Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глагольное предложение






ا ل ج ُ م ْ ل َ ة ُ ا ل ف ِ ع ْ ل ِ ي ّ َ ة ُ

 

Глагольное предложение – это предложение, которое начинается с глагола (утвердительного или отрицательного). Например:

ج َ ا ء َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ Пришёл студент

(утвердительный глагол прошедшего времени)

م َ ا ج َ ا ء َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ Студент не пришёл

(отрицательный глагол прошедшего времени)

ت َ ش ْ ر َ ب ُ ف َ ا ط ِ م َ ة ُ ا ل ش ّ َ ا ى ّ َ Фатима пьёт чай (утвердительный глагол настояще-будущего времени)

 

ل ا َ ت َ ش ْ ر َ ب ُ ف َ ا ط ِ م َ ة ُ ا ل ش ّ َ ا ى ّ َ Фатима не пьёт чай (отрицательный глагол настояще-будущего времени)

 

أ ُ ك ْ ت ُ ب ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ج ُ م ْ ل َ ة َ ب ِ ا ل ع َ ر َ ب ِ ي ّ َ ة ِ! Напиши это предложение по-арабски! (глагол повелительного наклонения)

 

ل ا ت َ ك ْ ت ُ ب ْ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ج ُ م ْ ل َ ة َ ب ِ ا ل ع َ ر َ ب ِ ي ّ َ ة ِ! Не пиши это предложение по-арабски! (глагол, выражающий запрет)

 

Подлежащее глагольного предложения называется ا ل ف َ ا ع ِ ل ُ - действующим лицом. В глагольных предложениях глагол сочетается с действующим лицом в роде и всегда ставится в единственном числе:

 

ذ َ ه َ ب َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ إ ِ ل َ ى ا ل ب َ ي ْ ت ِ Студент пошёл домой

ذ َ ه َ ب َ ت ْ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ة ُ إ ِ ل َ ى ا ل ب َ ي ْ ت ِ Студентка пошла домой

ذ َ ه َ ب َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ا ن ِ إ ِ ل َ ى ا ل ب َ ي ْ ت ِ Два студента пошли домой

ذ َ ه َ ب َ ت ْ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ت َ ا ن ِ إ ِ ل َ ى ا ل ب َ ي ْ ت ِ Две студентки пошли домой

ذ َ ه َ ب َ ا ل ط ّ ُ ل ا َ ب ُ إ ِ ل َ ى ا ل ب َ ي ْ ت ِ Студенты пошли домой

ذ َ ه َ ب َ ت ْ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ا ت ُ إ ِ ل َ ى ا ل ب َ ي ْ ت ِ Студентки пошли домой

 

Между глаголом и действующим лицом могут находиться и другие части речи. Например:

ك َ ل ّ َ م َ ن ِ ي أ َ م ْ س ِ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ Вчера со мной говорил Мухаммад (между глаголом и действующим лицом расположено обстоятельство времени)

ن َ ا م َ ع َ ل َ ى ا ل س ّ َ ر ِ ي ر ِ و َ ل َ د ٌ На кровати спал мальчик (между глаголом и действующим лицом расположены предлог родительного падежа и его имя)

ز َ ا ر َ ط َ ا ل ِ ب ا ً ص َ د ِ ي ق ُ ه ُ Студента посетил его друг (между глаголом и действующим лицом расположено прямое дополнение)

 

Упражнения для закрепления

1) Переведите глагольные предложения на русский язык:

ش َ ر ِ ب ْ ت ُ ا ل ش ّ َ ا ي َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

م َ ا ق َ ت َ ل َ ع ُ م َ ر ُ ا َ ل ْ أ َ س َ د َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ت َ ذ ْ ه َ ب ُ ف َ ا ط ِ م َ ة ُ إ ِ ل َ ى ا ل ْ ج َ ا م ِ ع َ ة ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل ا َ ي ُ س َ ا ف ِ ر ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ إ ِ ل َ ى م ُ و س ْ ك ُ و

