Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции главного руководителя
Табл. 4.1.1 помогает перейти от общего рассмотрения вопросов к описанию работы главного руководителя второй половины текущего столетия и сравнить ее е работой руководителя в первой половине нашего века.
Таблица отражает три основных положения.
1. Как показывают знаки «плюс», функции общего руководства фирмы 80-х годов являются не заменой, а расширением функций 50-х годов. В результате объем работы главного руководителя приближается к той черте, за которой у руководителя не будет хватать суток, чтобы его выполнить. Частичным решением этой проблемы является децентрализация. Но и после того как руководитель делегирует все полномочия, которые ему разрешается передавать другим, все еще останется значительно большая рабочая нагрузка, чем желательно иметь для эффективного и быстрого решения вопросов.
Перегрузка уже дает себя знать на уровне высшего руководства фирмы. В последние 15 лет велись поиски решения, и оно было предложено: создать офис главного руководителя.
Мы еще будем говорить об этом в гл. 4.3.
- Все возрастающая сложность управленческих решений означает зависимость руководителя от вспомогательного персонала и от технических специалистов, обладающих широким набором знаний и навыков, которые отсутствуют у руководителя. Таким образом, образуется разрыв между знаниями и навыками линейных руководителей и штабных специалистов. Этот вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.
- Как видно из табл. 4.1.1, в 80-х годах архетип управляющего, «человека своего времени», не в силах будет справиться с множеством взаимосвязанных проблем в работе общего корпоративного руководства. Потребуются (особенно в диверсифицированных фирмах) умения и способности всех шести архетипов, о чем будет сказано ниже.
ТАБЛИЦА 4.1.1 Изменения в работе управляющих-дженералистов
| Фирма 1900-1950
| Фирма 1950-2000
| Требования к лидеру
| Лидер Администратор-плановик Предприниматель
| Лидер Плановик с административным уклоном Плановик-экстраполятор Предприниматель Государственный деятель Созидатель системы
| Использование качеств руководителя во временном разрезе
| Последовательно
| Одновременно
| Содержание решений
| Оперативные вопросы, политика корпорации Использование возможностей, обеспечиваемых положением фирмы в текущем периоде Экономические, технологические, национальные, межотраслевые аспекты
| Формулирование стратегии, проектирование систем для ее осуществления Обновление ассортимента продукции, рынков и технологии Экономические, социально-политические, технологические, многонациональные, многоотраслевые аспекты
| Процесс принятия решений
| Акцент на прошлый опыт, суждения, на программы решения привычных проблем Процесс, требующий большого числа людей
| Акцент на опережение, рациональный анализ, на методы решения нетрадиционных вопросов, все большее привлечение экспертов Процесс, требующий большого объема технологий
| Информационное обеспечение решений
| Формальные[2] информационные системы для внутрифирменных характеристик Однонаправленный поток информации (сверху вниз) Компьютерные системы, обеспечивающие обширную оперативную информацию для высшего руководства Акцент на периодически сопоставляемые производственные планы, сметы капитальных и оперативных расходов
| Формальные системы для опережающей информации о внешней среде Каналы интерактивной двусторонней коммуникации между управляющими и другими специалистами и сотрудниками, собирающими информацию Компьютерные системы, обеспечивающие насыщенную, гибкую и доступную информацию для высшего руководства Акцент на непрерывное планирование, охватывающее производство, проекты, развитие ресурсов всей системы. Контроль, основанный на прогнозах «затраты — выгоды»
| Критерии организационной схемы
| Постоянный акцент на экономию, производительное использование имеющихся ресурсов, на организацию; периодически проявляемое внимание к обновлению ассортимента продукции, рынков, технологии Стремление к получению эффекта от увеличения размеров операций Акцент на оптимальное распределение заданий внутри данной оргструктуры
| Одновременное, постоянное внимание к эффективности, производительности и научно-техническому прогрессу Акцент на гибкую, адаптивную реакцию Акцент на оптимальное формирование проблемно-ориентированных организационных подразделений
| Табл. 4.1. 1
|