Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Злодейство и гениальность

Больной Ленин в Горках

Бесспорна уникальная роль Ленина в российской катастрофе 1917 года и в вызванных ею глобальных катаклизмах ХХ века. Грандиозность содеянного провоцирует создание величественной мифологии, поэтому об авторе самой кровавой диктатуры в истории нередко говорят, как о " великом гуманисте", " гениальном политике", " культурнейшем человеке". Для реального понимания феномена Ленина необходимо, не отвлекаясь на " гуманистические" нюансы, определить то, чем никто, кроме него, не обладал. Главное в Ленине - идеологическая маниакальность, одержимость разрушением, абсолютные цинизм и беспринципность, благодаря которым он явился первым в череде кровавых диктаторов ХХ века: Сталина, Гитлера, Мао Дзе Дуна, Пол Пота, Ким Ир Сена и ряда более мелких. Причем все они так или иначе были учениками Ленина, то есть усвоили и продолжили многое из того, на что Ленин решился впервые в истории. Но никто не превзошел учителя, ибо некоторые деяния Ленина никто не смог повторить впоследствии.

Прежде всего, Ленин довел до совершенства концепцию революционного захвата власти, для чего эффективно использовал из классиков социализма и марксизма все необходимое и беспощадно отбросил все устаревшее или слишком гуманное. На основе этого руководства к действию Ленин впервые в истории создал спаянную жесткой дисциплиной и кровью массовую революционную партию. Ленин разработал тактику революционного переворота, учитывающую опыт всех предшествовавших революций; ее циничный алгоритм позволяет определить слабые места свергаемой государственности, все возможные общественные опоры, а также всех реальных противников, которые подавляются или уничтожаются в упреждающем режиме. Никто до Ленина так цинично и жестко не захватывал власть, сметая на своем пути все принципы и святыни. Затем Ленину удалось взнуздать страну до невероятно жестокой и кровопролитной гражданской войны, жертвы которой достигают пятнадцати миллионов человек. Для полной победы революции Ленин первым (хотя и на эффективном обобщении всего предшествующего опыта) разработал теорию и внедрил в практику систему тотального государственного террора.

По сравнению с большевистским террором все предшествовавшие и последующие его виды были ограниченными в пространстве и во времени, в степени жестокости и в массовости. Ленин внедряет концлагеря (к 1920 г. их было около 90) и регулярный массовый расстрел заложников, то есть истребление большого количества людей, ни в чем не виновных даже с точки зрения " революционной законности". Ленин впервые в истории инициировал массовый голод для расправы над непокорным населением своей страны: страшный голод 1921-22 гг. унес жизни около пяти миллионов человек. Никто, кроме Ленина, не использовал для внутреннего террора в таком количестве интернациональный люмпен: из военопленных австро-венгерской, немецкой, чешской, турецкой армий, из латышских стрелков, китайских волонтеров, революционеров-интернационалистов формировались ударные, заградительные, охранные и карательные отряды: " Формирование немецко-венгерской дивизии из стойких и дисциплинированных элементов крайне целесообразно" (телеграмма председателю Сибревкома). Ленинский режим впервые в истории применил химическое оружие для истребления граждан своей страны, впоследствии на подобное решился только иракский диктатор Саддам Хусейн. По указанию Ленина были убиты без следствия и суда все члены императорской семьи, включая детей, а также многие родственники и слуги (всего более сорока человек). Кровавая расправа над свергнутым главой государства и его семьей беспрецедентна в Новой и Новейшей истории: за сто с лишним лет до этого в годы Французской революции был казнен король Франции, но после Ленина ни один узурпатор и диктатор не решился на нечто подобное.

Надо сказать, что все диктаторы совершали злодеяния ради какой-то возвышенной и позитивной мифологии, выражаемой на языке своей национальной культуры. Для Гитлера заветной мечтой была " Великая Германия" как " Тысячелетний Рейх", он почитал германский эпос о нибелунгах и музыку Вагнера. Для Мао-Дзе-Дуна - " Великий Китай" как " Поднебесная" с некоторыми ремарками конфуцианства. Все диктаторы либо были сентиментально к чему-то или к кому-то привязаны, либо искусственно создавали образ проявления своих человечных качеств. Ленин же и в этом беспрецедентен: он ненавидел все в России и не признавал ценным ничего в человечестве. Даже кровавый Сталин имел детей и иногда к ним благоволил.

