Управление с акцентом на лидерство
| Управление с акцентом на процедуры (инструкции, правила) согласно ISO 9000: 2000
|
|
|
А. Триада: цели, ограничения, средства достижения целей (в том числе - процедуры, инструкции)
|
1. Цель обязательна, средства достижения целей (процедуры) информационны.
Обязательность цели − это обязательность анализа причин её недостижения и выбора корректирующих действий
| 1. Процедуры (инструкции) обязательны; с целью – «что получится».
Обязательность процедур обеспечивается принуждением − контролем и наказанием
|
2. Доверие к сотрудникам: они не хуже руководителей способны к самоорганизации
| 2. Контроль процедуры важнее людей. Процедуры устанавливаются сверху. Задача людей - их выполнять.
|
3. Главные элементы управления − целевые установки, в т.ч. миссия, видение, годовые, квартальные и др. цели. Цели − предмет согласования с соисполнителями.
| 3. Главный элемент управления − процедура, инструкция. Цели диктуются сверху.
|
В. Триада: люди, технологии, капитал
|
4. Очередность приоритетов: люди, технологии, капитал
| 4. Очередность приоритетов: капитал, технологии, люди
|
5. Люди − основная ценность (активы) компании. Лидерство − самое ценное качество сотрудников
| 5. Люди − рабочая сила, которая продаётся и покупается на рынке
|
6. Уважение к личности, достоинству людей. Толерантность.
| 6. Главное в людях − их исполнительность и послушность
|
7. Ориентация на наставничество, обучение профессиональным знаниям, стремление к мастерству, знанию инструментария. Обучение, воспитание − основа работы с персоналом.
| 7. Ориентация на детализацию инструкций и процедур и их точное знание. Аттестация как главный элемент работы с персоналом.
|
8. Баланс интересов и стейкхолдеров
| 8. Домининрование интересов акционеров и топ-менеджеров
|
9. Деньги − результат деятельности.
Доходность, прибыльность, показатели текущего состояния здоровья не главные цели.
Главная цель – личная удовлетворенность от достигнутых результатов и удовлетворенность всех заинтересованных сторон
| 9. Деньги − цель деятельности
|
С. Триада: мотивация, ценности, дисциплина
|
10. Командный стиль работы, коллективное решение проблем
| 10. Разделение труда, у каждого своя задача, индивидуализм при псевдоколлективизме
|
11. Отношение к компании как к социуму, в котором вместе с другими развиваешь компанию, развиваешься сам
| 11. Отношение к компании потребительское. «Она мне должна…». Компания − чужое поле, с которого «не грех что-то унести».
|
12. Глубокое делегирование полномочий с передачей равной им ответственности, стремление людей к ответственности
| 12. Передача ответственности без полномочий. Стремление людей к безответственности и получению полномочий больших, чем предполагает ответственность.
|
13. Акцент на ценности, гуманистическую корпоративную культуру.
| 13. Акцент на дисциплину
|
14. Мотивация через общность судьбы и мечту о будущем при достойном настоящем, через признание достижений и достоинств людей
| 14. Мотивация через материальные стимулы и принуждение
|
D. Триада: инициативы, риски, структуры
|
15. Отношение к ошибкам. Причины ошибок системные, ошибаются люди, исправляют и предупреждают ошибки системы менеджмента. За ошибки не наказывают, а исследуют и исключают причины
| 15. Ошибки − результат халатности или злого умысла людей. За ошибки наказывают, считая, что, зная это, люди не будут ошибаться
|
16. Доверие
| 16. Контроль
|
17. Проактивность (главная ценность)
| 17. Исполнительность
|
18. Плоская, процессная структура, ориентация на постоянные улучшения
| 18. Иерархическая многоступенчатая организационная структура, ориентация на власть
|
19. Управление рисками, оптимизация рисков и выгод
| 19. Минимизация рисков
|
| | |
Рис. 5.10. Модель ОИАУК (DMAIC)
Рис. 5.11. Взаимосвязь критериев («перспектив») сбалансированной системы показателей бизнеса (ВSС) и их связь с миссией и стратегией организации
Особенности внедрения сбалансированной системы показателей на малых и средних предприятиях
№
| Вид деятельности
| Легче для МСП, потому что:
| Труднее для МСП, потому что
|
|
|
|
|
| Идентификация критических показателей успеха, необходимых для достижения стратегических целей. Определение стратегических целей.
| Менеджеры (если их несколько) истолкут цели одинаково.
| Довольно низкий уровень знаний у менеджеров о стратегии и различных видах анализа.
|
| Построение стратегических связей между ключевыми темами и стратегической картой.
| Меньше потребителей, более лёгкие производственные процессы.
|
|
| Идентификация не более 15…20 мер, при которых обмен информацией о стратегии будет надёжным.
| Финансовые меры проще.
| На некоторых участках отсутствуют данные по управлению.
|
| Определение плановых показателей по мерам, начиная с общих целей предприятия, в основе которых находятся данные по прошлым показателях работы и бенчмаркингу.
| Легче устанавливать плановые показатели по финансовым мероприятиям.
| Во многих случаях недостаточно данных как по показателям в предыдущие годы, так и по деятельности конкурентов.
|
| Анализ существующих инициатив и проектов.
| Меньше проектов, легче проверить их влияние на стратегические цели.
|
|
| «Мозговая атака» на новые инициативы, установление приоритетов и рационализацию инициатив.
|
| Это может вызвать проблемы в обеспечении финансовыми и человеческими ресурсами.
|
| Планирование выполнения. Обмен информацией, обучение.
| Надо общаться с меньшим количеством людей.
|
|
| Система сбора данных и отчётности.
| Это можно сделать с использованием простой программы в «Excel»
| Системы информационных технологий и базы данных не дают достаточной информации.
|
| Связь системы мотивации с плановыми показателями
| Связь более очевидна.
| Это может стать проблемой для финансовых ресурсов.
|
Рис. 6.1. Факторы обеспечения успеха предприятия при системном подходе к маркетингу
Рис. 6.2. Иерархия потребностей человека (по Маслоу)