Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения для закрепления 7 страница






________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل ِ ن َ ك ْ ت ُ ب ْ ر ِ س َ ا ل َ ة ً إ ل َ ى ح َ س َ ن ٍ!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل ِ ي َ د ْ ر ُ س ْ ح َ ا م ِ د ٌ ا ل ل غ َ ة َ ا ل ْ ع َ ر َ ب ِ ي ّ َ ة َ!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ م ّ َ ا أ َ ق ْ ر َ أ ْ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ م ّ َ ا أ ُ س َ ا ف ِ ر ْ إ ِ ل َ ى ل ُ ب ْ ن َ ا ن َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Введите частицу ل َ م ْ в следующие предложения и произведите нужное изменение:

ي َ د ْ ر ُ س ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ا ل ل ُ غ َ ة َ ا ل ر ّ ُ و س ِ ي ّ َ ة ُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ي َ ض ْ ر ِ ب ُ أ َ ب ِ ي ك َ ل ْ ب ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ي َ ج ْ ل ِ س ُ ز َ ي ْ د ٌ ع َ ل َ ى ا ل ْ ك ُ ر ْ س ِ ى ّ ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Выразите запрет, как указано в примере, и переведите:


ت َ ج ْ ل ِ س ُ Š ل ا ت َ ج ْ ل ِ س ْ!

ن َ س ْ ك ُ ن ُ Š __________

ت َ ض ْ ر ِ ب ُ Š ___________

ي َ ق ْ ط َ ع ُ Š ___________


 

4) Образуйте повелительное наклонение, как указано в примере:


ت َ ك ْ ت ُ ب ُ Š ل ِ ت َ ك ْ ت ُ ب ْ

ت َ ق ْ ر َ أ ُ Š ___________

 

ن َ ح ْ ف َ ظ ُ Š ___________

ي ُ د َ خ ّ ِ ن ُ Š ___________


 

§ 17. Обстоятельство места и времени действия

ا ل م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ف ِ ي ه ِ

 

Обстоятельство места и времени действия – это имя винительного падежа, поясняющее место или время совершения действия. Например:

 

ق َ ر َ أ َ ز َ ي ْ د ٌ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ ص َ ب َ ا ح ا ً Зейд читал книгу утром (когда?)

ق َ ر َ أ َ ز َ ي ْ د ٌ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ أ َ م َ ا م َ ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ Зейд читал книгу перед школой (где?)

 

 

Время, на которое указывает ا ل م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ف ِ ي ه ِ может быть как определённым, так и неопределённым промежутком. Например:

 

ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ س َ ا ع َ ة ً Я читал книгу один час

ل ا ي َ ف ْ ع َ ل ُ ذ َ ل ِ ك َ أ ب َ د ا ً Он никогда не сделает этого

Что касается места, на которое указывает ا ل م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ف ِ ي ه, то оно не должно быть местом определённой площади. Поэтому нельзя сказать:

 

ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ ا ل ب َ ي ْ ت َ,

а нужно говорить:

ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ ف ي ا ل ب َ ي ْ ت ِ Я читал книгу дома

 

 

Упражнения для закрепления

 

1) Найдите при помощи словаря обстоятельство места или времени действия в следующих предложениях:

 


خ َ ر َ ج َ أ َ ح ْ م َ د ُ م ِ ن ْ ب َ ي ْ ت ِ ه ِ ل َ ي ْ ل ا ً

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ا ل ط ّ َ ي ْ ر ُ ف َ و ْ ق َ ا ل ْ غ ُ ص ْ ن ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

س َ ا ف َ ر ْ ت ُ إ ِ ل َ ى م ُ و س ْ ك ُ و ن َ ه َ ا ر ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ج َ ل َ س ْ ت ُ خ َ ل ْ ف َ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ ع ِ ب َ ا ل ْ أ َ ط ْ ف َ ا ل ُ و َ ر َ ا ء َ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن َ ض ُ ح ً ى

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ا ل ْ ج َ ر ِ ي د َ ة ُ ت َ ح ْ ت َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ج َ ا ء َ ي ُ و س ُ ف ُ م ِ ن ْ ب َ غ ْ د َ ا د َ ا ل ْ ي َ و ْ م َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

2) Дополните следующие предложения обстоятельствами места или времени действия:

ج َ ل َ س َ ز َ ي ْ د ٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

و َ ض َ ع ْ ت ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ك َ ت َ ب َ أ َ ب ِ ي ر ِ س َ ا ل َ ة ً

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ل َ ع ِ ب َ ا ل ْ و َ ل َ د ُ ب ِ ا ل ْ ك ُ ر َ ة ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ح َ ف ِ ظ َ ت ْ ف َ ا ط ِ م َ ة ُ س ُ و ر َ ة َ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ا ن

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Переведите следующие предложения на арабский язык:

 

Школа за мечетью

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карандаш под стулом

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мухаммад читал Коран утром

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инженер уехал в Багдад ночью

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я написал письмо днём

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Выучите хадис:

› ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ُ ت َ ح ْ ت َ أ َ ق ْ د َ ا م ِ ا ل ْ أ ُ م ّ َ ه َ ا ت ِ š

«Рай под ногами матерей»

 

 


§ 18. Вопросительное предложение

ا ل ج ُ م ْ ل َ ة ُ ا ل ا ِ س ْ ت ِ ف ْ ه ا َ م ِ ي ّ َ ة ُ

 

Вопросительное предложение в арабском языке образуется при помощи вопросительных частиц, местоимений и наречий, которые ставятся в начале предложения.

