Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения для закрепления 6 страница






__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ه َ ا ك َ ا ل ْ م ِ ث َ ا ل َ ل ِ م َ ا أ َ ق ُ و ل ُ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

غ َ ض ِ ب َ ا ل ْ أ َ ب ُ ع َ ل َ ى ا ب ْ ن ِ ه ِ ف َ ق َ ا ل َ ل َ ه ُ: " إ ِ ل َ ي ْ ك َ ع َ ن ّ ِ ي "

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Переведите предложения на арабский язык:

Хватит, о Омар!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оставь это, дочь!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возьми нож, сын!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замолчи, мальчик!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

§ 14. Скрытое склонение

ا ل إ ِ ع ْ ر َ ا ب ُ ا ل ت ّ َ ق ْ د ِ ي ر ِ ى ّ ُ

 

Существуют имена, которые склоняются посредством скрытых огласовок в некоторых или во всех падежах. Такой вид склонения называют ا ل إ ِ ع ْ ر َ ا ب ُ ا ل ت ّ َ ق ْ د ي ر ِ ي ّ ُ (дословно: «подразумеваемое склонение»). К именам скрытого склонения относятся:

1) Оканчивающиеся на «алиф». Склонение таких имён скрыто во всех падежах:

 

ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ именит. падеж ف َ ت ً ى или ا ل ْ ف َ ت َ ى юноша ع َ ص ً ا или ا ل ْ ع َ ص َ ا палка
ا ل ج َ ر ّ ُ родит. падеж ف َ ت ً ى или ا ل ْ ف َ ت َ ى юноши ع َ ص ً ا или ا ل ْ ع َ ص َ ا палки
ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ винит. падеж ف َ ت ً ى или ا ل ْ ف َ ت َ ى юношу ع َ ص ً ا или ا ل ْ ع َ ص َ ا палку

 

Например:

(ف َ ت ً ى)ج َ ا ء َ ا ل ْ ف َ ت َ ى Пришёл юноша

أ َ خ َ ذ ْ ت ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ م ِ ن َ ا ل ْ ف َ ت َ ى (ف َ ت ً ى) Я взял книгу у юноши

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ا ل ْ ف َ ت َ ى (ف َ ت ً ى) Я видел юношу

2) Оканчивающиеся на букву ي, являющуюся показателем принадлежности для первого лица. Склонение таких имён также скрыто во всех падежах:

 

ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ именит. падеж ك ِ ت َ ا ب ِ ى моя книга
ا ل ج َ ر ّ ُ родит. падеж ك ِ ت َ ا ب ِ ى моей книги
ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ винит. падеж ك ِ ت َ ا ب ِ ى мою книгу

Например:

 

ك ِ ت َ ا ب ِ ى م ُ م ْ ت ِ ع ٌ Моя книга интересная

ق َ ر َ أ ْ ت ُ ه َ ذ َ ا م ِ ن ْ ك ِ ت َ ا ب ِ ى Я вычитал это из моей книги

ق َ ر َ أ ْ ت ُ ك ِ ت َ ا ب ِ ى Я прочитал свою (мою) книгу

 

3) Оканчивающиеся на ٍ -. Их склонение скрыто только в именнительном и родительном падежах. В определенном состоянии такие имена утрачивают «танвин» (удвоенность конечной огласовки) и принимают букву ي.

 

ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ именит. падеж ا ل ْ ق َ ا ض ِ ى ق َ ا ض ٍ судья
ا ل ج َ ر ّ ُ родит. падеж ا ل ْ ق َ ا ض ِ ى ق َ ا ض ٍ судья

 

Но:

ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ винит. падеж ا ل ْ ق َ ا ض ِ ى َ ق َ ا ض ِ ي ً ا судью

 

Например:

 

ج َ ا ء َ ا ل ْ ق َ ا ض ِ ى (ق َ ا ض ٍ) Пришёл судья

أ َ خ َ ذ ْ ت ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ م ِ ن ا ل ْ ق َ ا ض ِ ى (ق َ ا ض ٍ) Я взял книгу у судьи

