Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй вопрос. Психосемантика цвета.






Основным автором здесь является И.В. Гёте. Для Гёте цвет это символ освещенности земли. Если вдруг в теории Гибсона слово свет, объемлющий цветовой строй написать с большой буквы, то получится нечто подобное теории Гёте. Близка к Гёте работа Эвальда Геринга, который ввёл понятие цветовой памяти как психической функции. Цвет имеет предметное значение, вот его идея. Благодаря чему цвета можно запоминать. Карл Дункер в частности занимался цветовой памятью.

Эксперимент Дункера. Цветовая память. Цветовые фильтры имеют определенную форму, отражают форму определенных предметов. Листочек зеленого цвета мыслится гораздо более зеленым, чем серый ослик мыслится серым. Фигурки вырезанные из бумаги.

Пример со знаменитыми опытами Струп[513].

Пётр Яньшинстремился показать, что не только Ньютон прав. И когда мы изображаем что-то цветным, то как бы эмоционально окрашиваем изображаемое. Красный – восторг, активность. Оранжевый – радости и теплоты. Желтый – светлый, приятный. Зеленый – спокойный, уравновешенный. Голубой – вызывающий успокоение, связанный с замедленностью, умеренностью. Синий – вызывает грусть и печаль. Фиолетовый – тревожный цвет, неудовольствие, депрессия. Черный – глубокая тоска, упадок. Психосемантика цвета занимает ещё по тому, что вместо с цветовым пространством выходим в пространство как психологическую проблему.

Тема 31-32. Восприятие пространства [514], времени [515] и движения. (наверх)

Удобно располагать материал применительно к восприятию таким образом, чтобы всегда упоминать держать в голове идею Олпорта. О том, что категории восприятия идут от наличия сенсорных качеств, к целостности, далее к константности, наличия систем отсчета, предметности и далее восприятия. До сих пор мы говорили о сенсорных качествах, но не избегали и тех, которые Олпорт полагает более поздними. Скажем, константность.

Бывает константность цвета или яркости. Скажем, Логвиненко занимается сейчас не только Фурье-анализом или законом Фехнера. Но пожалуй самым интересным в области сенсорных качеств – цветовыми тенями. Оказывается, что цвет можно опознавать независимо от освещенности.

В этих темах прежде всего касаемся таких свойств восприятия как целостность, константность и отчасти предметность. Одна из самых главных загадок: почему же мы всё-таки видим третье измерение?! В качестве предисловия следует сказать так. В психологии восприятия существует как бы два подхода, две ориентации. Одна была названа классической, а другая идёт от теории Гибсона.

Что мы имеем ввиду когда произносим слово пространство. Классическая точка зрения такова. Пространство[516] – это по сути идея некоторой системы координат. И в этом пространстве расположены отдельные формы, фигуры на фоне (будь то строгие геометрические формы или тела животных и т.д.). А иная модель, которая вообще-то говоря претендует на то чтобы вовсе и не считаться моделью состоит в следующем. То, что мы реально видим это действительно окружающий нас мир с системой поверхностей. И тогда между данными двумя моделями есть существенное различие. Это надо постоянно держать в голове.

В первой модели восприятие пространства (ВП) есть опосредствованный процесс. ВП = F (СО, ПУ). СО - сетчаточное отображение, ПУ – признаки удаленности (глубины[517]). Согласно второй модели ВП есть непосредственный процесс. ВП = f (ИСП). ИСП – инвариант светового потока. Мы будем главным образом в экспериментальных вопросах опираться на первую модель. В рамках первой модели возможен строгий эксперимент. А в рамках второй возможен показательный, но не для всех доказательный эксперимент. Гибсон сбрасывает со счетов опыт ПУ. Этот опыт описывает например Да Винчи и другие исследователи восприятия, о которых мы говорили.

Представим такую ситуацию. Человек сначала будет смотреть на неподвижный мир одним глазом и мы будем спрашивать может ли он воспринимать удаленность (монокулярное зрение в неподвижном мире). Затем мы условно откроем нашему испытуемому второй глаз и будем смотреть какие появятся новые признаки удаленности. И затем мы сделаем испытуемого движущимся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.