Все ценности и святыни, виды и формы миропорядка, всех людей Ленин подвергал циничным насмешкам и грязной хуле. Бердяев называл Ленина " гением бранной речи", которой удостаивались не только враги, но и ближайшие соратники: " Всегда успеем взять говно в эксперты... Шваль и сволочь, не желающая предоставлять отчеты... Приучите этих говнюков серьезно отвечать... Идиотка... дура" (все это - на официальных документах, последнее - о Розе Люксембург). Непрерывно матерился он на заседаниях " самого образованного" правительства. Таким образом, во всем Ленин вел себя как человек, для которого единственной ценностью было тотальное разрушение само по себе. Ленин явился идеологическим маньяком в истории, вполне реализовавшим свои патологические фантасмагории.

Для реализации демонической одержимости необходима мощь государственной власти, сосредоточенная в одних руках и направленная на вожделенное кровопийство, то есть необходима неограниченная диктатура: " Научное понятие диктатуры означает ничто иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". Понятно, что ни к какой науке это определение не имеет, кроме науки заплечных дел, непревзойденным мастером которых и был Ильич. Но утверждение " научности понятия" нужно, чтобы создать хоть какую-то видимость обоснованности - для жаждущих самообмана интеллектуалов.

Пресловутая формула " диктатура пролетариата" означала личную диктатуру вождя в партии и в стране, чего Ленин и не скрывал: " Речи о равенстве, свободе и демократии в нынешней обстановке - чепуха... Я уже в 1918 г. указывал на необходимость единоличия, необходимость признания диктаторских полномочий одного лица с точки зрения проведения советской идеи... Решительно никакого противоречия между советским (т.е. социалистическим) демократизмом и применением диктаторской власти отдельных лиц нет... Как может быть обеспечено строжайшее единство воли? Подчинением воли тысяч воле одного... Волю класса иногда осуществляет диктатор, который иногда один более сделает и часто более необходим". В этом Ленин следовал не российским традициям, а учению Маркса, который предрекал пролетариату двадцать, а при необходимости и пятьдесят лет классовых боев и гражданской войны " не только для того, чтобы изменить существующие условия, но чтобы и самим изменяться". " Военный коммунизм" - это " Коммунистический манифест" К.Маркса и Ф.Энгельса в действии. Но если последователи Ленина были лишь его эпигонами, то предшественники выглядят замшелыми теоретиками по сравнению с ленинским сатанинским титанизмом в действии.

О беспримерно циничной ленинской лживости писал профессор С.Г.Пушкарев: " Конечно, политика - это профессия, в которой трудно сохранять моральную чистоту. Многие политические деятели давали обещания, которых потом не исполняли, или прямо обманывали народ, но не было такого разностороннего и искусного мастера политического обмана, каким был Ленин. Все лозунги, провозглашенные им в 1917 году, все его обещания по основным вопросам внутренней и внешней политики представляли собой преднамеренный обман - в полном согласии с его моралью. Вот некоторые примеры этих ложных лозунгов и обещаний. Основной лозунг (и основная цель): " Вся власть советам рабочих и крестьянских депутатов, избранных всем трудящимся населением". Намерения: неограниченная власть (" диктатура") коммунистической партии. Лозунг: " Вся земля крестьянам"; программа: национализация земли, то есть переход ее в собственность государства. Лозунг (в 1917 г.): Армия с выборными командирами и с правом солдат " проверять каждый шаг офицера и генерала". Реализация: строжайшая дисциплина в Красной Армии с правом назначаемых командиров применять оружие против неповинующихся солдат. Лозунг: " Всеобщий демократический мир". Намерение: организовать " революционные войны" для завоевания Европы".

Когда выполнили свою роль дооктябрьские анархо-коммунистические лозунги (власть - советам, землю - крестьянам, фабрики - рабочим), направленные на разрушение старого режима, Ленин потребовал от партии преодолеть период революционного беспорядка и мобилизоваться на создание нового революционного порядка. Надо сказать, что Ленин никогда не менял своих стратегических целей, но он был виртуозом политической конъюнктуры, во имя захвата и удержания власти он всегда был готов сменить тактику - вплоть до противоположной. Поэтому после октябрьского переворота лозунги поменялись радикально.

Конечно, насаждение нового порядка не могло не вызвать сопротивления в обществе, хотя оно сначала было слабым и неорганизованным. Но главный идеолог давно предвидел, что новый строй невозможно навязать без массовых репрессий: еще в 1914 году он требовал " превращения войны империалистической в беспощадную гражданскую войну". И большевики развязывают ее в стране со всей возможной жестокостью. В результате Ленин запустил репрессивный маятник " большого террора" в полную силу: обман и насилие, насилие и обман поочередно и одновременно ковали нового человека и истребляли непокорных.