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ا ل ْ ق َ ا ض ِ ى َ (ق َ ا ض ِ ي ً ا) Я видел судью

 

Упражнения для закрепления

 

1) Просклоняйте по падежам следующие имена:


ا ل ر ّ َ ا ض ِ ي довольный

ا ل ْ ع َ ا ل ِ ي высокий

ا ل س ّ َ ا ع ِ ي стремящийся

ه ُ د ً ى прямой путь

ر ِ ض ً ا довольство

ق َ ل َ م ِ ي мой карандаш

م َ ا ش ٍ пешеход

ر َ ا م ٍ стрелок

ل َ ظ ً ى пламя

س َ ا ع ٍ стремящийся


          ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ
          ا ل ْ ج َ ر ّ ُ
          ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ

 

          ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ
          ا ل ْ ج َ ر ّ ُ
          ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ

 

2) Найдите в предложениях имена скрытого склонения и определите их падеж:


ا ل ط ّ ِ ف ْ ل ُ ا ل ْ ب َ ا ك ِ ي ف ِ ي ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ ا ل ْ م َ ا ش ِ ي ف ِ ي ا ل ط ّ َ ر ِ ي ق ِ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ف ِ ي ع َ ص َ ا م ُ و س َ ى آ ي َ ة ٌ ك َ ب ِ ي ر َ ة ٌ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ا ل ث ّ َ و ْ ب ُ ا ل ْ ج َ د ِ ي د ُ أ َ ج ْ م َ ل ُ م ِ ن ْ ا ل ث ّ َ و ْ ب ِ ا ل ْ ب َ ا ل ِ ى

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

د َ ف ْ ت َ ر ِ ي ك َ ب ِ ي ر ٌ و َ د َ ف ْ ت َ ر ُ ك َ ص َ غ ِ ي ر ٌ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

أ َ ك ْ ر َ م ْ ت ُ ا ل ْ ف َ ت َ ى ف ِ ي ب َ ي ْ ت ِ ي

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

إ ِ ن ّ َ ا ل ْ ه ُ د َ ى ه ُ د َ ى ا ل ل ه ِ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

أ َ خ َ ذ ْ ت ُ د َ ف ْ ت َ ر ِ ي م ِ ن ْ ل َ ي ْ ل َ ى

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


3) Переведите предложения на арабский язык и определите падеж имен скрытого склонения:

 

Я видел Ахмада с судьёй

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ахмад прочитал мою книгу

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мой отец побил собаку палкой

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фатима взяла мой карандаш у юноши

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я видел Мусу у Исы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

§ 15. Обстоятельство образа действия

ا ل ح َ ا ل ُ

ا ل ح َ ا ل ُ (буквально: «ситуация», «положение») – это имя в винительном падеже неопределенного состояния, которое отвечает на вопрос «как?» и поясняет состояние действующего лица или прямого дополнения в момент совершения действия. Этой части речи в русском языке соответствует обстоятельство образа действия (но не всегда – см. последний пример внизу).

 

Например:

 

ر َ ج َ ع َ ا ل ْ و َ ل َ د ُ ا ِ ل ى ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ ب َ ا ك ِ ي ا ً Мальчик вернулся домой плача

ع َ ب َ ر َ ز َ ي د ٌ ا ل ص ّ َ ح ْ ر َ ا ء َ ر َ ا ك ِ ب ا ً Зейд пересек пустыню верхом

د َ خ َ ل َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ا ل ْ ف َ ص ْ ل َ غ َ ض ْ ب َ ا ن َ Мухаммад вошел в класс злым

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ة َ ق َ ا ر ِ ئ َ ة ً Я видел студентку читающей

ش َ ر ِ ب ْ ت ُ ا ل ْ م َ ا ء َ ص َ ا ف ِ ي ا ً Я выпил воду в чистом виде

 

Действующее лицо или прямое дополнение, имеющее при себе ا ل ْ ح َ ا ل ُ, должно стоять в определённом состоянии.

