные разным путем, и делается окончательный выбор.

5. В случае необходимости (если информации для выбора недостаточно) привлекается личный контекст в такой последовательности: а) знания, основанные на заёмном и собственном опыте (проверенные, надежные) б) оценки, основанные на общих и личных ценностях (если они не расходятся); в) символические контексты (гороскопы и символы планет) г) ассоциации д) интуиция (неявный контекст) е) выбор наугад (слепой или спонтанный, а также по визуальному или произвольному принципу).

Многие идут в обратной последовательности. Так занятней и проще, но не эффективней.

 

7. У каждого из отмеченных поисков есть свои условия применения и техника выбора, минимальные квалификационные требования, которым нужно соответствовать. Можно оказаться мастером в одном и «чайником» в другом, что-то делать лучше, а что-то хуже. Правильней всего в этом случае полагаться на те контексты, которые вам больше знакомы, опираясь больше на те приемы и методы, которыми вы лучше владеете. Правильности выбора это не гарантирует, но избавляет от заведомо худших результатов.

 

8. Мое обоснование выбора в «Сбежавшей невесте»

По объективным контекстам определяется, что событие, скорее всего, произошло в 1987-1992 гг., в крупном индустриальном городе. В условии на это указывают: молодость невесты, высокая зарплата, квартира от производства и карьерные возможности жениха. На роль такого города вполне подходит Донецк, но не только он.

Если девушки жили там же, где родились (что весьма вероятно в силу их возраста, режима прописки и др. обстоятельств), сбежавшая невеста, скорее всего, - донетчанка.

Если одна из них перебралась в крупный город самостоятельно – то она, скорее всего, трускавчанка. Но и в этом случае, так же, как и тогда, когда обе переехали бы самостоятельно, самой вероятной кандидатурой на роль сбежавшей невесты остается донетчанка. Основные стремления и мотивы молодых незамужних женщин при переезде в большие города – деньги, карьера, благополучие и семья. Приоритет – удачное замужество, решающее все эти задачи. Наиболее твердые ставки в такой игре, обычно, у выходцев из маленьких городов и сел. Как правило, они прагматичнее и менее склонны отступать от задуманного, жертвуя планами, достижениями, шансами и перспективами. Более вероятно, что именно трускавчанка поспешно бы приняла предложение завидного жениха. Но по той же причине - наименее вероятно, чтобы она его бросила из-за любви. В случае переездов в детстве шансы донетчанки тоже выше, но разность шансов меньше.

По социально-экономическому и бытовому контексту, немногим более вероятно, что сбежавшая невеста - 1969, а не 1966 года рождения. О месяце, дне и часе рождения объективно судить невозможно. Однако их символы и клише гороскопов в данном конкретном случае удачно вписываются в объективный контекст события, дополняя его:

«Яркая и приметная» - клише «Петуха». Авантюрность и норовистость – клише Лошади. Экстравагантность, непредсказуемость и эпатаж (выпендреж) – клише Водолея. Чувственность, страстность, ревность, жертвенность во имя любви – клише Тельца. Лошадь органично сливается с Водолеем, а Петух - с Тельцом, образуя пары. При этом оба поступка соответствуют репутации Тельца, но не Водолея. Эпатаж Водолея - расчетливая игра на публику, которой он стремится привлечь внимание, произвести впечатление или повлиять на общественное мнение. В своих выходках Водолей не теряет, а приобретает лицо, оставаясь рациональным и сохраняя контроль над собой. Женщина-Водолей, скорее, не допустила бы такого развития событий. А вот Телец – искатель и коллекционер ощущений – мог вполне. В гороскопах Тельцы – гедонисты. Они стремятся к деньгам и материальным благам не ради обладания и престижа, а ради удовольствий, которые те дают. Но именно в силу чувственности они же способны страстно влюбляться и жертвовать ими ради любви (незаурядного и сильного чувства, переживания).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шаг 3. Построение диаграммы. | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.