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ا ِ ق ْ ر َ أ ِ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل ا َ ت َ ج ْ ل ِ س ِ ي ه ُ ن َ ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ي َ ع ْ ب ُ د ُ ا ل ْ م ُ س ْ ل ِ م ُ ر َ ب ّ َ ه ُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Введите подходящее действующее лицо в следующие

предложения и переведите их:

 

ش َ ر ِ ب َ ت ْ...........ا ل ش ّ َ ا ي َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ي َ ع ْ ب ُ د ُ...........ا ل ل ه َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل ا َ ي َ ل ْ ع َ ب ُ..........ف ِ ي ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل ا َ ت َ ك ْ ت ُ ب ُ.......... ر ِ س َ ا ل َ ة ً إ ِ ل َ ى أ ُ م ّ ِ ه َ ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

م َ ا ق َ ا ل َ........... ه َ ذ َ ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

م َ ا ق َ ر َ أ َ ت ْ.......... ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ْ ج َ ر ِ ي د َ ة َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3) Переведите предложения на арабский язык:

Ахмад вошел в дом

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент вышел из университета

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Девочка съела хлеб

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мама сидела дома

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Двое мужчин выпили чай

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Две женщины написали письмо

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мальчики играли там

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Девочки играли здесь

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

§ 11. إ ِ ن ّ َ и его «сёстры»

إ ِ ن ّ َ و َ أ َ خ َ و َ ا ت ُ ه َ ا

 

إ ِ ن ّ َ и его «сёстры» – как принято их называть в арабской терминологии – это группа предлогов, которые входят в именные предложения, и ставят подлежащее в винительном, а сказуемое – в именительном падеже. Этих предлогов шесть:

 

1) إ ِ ن ّ َ «поистине, ведь, же» (для усиления смысла предложения)

 

2) أ َ ن ّ َ «что» (для присоединения одного предложения к другому, то есть этот предлог встречается внутри сложноподчиненного предложения)

 

3) ك َ أ َ ن ّ َ «подобно, как будто; кажется» (для сравнения или сомнения)

 

4) ل َ ك ِ ن ّ َ «но, однако»

 

5) ل َ ي ْ ت َ «о, если бы» (для выражения желания, которое не может быть исполнено)

 

6) ل َ ع َ ل ّ َ «возможно, может быть» (для выражения желания, которое может быть исполнено)

Примеры их использования:

ا ل ب َ ي ْ ت ُ ج َ م ِ ي ل ٌ (1 Дом красив

إ ِ ن ّ َ ا ل ب َ ي ْ ت َ ج َ م ِ ي ل ٌ Поистине, дом красив

ا ل ك ِ ت َ ا ب ُ م ُ م ْ ت ِ ع ٌ (2 Книга интересная

أ َ ع ْ ر ِ ف ُ أ َ ن ّ َ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ م ُ م ْ ت ِ ع ٌ Я знаю, что книга интересная

 

ز َ ي ْ د ٌ أ َ س َ د ٌ (3 Зейд лев

ك َ أ َ ن ّ َ ز َ ي ْ د ا ً أ َ س َ د ٌ Зейд как будто лев (сравнение)

 

Если сказуемое при ك َ أ َ ن ّ َ образовано от глагола, то ك َ أ َ ن ّ َ выражает сомнение. Например:

 

ك َ أ َ ن ّ َ م ُ ح َ م ّ َ د ا ً م ُ ج ْ ت َ ه ِ د ٌ Мухаммад, кажется, старателен (сомнение) (Действительное причастие م ُ ج ْ ت َ ه ِ د ٌ «старательный» образовано от глагола ا ِ ج ْ ت َ ه َ د َ «стараться»)

 

ا ل ْ ب َ ي ْ ت ُ ك َ ب ِ ي ر ٌ (4 Дом большой

ل َ ك ِ ن ّ َ ا ل ْ ب ُ س ْ ت َ ا ن َ ص َ غ ِ ي ر ٌ ا ل ْ ب َ ي ْ ت ُ ك َ ب ِ ي ر ٌ Дом большой, но сад маленький

 

ا ل ا م ْ ت ِ ح َ ا ن ُ س َ ه ْ ل ٌ (5 Экзамен лёгкий

ل َ ي ْ ت َ ا ل ا م ْ ت ِ ح َ ا ن َ س َ ه ْ ل ٌ О, если бы экзамен был лёгким!

