Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о варнах и 4-х ашрамах.






В период брахманизма происходит оформление социальной модели индийского общества. индуизм уже выступает не только как совокупность воззрений, но и как «образ жизни», как система норм и ритуалов, целиком регламентирующих жизненный путь человека. Все общество было разделено на четыре сословия - варны.

Высшей и самой почитаемой стала варна наследственных жрецов – брахманов; вторую высокую варну представляли кшатрии – воины, и аристократы; крестьяне, ремесленники и торговцы были закреплены в варне вайшьев. К низшей варне относились шудры, что означает «слуги», «рабы». Особую категорию составляли неприкасаемые самые бесправные члены общества.

Взаимоотношения между представителями варн регулировались «тремя запретами»: на совместный брак, совместную трапезу и совместную молитву. Члены первых трех варн, считавшихся высшими, должны были по достижении зрелости проходить обряд посвящения в свою варну - и назывались «дваждырожденными».

Применительно к варнам формируется учение о дхарме индивида, т.е. обязанностях человека в разные периоды его жизни: человек должен выполнить «программу» жизни, состоящей из четырех этапов (ашрама):

(1) период ученичества изучение священных

(2)создание семьи, воспитание детей и занятие трудом, соответствующим предписаниям варны;

(3) отход от активной жизни и передача опыта и традиций семьи будущему поколению; и

(4) уход в аскетизм и обрыв всех мирских связей. только для брахманов

для индуистского общества не столь важно, во что верит человек, как он понимает освобождение и ведущий к нему путь, а также состояние души после достижения мокши. Главное - выполняет ли он предписанные ему кастой и стадией жизни обязанности и правила поведения, т.е. следует ли он своей дхарме. Именно следование своей дхарме и неукоснительное соблюдение ее предписаний является гарантией благого перерождения в следующей жизни.

7. Литература шрути: Веды и Упанишады. К началу 1-го тыс. до н.э. образовались четыре сборника (самхиты), получившие общее название Веды (от корня «знать», «ведать»): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (сборник жертвенных формул), Самаведа (сборник жертвенных песнопений) и Атхарваведа (сборник заговоров и заклинаний). Позднее к ним были присоединены тексты иного рода: брахманы (разъяснение и толкование ведийского ритуала), араньяки (наставления для отшельников и рассуждения по поводу того же ритуала), упанишады (размышления, поучения или словопрения в связи с проблемами устройства мира, сущности человека и смысла ритуала). Эти тексты составили священный ведийский канон, именуемый шрути («услышанное»). Индуистская традиция утверждает, что веды существовали в своей «вечной», «неизменной» и «совершенной» форме с начала времен. В момент сотворения мира, они были поведаны в качестве божественного откровения богом-творцом Брахмой семи святым мудрецам-отшельникам - махариши (от санскр. дриш, «видеть»), которое они «услышали», - отсюда и возник термин шрути («то, что услышано», «ниспослано свыше», «богооткровенно»), чье авторство не принадлежит людям, даже и самым святым из них. До сих пор признание авторитета и непогрешимости вед считается одним из критериев принадлежности к индуизму.

Веды надо было «слышать» в буквальном смысле слова. Поэтому на протяжении почти тех тысячелетий они сохранялись и передавались устно из поколения в поколение жрецами-брахманами, которые заучивали их наизусть.

В 80-х гг. XVIII в. с огромным трудом удалось уговорить нескольких бенгальских брахманов открыть Ригведу, ценнейший литературный памятник арийской культуры, после чего брахманы и других регионов Индии сделали то же самое. Когда записанные по всей Индии версии Ригведы были собраны и сличены, то, к величайшему изумлению европейских ученых, оказалось, что североиндийские тексты практически ничем не отличались от южноиндийских.

В силу того, что всегда считалось, что звучание ведийских гимнов обладает невероятной святостью и магической силой, ортодоксальная традиция категорически запрещала членам низших каст (шудрам) не только изучать и произносить, но даже слушать ведийские тексты

Деление вед на четыре не было случайным – оно соответствовало разделению жреческих функций на церемонии жертвенного обряда.

Упанишады возникли на основе дальнейшей и более тщательной разработки тех мест из комментариев-брахманов и тех араньяков, в которых разъяснялся глубокий сокровенный смысл магии и символики обрядов и жертв и говорилось о высшем тайном значении отдельных понятий и категорий. Сам термин «упа-ни-шад» означает «сидеть возле», Существует несколько сборников, охватывающих до 50, а то и 108 упанишад

 

8. Домашние обряды (санскары) в традиции индуизма

Ведийская тадиция включала в себя совершение двух видов жертвоприношений – домашних (грихья) и публичных (шраута), сведения о когорых содержатся в текстах грихья-сутр, определяющих нормы поведения членов высших каст, и шраута-сутр (8-4 вв. до н.э.).

