Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брахма как созидающее начало и космология индуизма






Бархма не упоминается в ведах. Как творец он появляется в космологии Ману-смрити и в пуранах. Брахма создал мир, т.е. трансформировал первоначальное единство Высшей Реальности и Вечности в многообразие всего живого и преходящего. Он сделал обратное тому, к чему стремятся индусы - обретение мокши. Брахма - первый член Тримурти был необходим – без него ничего бы не было. Однако заслуги Брахмы перед миром живых существ, обреченных на страдания, с т. зр. индусов не велики. Культ Брахмы не получил широкого распространения (всего 2 храма в Индии). Он также часто дарует демонам силы и непобедимость, что вызывает хаос и вынуждает Вишну и великую богиню Деви приходить на землю и восстанавливать порядок.

С Брахмой связан популярный миф о сотворении мира, на основе которого выстраивается вся космологическая система индуизма и буддизма. В первобытных водах вселенского океана появилось «золотое яйцо» (Брахманда), в котором он находился. Проведя в яйце год («год Брахмы»), он силой своих мыслей и духа разделил яйцо на две половины (небо и земля), а между ними – воздушное пространство. Далее появились 5 элементов (вода, огонь, земля, воздух и эфир), мысль, боги, люди и т.д. Потом сам Брахма разделяется на две части – мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые и демоны. Все живое управляется Брахмой. Он является воплощением творческого принципа существования. Ему противостоит атман.

Вселенная представляет собой сочетание трех миров – неба, земли и подземного мира, каждый из которых делится на свои. В самом центре земли (бхурлоки), на «золотой земле» Васумати, стоит гора Меру – центр всего мироздания. Вокруг горы Меру вращаются солнце, луна, планеты и звезды. На вершине Меру находится Вайкхунтха, райская обитель Вишну и Лакшми; а на ее южных склонах расположен рай Кришны Голока, куда в виде животных попадают приверженцы культа, а наиболее преданные – в виде пастухов. Священная река Ганга стекает с небес сначала на Меру, а потом – на землю.

Брахма изображается сидящим в лотосе, произрастающим из пупка Вишну. У него красная кожа, четыре лика и четыре или восемь рук. Одна рука обращена открытой ладонью к зрителям в жесте защиты и покровительства.

Брахма пребывает в медитации в своем царстве Брахмалока, куда после смерти попадают души праведников. Брахма передвигается на белом лебеде, который является символом высшего знания и свободы.

 

12. Вишнуизм и движение бхакти.

В индийской традиции имя Вишну толкуется как «проникающий во все», «всеобъемлющий». В эпосе и пуранах он наделен многочисленными достоинствами. Вишну изображается красивым юношей с лотосоподобными глазами и темно-синим телом, который стоит на лотосовом троне. На груди у него драгоценное украшение с крупным сапфиром, на голове роскошная золотая царская корона. Цвет одежд желтый. Обычно у него четыре руки, которые демонстрируют его божественную природу и всемогущество. В руках он держит по одному из своих главных атрибутов: раковину (шанкха), лотос (падма), и два оружия – палицу (гада) и огненный диск (чакра).

Раковина символически свидетельствует о Вишну как источнике бытия и творения. Лотос символизирует духовное совершенство и Огненный диск, вращающийся на указательном пальце правой руки Вишну, является символом дарующего жизнь солнца и универсального Разума, Чакра является основным оружием Вишну, которым он поражает зло и незнание. Палица – еще одно оружие Вишну и одновременно его божественный скипетр, символ царской власти.

В образе Вишну людям больше всего импонирует его доброта и сострадание. Он поддерживает человека, хранит его от зла. Культ Вишну свободен от крайностей поклонения природе и от аскетизма, свойственного шиваизму.

БХАКТИ. Здесь в 7-9 вв. в тамилоговорящих районах бродили святые поэты-мистики альвары («погруженные в Бога»), которые, переходя от храма к храму, воспевали Кришну Именно альвары сформировали основополагающие черты бхакти и вызвали к жизни совершенно новую для индусов форму религиозных чувств и религиозного служения.

В сущности, бхакта не нуждается в знании, т.к. основное препятствие на пути к Богу составляет не незнание, а неверие. Бога можно познать интуитивно посредством абсолютной любви и преданности, а достичь просветления и освобождения возможно только благодаря его высшей милости.

Идеология бхакти включает в себя в качестве незыблемого кредо: беспредельную веру в личного Бога абсолютной любви и милосердия; преданность и беззаветное служение Богу; полное самоотречение и покорность воле Бога; веру в божественность человеческой души; веру в желание Бога спасти ее. Кроме того, бхакти включает в себя не только любовь к Богу, но и отстраненность от тех, кто не любит его столь же сильно.

В высшей степени важной фигурой в бхакти является гуру – духовный учитель и наставник, в котором почитатели, ученики и последователи видят живое присутствие Бога.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.