 

ا ل ش ّ ِ ت َ ا ء ُ ق َ ر ِ ي ب ٌ (6 Зима близка

ل َ ع َ ل ّ َ ا ل ش ّ ِ ت َ ا ء َ ق َ ر ِ ي ب ٌ Может быть, зима близка

 

 

Подлежащим перечисленных предлогов может являться и слитное местоимение:

 

إ ِ ن ّ َ ـ ه ُ ط َ ا ل ِ ب ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د ٌ

Поистине, он старательный студент (ه ُ – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

 

 

إ ِ ن ّ َ ـ ه ُ م َ ا ط َ ا ل ِ ب َ ا ن ِ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د َ ا ن ِ

Поистине, они (двойственное число) старательные студенты (ه ُ م َ ا – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

إ ِ ن ّ َ ـ ه ُ م ْ ط ُ ل ا ّ َ ب ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د ُ و ن َ

Поистине, они (множественное число) старательные студенты (ه ُ م ْ – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

إ ِ ن ّ َ ـ ه َ ا ط َ ا ل ِ ب َ ة ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د َ ة ٌ

Поистине, она старательная студентка (ه َ ا – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

إ ِ ن ّ َ ـ ه ُ ن ّ َ ط َ ا ل ِ ب َ ا ت ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د َ ا ت ٌ

Поистине, они (множественное число) старательные студентки (ه ُ ن ّ َ – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

إ ِ ن ّ َ ـ ك َ ط َ ا ل ِ ب ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د ٌ

Поистине, ты старательный студент (ك َ – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

إ ِ ن ّ َ ـ ك ُ م َ ا ط َ ا ل ِ ب َ ا ن ِ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د َ ا ن ِ

Поистине, вы (двойственное число) старательные студенты (ك ُ م َ ا – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

إ ِ ن ّ َ ـ ك ُ م ْ ط ُ ل ا ّ َ ب ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د ُ و ن َ

Поистине, вы (множественное число) старательные студенты (ك ُ م ْ – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

 

 

إ ِ ن ّ َ ـ ك ِ ط َ ا ل ِ ب َ ة ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د َ ة ٌ

Поистине, ты старательная студентка (ك ِ – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

إ ِ ن ّ َ ـ ك ُ ن ّ َ ط َ ا ل ِ ب َ ا ت ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د َ ا ت ٌ

Поистине, вы (множественное число) старательные студентки (ك ُ ن ّ َ – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

إ ِ ن ّ َ ـ ن ِ ي [4] ط َ ا ل ِ ب ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د ٌ

Поистине, я старательный студент (ن ِ ي – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

إ ِ ن ّ َ ـ ن َ ا [5] ط ُ ل ا ّ َ ب ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د ُ و ن َ

Поистине, мы старательные студенты (ن َ ا – подлежащее предлога إ ِ ن ّ َ)

 

Часто сказуемым перечисленных предлогов является не имя именительного падежа, а глагол или «подобие предложения» (см. гл. I, § 9). Например:

 

إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ خ َ ل َ ق َ ا ل ْ ا ِ ن ْ س َ ا ن َ Поистине, Аллах создал человека

إ ِ ن ّ َ ص َ د ِ ي ق َ ك َ ف ِ ي ا ل ْ ح ُ ز ْ ن ِ Поистине, твой друг в печали

إ ِ ن ّ َ ا ل س ّ َ ـ ي ّ َ ا ر َ ة َ أ َ م َ ا م َ ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ Поистине, машина перед домом

Упражнения для закрепления

 

1) Введите подходящую частицу из сестёр: إ ن ّ َ

 

_______________________________________________________________________ ا ل ذ ّ ِ ئ ْ ب َ ك َ ل ْ ب ٌ

__________________________________________________________________ و َ ل ِ ي د ا ً ك َ ا ن َ أ َ خ ِ ي!

أ َ ع ْ ر ِ ف ُ ________________________________________________________ م ُ ح َ م ّ َ د ا ً ر َ س ُ و ل ُ ا ل ل ه ِ