Из домашних ритуалов одним из наиболее важным был ритуал агнихотры – жертвоприношение священному огню. Его должен был ежедневно совершать глава каждой арийской семьи. В наиболее ортодоксальных брахманских семьях этот обряд совершается и до сих пор. Агнихотра совершается перед священным домашним огнем (обычно на восходе и заходе солнца) и включает в себя возлияние в огонь молока и топленого масла (гхи) и обязательное чтение ведийских мантр – священных заклинаний. Мантры также можно разделить на те, которые произносятся вслух (громко при совершении ритуалов, скороговоркой при многократном повторении, шепчутся гуру своему ученику во время церемонии инициации), и на те, которые повторяются про себя. Последние включают в себя категорию наиболее секретных «фирменных» мантр, которые создаются святыми исключительно для собственного пользования (приходят к ним свыше или открываются во время медитативного транса) и никогда никому не раскрываются. В ведах (особенно в Атхарваведе) есть мантры для всего и от всего – одни из них защищают от сглаза и зла, уберегают от болезней и ранений, другие уничтожают дурных людей, врагов и злых духов, третьи привораживают и помогают достичь вполне прозаичных целей и т.д. Иными словами, в мире нет ничего, что не подлежало бы воздействию мантр или могло бы противостоять ему.

 

 

9. Характеристика поздневедийского периода. Религиозно-философские системы (астика).

до возникновения индуизма индийская религиозно-философская мысль прошла через переходные этапы, характеризовавшиеся существованием различных философских систем. Речь идет о шести системах, сложившихся на базе философии упанишад. Доктрины этих шести систем сформировали общую концепцию религиозного учения индуизма, получившего название астика. К ним относятся:

· санкхья (учение о дуалистической структуре мира), исходит из признания двух исходных реальностей, которые являются первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира.: пракрити (первичный материальный субстрат) и пуруша (духовное начало), состоящее из мириадов индивидуальных душ. смысл философии помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары

йога (созерцательная практика), сформировалась 4-3 вв. до н.э. Суть таже: освободить пурушу, но через особую аскетическую практику. предусматривает три пути: путь познания, эмоциональное приобщение к божеству, и путь активного действия. Главная цель всех упражнений научиться подавлять и контролировать сознание.

· веданта (учение о Брахмане) (7в до Р.Х.), Источник всего сущего – Абсолютная реальность, Брахмам. духовное «Я» человека, его Атман, тождественно ему. Веданта отрицает дуальность мира и не видит различий между пурушей и пракрити. все – Брахман. А тело и даже мысль мнимы, иллюзорны. идея элитарности (только для брахманов). Веданта оказала наибольшее влияние на дальнейшее формирование Индуизма.

· ньяя (логика), подчеркивает важность умозрения для познания реальности признает четыре источника познания: 1. восприятие; 2. вывод; 3. сравнение; и 4. Доказательство. Существует также недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку и гипотетический аргумент. Правильное познание самого себя и мира позволяет достичь освобождения.

· вайшешика (космология) атомистическая теория: физические объекты состоят из четырех видов атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является Брахман, действующий в соответствии с законом кармы.

теория создания и разрушения Вселенной (мировой цикл)

· миманса (ритуал). сформировалась в процессе поиска форм сохранения Вед. Направлена на защиту ведийского ритуализма

освобождение не может быть достигнуто с помощью знания или каких-либо сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение общественного и религиозного долга — дхармы, заключающегося в выполнении обрядов и в подчинении всяческим ограничениям и запретам, налагаемым кастой.

 

10. Учение о Тримурти.

Индуистская триада богов (тримурти)

Возникшая в упанишадах группа из четырех богов в традиции не закрепляется. Те же упанишады демонстрируют явное предпочтение принципу троичности. Так возникает идея о Тримурти – трояком проявлении божественного Абсолюта (Брахмана) в лице трех богов: Брахмы, Вишну и Шивы. Эти три ипостаси Брахман обнаруживает лишь в действиях по отношению к миру, и каждая из этих ипостасей, т.е. каждый бог, исполняет присущую ему функцию в космогоническом процессе: Брахма – созидающую, Вишну – сохраняющую, и Шива – разрушающую. Брахма (созидающее начало) творит из себя все мироздание: и в течение всего периода существования космоса («дня Брахмы») Вишну (сохраняющее начало) оберегает сотворенный Брахмой мир. По прошествии миллиардов лет мир начинает уничтожаться в «пляске» Шивы (разрушающего начала). Солнце сжигает все живое, элементы материи распадаются, пространство сворачивается и Ишвара (образ Абсолюта как повелителя явленного мира) превращает Вселенную в свой тончайший мир. Наступает «ночь Брахмы» – период, когда бытие остается непроявленным. Затем вновь наступает «день Брахмы» и все повторяется сначала. В метафизическом плане все три бога – и Брахма и Вишну и Шива – являются эманациями единого Брахмана и диалектически дополняют друг друга. Более того, эти три функции Брахмана неразделимы и не могут существовать во вселенной друг без друга. В традиции индуизма сложились два главных культовых течения: вишнуизм и шиваизм. В каждом из них главный бог, сохраняя свою специфику и присущие ему функции, выступает как верховный правитель мира, воплощение божественного Абсолюта Брахмана. Последователи этих течений не только не враждуют между собой, но считают, что поклоняются одному и тому же божеству. На многих изображениях божество даже представлено наполовину Вишну, а наполовину – Шивой. Принадлежность к тому или иному течению обусловлена, как правило, родовыми и семейными традициями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.