 

Имеются две вопросительные частицы – ه َ ل ْ и أ َ:

 

ه َ ل ْ أ َ ن ْ ت َ ط َ ا ل ِ ب ٌ ؟ Ты студент?

ه َ ل ْ ت َ ت َ ك َ ل ّ َ م ُ ب ِ ا ل ْ ع َ ر َ ب ِ ي ّ َ ة ِ ؟ Ты говоришь по-арабски?

 

أ ف َ ع َ ل ْ ت َ ه َ ذ َ ا ؟ Ты это сделал?

أ ل َ م ْ ت َ ك ْ ت ُ ب ْ ر ِ س َ ا ل َ ة ً إ ِ ل َ ى ز َ ي ْ د ٍ ؟ Ты не написал письмо Зейду?

 

Примечание.

Как видно из примеров, вопросительная частица أ َ может входить как в утвердительное, так и отрицательное предложение, тогда какه َ ل ْ используется только в утвердительных предложениях. Поэтому нельзя сказать:

ه َ ل ْ ل َ م ْ ت َ ق ْ ر َ أ ْ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ؟

а нужно говорить:

أ َ ل َ م ْ ت َ ق ْ ر َ أ ْ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ؟ Ты не читал книгу?

 

Вопросительные местоимения:

 

م َ ن ْ ك َ ت َ ب َ ه َ ذ َ ا ؟ Кто написал это?

م َ ا ذ َ ا ق َ ا ل َ ل َ ك َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ؟ Что сказал тебе Мухаммад?

ل ِ م َ ن ْ ا ِ ش ْ ت َ ر َ ي ْ ت َ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ؟ Кому ты купил эту книгу?

ل ِ م َ ا ذ َ ا ل ا َ ي َ ق ْ ر َ أ ُ ز َ ي ْ د ٌ ؟ Почему Зейд не читает?

أ َ ي ّ ُ ق َ ل َ م ٍ ؟ Какой карандаш?

 

Примечание:

Вопросительное местоимение أ ي ّ ٌ присоединяется к поясняемому слову в качестве первого члена идафы (см. гл. I, § 7) и изменяется по падежам:

 

 

أ َ ي ّ ُ ق َ ل َ م ٍ أ َ ح ْ س َ ن ُ ؟ (ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ) Какой карандаш лучше?

أ ي ّ َ ق َ ل َ م ٍ أ َ خ َ ذ ْ ت َ ؟ (ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ) Какой карандаш ты взял?

ب ِ أ َ ي ّ ِ ق َ ل َ م ٍ ك َ ت َ ب ْ ت َ ؟ (ا ل ج َ ر ّ ُ) Каким карандашом ты написал?

 

 

Если поясняемое слово является именем женского рода, тоأ َ ي ّ ٌ может принимать ة «та марбуту»:

أ َ ي ّ ُ م َ د ْ ر َ س َ ة ٍ ؟ или أ َ ي ّ َ ة ُ م َ د ْ ر َ س َ ة ٍ ؟ Какая школа?

Поясняемое слово при أ ي ّ ٌ должно стоять в неопределённом состоянии.

 

 

Вопросительные наречия:

أ ي ْ ن َ ا ل ْ م ُ د َ ر ّ ِ س ُ ؟ Где учитель?

إ ِ ل َ ى أ َ ي ْ ن َ ت َ ذ ْ ه َ ب ُ ؟ Куда ты идешь?

م ِ ن ْ أ َ ي ْ ن َ ج َ ا ء َ أ َ ح ْ م َ د ُ ؟ Откуда пришёл Ахмад?

م َ ت َ ى ا ِ م ْ ت ِ ح َ ا ن ُ ك َ ؟ Когда твой экзамен?

ك َ ي ْ ف َ د َ خ َ ل ْ ت َ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ْ غ ُ ر ْ ف َ ة َ ؟ Как ты вошёл в эту комнату?

ك َ م ْ ك ِ ت َ ا ب ا ً ق َ ر َ أ ْ ت َ ؟ Сколько книг ты прочитал?

Примечание:

Поясняемое слово при вопросительном наречии ك َ م ْ должно стоять в единственном числе винительного падежа неопределенного состояния:

ك َ م ْ ط َ ا ل ِ ب ا ً Сколько студентов?