Часто бывает так, что состояние действующего лица или прямого дополнения поясняется не одним словом, а целым предложением. Такое предложение называют ج ُ م ْ ل َ ة ُ ا ل ْ ح َ ا ل ِ (предложение образа действия).

 

Например:

 

ر َ ج َ ع َ ز َ ي د ٌ إ ِ ل َ ي ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ و َ ه ُ و َ غ َ ض ْ ب َ ا ن ُ Зейд вернулся домой злым

م َ ش َ ي ز َ ي ْ د ٌ ي ُ ف َ ك ّ ِ ر ُ Зейд шел думая

 

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите предложения и подчеркните в нихا ل ْ ح َ ا ل ُ:

ق َ ر َ أ َ أ َ ب ِ ي ا ل ْ ج َ ر ِ ي د َ ة َ ج َ ا ل ِ س ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ش َ ا ه َ د ْ ت ُ ا ل ْ ف ِ ل ْ م َ و َ ا ق ِ ف ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ت َ ك َ ل ّ َ م ْ ت ُ م َ ع َ ا ل ْ ب ِ ن ْ ت ِ م َ ا ش ِ ي ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

أ َ ك َ ل ْ ت ُ ا ل ت ّ ُ ف ّ َ ا ح َ ن َ ا ض ِ ج ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ش َ ر ِ ب َ أ َ ح ْ م َ د ُ ا ل ل ّ َ ب َ ن َ س َ ا خ ِ ن ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ا ِ ش ْ ت َ ر َ ي ْ ت ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ج َ د ِ ي د ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Дополните предложения подходящим ا ل ْ ح َ ا ل ُ:

ج َ ا ء َ أ َ ح ْ م َ د ُ ________________________________________________________________________

ك َ ت َ ب َ ت ْ ف َ ا ط ِ م َ ة ُ ر ِ س َ ا ل َ ة ً _____________________________________________________________

ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن َ _____________________________________________________________________

ش َ ر ِ ب َ ت ِ ا ل ْ أ ُ م ّ ُ ا ل ش ّ َ ا ي َ _______________________________________________________________

أ َ ك َ ل َ ا ل ذ ّ ِ ئ ْ ب ُ ا ل ش ّ َ ا ة َ _______________________________________________________________

 

3) Переведите следующие предложения и подчеркните в них ج ُ م ْ ل َ ة ُ ا ل ْ ح َ ا ل (предложения образа действия):

 

ق َ ت َ ل َ ع ُ م َ ر ُ ا ل ْ أ َ س َ د َ و َ ه ُ و َ ي َ أ ْ ك ُ ل ُ ا ل ْ ح ِ ص َ ا ن َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ق َ ر َ أ َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ و َ ه ُ و َ ش َ ا ر ِ ب ٌ ا ل ش ّ َ ا ي َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ج َ ر َ ى ا ل ْ و َ ل َ د ُ ي َ ب ْ ك ِ ى

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ش َ ا ه َ د َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ ا ل ْ ف ِ ل ْ م َ و َ ه ُ و َ ي ُ ف َ ك ّ ِ ر ُ ف ِ ي ا ل ْ ا ِ م ْ ت ِ ح َ ا ن ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

م َ ش َ ت ْ ف َ ا ط ِ م َ ة ُ ت َ ن ْ ظ ُ ر ُ إ ِ ل َ ى ا ل ْ ب َ ح ْ ر ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ا ل ط ّ ُ ي ُ و ر ُ ت ُ غ َ ر ّ ِ د ُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Завершите перевод предложений на арабский язык:

 

Студент читал книгу, кушая яблоко

ق َ ر َ أ َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ و َ ه ُ و َ ا ل ت ّ ُ ف ّ َ ا ح َ

Фатима писала письмо плача

ك َ ت َ ب َ ت ْ ف َ ا ط ِ م َ ة ُ ا ل ر ّ ِ س َ ا ل َ ة َ

 