Известна бесчеловечная жестокость, с какой Ленин насаждал " красный террор", рассылая директивы большевистским вождям: " Необходимо провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов, белогвардейцев. Сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города... Надо поощрять энергию и массовидность террора... Открыто выставить принципиально и политически правдивое (а не только юридически-узкое) положение, мотивирующее суть и оправдание террора... Суд должен не устранить террор... а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас".

Как руководитель правительства, Ленин постоянно требовал ужесточения репрессий: " Навести массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п. Ни минуты промедления" (в Нижний Новгород); " Расстрелять заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты" (в Саратов); " вешать под видом " зеленых" (мы потом на них и свалим) чиновников, богачей, попов, кулаков, помещиков. Выплачивать убийцам по 100 тысяч рублей"; " Я предлагаю назначить следствие и расстрелять виновных в ротозействе"; " Позором было колебаться и не расстреливать за неявку"; " назначить своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая, не допуская идиотской волокиты" (уполномоченному Наркомпрода); " Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше ста заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. Опубликовать их имена. Отнять у них хлеб. Назначить заложников... Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц-кулаков" (указание в Пензу). В резолюции на письме Дзержинскому о миллионе пленных казаков: " Расстрелять всех до единого".

В подписанном Свердловым документе, основные положения которого явно исходили от Ленина, " всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах" предписывалось: " Необходимо признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления... Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью". При людоедском режиме Ленина заурядным выглядел приказ Тухачевского по подавлению тамбовского крестьянского восстания: " Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитать, чтобы облако удушливых газов распространилось по всем лесу, уничтожая все, что в нем пряталось".

Непревзойден Ленин в качестве теоретика и практика богоборчества. Религиозная сфера была предметом его сугубой расстрельной опеки: " Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше" (1 мая, 1919 года, Дзержинскому). По поводу празднования дня Николая Чудотворца 25 декабря 1919 года Ленин указывает: " Мириться с " Николой" глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за " Николы" ". В письме Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года Ленин категорически требует: " дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий... Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать". В результате, Ленин инициировал в России самые массовые и кровавые в истории религиозные гонения и истребление верующих, насадил режим государственного атеизма. Гнусная ругань по поводу религии и Церкви при всякой возможности, а также людоедский пафос в борьбе с духовенством и верующими говорят об одержимости Ленина манией богоборческого титанизма.

Таким образом, масштабы и последствия деятельности Ленина бесспорно огромны. Но называть его на этом основании " великим политиком" и " гениальным человеком" - значит не понимать его сущности. Основным отличительным свойством Ленина была беспрецедентная кровавость его деяний: по огромности, тяжести и изощренности злодеяний он уникален. Поэтому Ленин является, прежде всего, величайшим в истории злодеем. А рассуждения на тему - насколько таковой может быть " гуманным", " интеллигентным", " кристально честным" и прочее, - могут казаться убедительными только для людей с ущербной нравственностью. Многим из тех, кто признает чудовищность содеянного Лениным, свойственна романтизация образа злодея: если человек посмел отвергнуть все возможные признаки человечности, преступить все традиции, законы, принципы нравственности, святыни, смог пролить моря крови, но при этом совершенное им носит глобальный характер и последствия, то это хоть и злодей, но гениальный злодей, а значит " право имеет" и во многом оправдан. Культ Наполеона разоблачили Лев Толстой и Федор Достоевский, но глубоко внедренный в душевное подполье " маленького человека" синдром наполеонизма вынуждает оправдывать злодейство: чем оно масштабнее - тем легче выводится из разряда преступлений, и легитимируется в качестве гениального.

Между тем, если непредвзято присмотреться к облику Ленина, то можно увидеть, что он не обладал ни одним из качеств гениальности. Сотворить то, что он натворил, ему позволили звериная жестокость и злобность, абсолютный цинизм, бешеная энергия разрушения. Средний ум и невыдающиеся способности Ленина для этого не были преградой. Напротив, неумение масштабно и универсально мыслить, отсутствие многих человеческих качеств облегчали возможность всецело сосредоточиться на главном деле жизни - тривиальных шельмованиях, переворотах, убийствах. Таким образом, великий Пушкин и здесь прав: гений и злодейство действительно несовместимы.

Виктор Аксючиц

 

1 июля 2003 года

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глоссарий. Анамнестическое исследование (Life history).Исследование жизни одного человека, основанное на автобиографической информации и других личных документальных | Знак Единорога




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.