أ َ ع ْ ر ِ ف ُ ___________________ ا ل ْ إ م ْ ت ِ ح ا ن َ ص َ ع ْ ب ٌ ___________________ ا ل ْ أ ُ س ْ ت َ ا ذ َ م ُ ت َ س َ ا م ِ ح ٌ

______________________________________________________________________________ ا ل ل ه َ ر َ ب ّ ِ ي

أ َ خ ُ و ك َ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د ٌ __________________________________________________ ص َ د ِ ي ق َ ه ُ ك َ س ْ ل ا ن ُ

 

2) Переведите следующие два предложения и укажите на смысловую разницу между ними:

 

ك َ أ َ ن ّ َ ا ل ْ ب َ ي ْ ت َ ق َ ص َ ر ٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ك َ أ َ ن ّ َ م ُ ب َ ا ر َ ك ا ً ف َ ا ه ِ م ٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Переведите следующие предложения и определите, чем выражены в них сказуемые при предлогах-сестрах إ ِ ن ّ َ:

 

إ ن ّ َ م ُ ح َ م ّ َ د ا ً ص َ د ِ ي ق ِ ي

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

إ ن ّ َ م ُ ح َ م ّ َ د ا ً ف ِ ي ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

إ ن ّ َ م ُ ح َ م ّ َ د ا ً ي َ ك ْ ت ُ ب ُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ك َ أ َ ن ّ َ ف َ ا ط ِ م َ ة َ أ ُ خ ْ ت ُ ك ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ك َ أ َ ن ّ َ ف َ ا ط ِ م َ ة َ ف ِ ي ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ك َ أ َ ن ّ َ ف َ ا ط ِ م َ ة َ ت َ ق ْ ر َ أ ُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ ع َ ل ّ َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ م ُ ف ِ ي د ٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ ع َ ل ّ َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ف ِ ي ا ل ر ّ َ ف ّ ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ ع َ ل ّ َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ي ُ ف ِ ي د ُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ ي ْ ت َ ا ل ش ّ َ ب َ ا ب َ د َ ا ئ ِ م ٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ ي ْ ت َ ا ل ش ّ َ ب َ ا ب َ ف ِ ي ق َ ل ْ ب ِ ي

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ ي ْ ت َ ا ل ش ّ َ ب َ ا ب َ ي َ ع ُ و د ُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ع َ ل ِ م ْ ت ُ أ َ ن ّ َ أ ُ س ْ ت َ ا ذ َ ن َ ا ع َ ا ل ِ م ٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ع َ ل ِ م ْ ت ُ أ َ ن ّ َ أ ُ س ْ ت َ ا ذ َ ن َ ا ف ِ ي ا ل ْ ح َ د ِ ي ق َ ة ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ع َ ل ِ م ْ ت ُ أ َ ن ّ َ أ ُ س ْ ت َ ا ذ َ ن َ ا ي ُ س َ ا ف ِ ر ُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ح َ ي َ ا ة ُ ا ل ْ ب َ ط َ ل ِ ت َ ن ْ ت َ ه ِ ي ل َ ك ِ ن ّ َ م َ ج ْ د َ ه ُ ب َ ا ق ٍ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ح َ ي َ ا ة ُ ا ل ْ ب َ ط َ ل ِ ت َ ن ْ ت َ ه ِ ي ل َ ك ِ ن ّ َ م َ ج ْ د َ ه ُ ي َ ب ْ ق َ ى

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ا ِ ن ْ ت َ ه َ ت ْ ح َ ي َ ا ة ُ ا ل ْ ب َ ط َ ل ِ ل َ ك ِ ن ّ َ م َ ج ْ د َ ه ُ ف ِ ي ا ل ت ّ َ أ ْ ر ِ ي خ ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Переведите на арабский язык:

Поистине, Зейд студент

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я знаю, что Зейд студент

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эта собака как лев

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О, если бы погода была хорошей!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Может быть, Хусейн твой друг

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я усталый, но радостный

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.