Моя мама разговаривала с соседкой стоя

ت َ ك َ ل ّ َ م َ ت ْ أ ُ م ّ ِ ي م َ ع َ ا ل ْ ج َ ا ر َ ة ِ

Я смотрел фильм, кушая апельсин

و َ أ َ ن َ ا آ ك ُ ل ُ

Моя сестра пила чай, слушая радио

و َ ه ِ ي َ ت َ س ْ ت َ م ِ ع ُ إ ِ ل َ ى ا ل ر ّ َ ا د ِ ي ُ و

Я видел сегодня Аишу больной

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ع َ ا ئ ِ ش َ ة َ

Мы видели вчера двух ругающихся пассажиров

ر َ أ َ ي ْ ن َ ا أ َ م ْ س ِ و َ ه ُ م َ ا ي َ ت َ ش َ ا ج َ ر َ ا ن ِ

Кошка съела рыбу в холодном виде

أ َ ك َ ل َ ا ل ق ِ ط ّ ُ ا ل س ّ َ م َ ك َ ة َ

 

 

§ 16. Предлоги условного наклонения

ح ُ ر ُ و ف ُ ا ل ج َ ز ْ م ِ

 

Предлоги условного наклонения или «предлоги усечения» ставятся перед глаголом и придают ему определённое значение. После них глагол ставится в форме условного наклонения (см. гл. II, § 26). Этих предлогов четыре:

1) ل َ م ْ «не». Выражает отрицание действия в прошедшем времени[6]:

ل َ م ْ ي َ ك ْ ت ُ ب ْ أ َ خ ُ و ك َ ر ِ س َ ا ل َ ة ً Твой брат не написал письмо

2) ل ا َ «не». Выражает запрет. Например:

 

ل ا ت َ أ ْ خ ُ ذ ْ ه َ ذ َ ا ا ل د ّ َ ف ْ ت َ ر َ!

Не бери эту тетрадь!

ل ا ي َ ق ْ ر َ أ ْ أ َ ح ْ م َ د ُ ه َ ذ َ ا ا ل ك ِ ت َ ا ب َ!

Пусть Ахмад не читает эту книгу!

ل ا ن َ ي ْ أ َ س ْ!

Давай не будем отчаиваться!

 

3).ل ِ.. Выражает повеление для первого и третьего лиц:

ل ِ ن ُ س َ ا ف ِ ر ْ إ ِ ل َ ى م ُ و س ْ ك ُ و! Давай поедем в Москву!

ل ِ ي َ ق ْ ر َ أ ْ أ َ خ ُ و ك َ ه َ ذ َ ا ا ل ك ِ ت َ ا ب َ! Пусть твой брат прочитает эту книгу!

4) ل َ م ّ َ ا «всё ещё не…». Выражает отрицание действия в прошлом и настоящем (т.е. действие не было выполнено до момента разговора и не выполняется и сейчас). Например:

 

ل َ م ّ َ ا أ َ ك ْ ت ُ ب ْ ر ِ س َ ا ل َ ة ً إ ِ ل َ ى أ َ خ ِ ى Я всё ещё не написал письмо моему брату

ل َ م ّ َ ا ي َ ذ ْ ه َ ب ْ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ إ ِ ل َ ى ا ل س ّ ِ ي ن ِ م َ ا Мухаммад всё ещё не ходил в кино

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите предложения:

ل َ م ْ ي ُ س َ ا ف ِ ر ْ ز َ ي ْ د ٌ إ ِ ل َ ى ل َ ن ْ د َ ن َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ م ْ ي َ ق ْ ر َ أ ْ أ َ ب ُ و ك َ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل َ م ْ ي َ ذ ْ ه َ ب ْ أ َ ح ْ م َ د ُ إ ل َ ى ا ل ْ ح َ ق ْ ل ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل ا ت ُ س َ ا ف ِ ر ْ غ َ د ً ا!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل ا ت َ أ ْ ك ُ ل ْ ك َ ث ِ ي ر ً ا!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ل ا ي َ ذ ْ ه َ ب ْ ح َ س َ ن ٌ إ ل َ ى ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.