 

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите следующие предложения, используя одну из вопросительных частиц:

 

Ты инженер?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Он студент?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Она студентка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мухаммад твой брат?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зейд из России?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты не ходил в школу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты не пишешь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты не студент?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зейд не инженер?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Омар не из России?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Переведите следующие предложения, используя вопросительные местоимения:

 

Кто побил эту собаку?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что ты написал в этом письме?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кому ты сказал об этом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему ты молчишь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая книга?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Переведите следующие предложения, используя вопросительные наречия:

 

Где твоя книга?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куда идёт этот студент?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Откуда пришёл Зейд?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда праздник?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты написал?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сколько тетрадей на этом столе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


§ 19. Абсолютный масдар

ا ل ْ م َ ص ْ د َ ر ُ ا ل م ُ ط ْ ل َ ق ُ

 

Абсолютный масдар – это имя в винительном падеже неопределённого состояния, которое следует за глаголом и выполняет одну из следующих функций:

 

1) Усиливает смысл глагола. Например:

ض َ ر َ ب َ ض َ ر ْ ب ا ً Он бил битьём

Абсолютный масдар, усиливающий смысл глагола, имеет широкое использование в арабском языке. Его эквивалентом в русском языке является обстоятельство образа действия в выражениях типа: «пить запоем», «ходить ходуном», «сидеть сидмя» и т.д.

 

2) Поясняет, каким образом было совершено действие:

ن َ ا م َ ن َ و ْ م ا ً ع َ م ِ ي ق ا ً Он спал крепким сном

 

3) Уточняет, сколько раз было совершено действие.

ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر ْ ب َ ت َ ي ْ ن ِ Он ударил его два раза

ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر َ ب َ ا ت ٍ Он ударил его несколько раз

 

Абсолютный масдар в большинстве случаев бывает однокоренным с тем глаголом, к которому он относится. Но иногда он заменяется своим синонимом:

 

ج َ ل َ س َ ج ُ ل ُ و س ً ا Он сидел сидмя

ج َ ل َ س َ ق ُ ع ُ و د ا ً Он сидел сидмя (ج ُ ل ُ و س ٌ = ق ُ ع ُ و د ٌ сидение)

 

Абсолютный масдар может иметь при себе имя прилагательное или имя в родительном падеже, присоединённое к нему в качестве второго члена идафы:

 

ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر ْ ب ا ً ش َ د ِ ي د ا ً Он бил его сильным битьём

ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر ْ ب َ ا ل ج َ ل ا ّ َ د ِ Он бил его битьём палача

Часто абсолютный масдар опускается и заменяется следующими именами:

 

1) своим прилагательным. Например:

ي َ ت َ ط َ و ّ َ ر ُ ب َ ل َ د ُ ن َ ا س َ ر ِ ي ع ا ً Наша страна развивается быстро (В основе: ي َ ت َ ط َ و ّ َ ر ُ ب َ ل َ د ُ ن َ ا ت َ ط َ و ّ ُ ر ا ً س َ ر ِ ي ع ا ً Наша страна развивается быстрым развитием)

При этом абсолютный масдар может быть присоединен к своему прилагательному в качестве второго члена идафы:

ي َ ت َ ط َ و ّ َ ر ُ ب َ ل َ د ُ ن َ ا س َ ر ِ ي ع َ ا ل ت َ ط َ و ّ ُ ر ِ Наша страна развивается быстро

 

2) именем числительным. Например:

ض َ ر َ ب ْ ت ُ ه ُ خ َ م ْ س ا ً Я ударил его пять раз

При этом имя абсолютного масдара может быть присоединено к имени числительному в качестве второго члена идафы:

ض َ ر َ ب ْ ت ُ ه ُ خ َ م ْ س َ ض َ ر َ ب َ ا ت ٍ Я ударил его пять раз

 

3) слитным местоимением. Например:

أ َ ح ْ ـ ب َ ـ ب ْ ـ ت ُ ـ ه ُ ح ُ ـ ب ّ ً ا ل َ م ْ أ ُ ح ِ ـ ب ّ َ ـ ه ُ أ َ ح َ د ا ً م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ُ Я полюбил его так, как не любил никого раньше (или: я полюбил его такой любовью, какой никого не любил раньше)

 

4) словом ب َ ع ْ ض ٌ «некоторый; несколько». При этом имя абсолютного масдара присоединяется к нему в качестве второго члена идафы:

ي َ ـ خ َ ـ ا ف ُ ـ ه ُ ب َ ـ ع ْ ـ ض َ خ َ ـ و ْ ف ٍ Он несколько (чуть - чуть) боится его

 

5) словом ك ُ ل ّ ٌ «все, всё». При этом абсолютный масдар присоединяется к нему в качестве второго члена идафы:

ي َ ـ خ َ ـ ا ف ُ ـ ه ُ ك ُ ـ ل ّ َ خ َ و ْ ف ٍ Он боится его всей боязнью

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите следующие предложения и найдите в них абсолютный масдар:

 

ض َ ر َ ب َ أ ب ِ ي ا ل ْ ك َ ل ْ ب َ ض َ ر ْ ب ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ق َ ت َ ل َ ز َ ي ْ د ٌ ا ل ث ّ ُ ع ْ ب َ ا ن َ ق َ ت ْ ل ا ً

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ج َ ل َ س َ ت ْ ع َ ا ئ ِ ش َ ة ُ ج ُ ل ُ و س ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.