Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Измерение y переменных.

Существуют разные подходы к изложению сути метода y измерения:

  1. как представление проблемы приписывания чисел на шкале y переменной с целью упорядочивания y объектов и воспринимаемых y свойств. В данном случае свойства измерительной шкалы соответствуют эмпирически полученным результатам измерения.
  2. психофизический эксперимент, измерительная процедура имеет конечной целью описание феноменальных свойств в терминах изменения объективных или стимульных характеристик.

(пошло от Рехиера, Стивенса: измерение субъективного ощущения). Благодаря Стивенсу y измерение стало выступать не только как установление количественных психофизических зависимостей, но и в более широком контексте измерения y переменных.

 

 

Протетические шкалы - униполярные шкалы интенсивности, увеличивающиеся от нуля (абсолютного порога) с сохранением одного и того же качества.

Метатетические - это 1) оппозиционные, для которых описаны переходы от максимальной выраженности одного качества через нейтральное качество к максимуму противоположного качества; 2) транзитивные, содержащие различные значения, не организованные в оппозиции. Эриксон разделил метатетические шкалы на кодируемые топографически, т. е. с пространственной репрезентацией, и без нее - не топографические измерения.

 

Измерите переменных при осуществлении экспериментальных исследований осуществляется при некоторых допущениях о возможном или желательном характере вида переменных как качественных или количественных.

Допущения о характере переменной связаны как с определенной методикой ее измерения, так и с переинтерпретацией измеряемой психологической реальности.

Количественная оценка экспериментального эффекта как разницы выборочных значений фиксируемых показателей в экспериментальном и контрольном условиях предполагает такое допущение, как возможность количественного измерения изменении НП.

Надо различать количественную обработку результатов и измерение переменных, измерение показателей НП и измерение психологической реальности, отражаемой на уровне психологических конструктов.

Выбор статистических критериев определяется обоснованных обсуждением адекватности их с точки зрения возможных соотнесений разных видов представления эмпирических результатов и предположений о каузальной зависимости. При операциях с полученными числами надо не только знать математику, но и соотносить математические преобразования с содержательными моментами.

Почти никогда из полученных данных нельзя вывести шкалы более высокого порядка, чем те, которыми характеризовалась процедура измерения (например, из ранговых вывести шкалу расстояний), за исключением некоторых процедур конфирматорный ФА, неметрическое МШ.

Есть проблема есть ли основания для решения вопроса о возможности перехода от качественного анализа изменений психологической реальности к конструированию этой реальности на уровне переменной, т е количественно измеряемой переменной Психологическое измерение начинается с установления классификаций Важно правильно выбрать тип шкалы (наименований, порядка, интервалов, отношений)

Физическая и психологическая реальности мот не совпадать по своей метрике Например признак " молодой - старый" континуален, но можно относить люден к дискретным категориям " этот молодой, а этот старый" и т д. Но в то же время бинарная стимульная характеристика " мужской - женский" не означает невозможности континуальной субъективной оценки степени мужественности или женственности

Психологические шкалы в исследованиях восприятия

Стивенс разработал следующие два методич приема построения y шкалы как результата измерения субъективной переменной:

А) метод оценки отношений, когда испытуемый прямо формулирует численную величину отношения ощущений, вызываемых двумя стимулами,

Б) метод установления отношений – когда испытуемый подбирает второй стимул так, чтобы вызываемое им ощущение находилось в опр отношении к первому.

3. постепенное приближение y исследований к спецификации задачи измерения как наиболее адекватной и идентификации типа шкалы с точки зрения выявления свойств y переменной (пример: психосимические методики и методики решеток выявления личностных конструкторов Келли) измерение пошло рассматривать и как психометрику и как многомерное шкалирование.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Значения собственной звукоизоляции и коэффициента звукопоглощения | Измерение в психологическом исследовании 4. 1. Понятие об измерении.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.