Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы разрешения педагогических конфликтов






Конфликт в психологии рассматривается как столкно­вения противоположно направленных целей, интересов, по­зиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов вза­имодействия. Конфликтная ситуация возникает при нали­чии противоречивых позиций сторон. Следовательно, она содержит субъектов конфликта (оппонентов) и его пред­мет. Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если про­тивоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат кризис отношений, напряжение при об­щении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт Если конфликт разрешается деструктивно, его последстви­ями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, от­рицание, уход, эскалация, поляризация. И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, эффективность, энергичность. Выделяют разные типологии конфликтов: а) внутриличностные, межличнос­тные, межгрупповые, социальные; б) ценностей, личнос­тных потенциалов, ресурсов, интересов, средств достиже­ния целей и норм; в) социально-политические, межэтни­ческие, организационно-управленческие, производственные, семейные, супружеские и др.

Выделяется и особая группа конфликтов — педагоги­ческие.

Н.В. Самоукина делит педагогические конфликты на три большие группы: 1. Мотивационные конфликты, возника­ющие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников. 2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. 3. Конфликты взаимодей­ствия учащихся между собой, учителей и школьников, учи­телей и администрации.

В.И. Журавлев классифицирует педагогические конф­ликты по взаимодействию педагога с возрастными груп­пами учащихся. В начальных классах это конфликты этики и запредельной этики, связанные с нарушениями учите­лем педагогического такта и правонарушениями; дидакти­ческие, вызываемые дисциплинированием, дискримина­цией учащихся, неадекватной оценкой неуспеваемости и служебными недостатками учителей. В работе с подростка-

ми чаще других встречаются конфликты дисциплины учащихся, конфликты дидактического взаимодействия, конфликты методических ошибок учителя и конфликты нарушений им этики. В старших классах — это конфликты, связанные с неадекватным дисциплинированием и конф­ликтным поведением учителя.

М.М. Рыбакова связывает конфликты с различными пе­дагогическими ситуациями: конфликты деятельности, кон­фликты поведения (поступков), конфликты отношений.

Особенности педагогических конфликтов:

1. Профессиональная ответственность педагога за правиль­ное разрешение ситуации конфликта: школа — модель об­щества, где ученики усваивают социальные нормы отноше­ний между людьми.

2. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

3. Разница возраста и жизненного опыта участников раз­водит их позиции, порождает разную степень ответственно­сти за ошибки.

4. Различное понимание событий и их причин участника­ми (конфликт глазами учителя и ученика видится по-раз­ному).

5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а^конфликт приобретает вос­питательный смысл.

6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обя­зывает его взять на себя инициативу разрешения конфлик­та и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7. Конфликт педагогической деятельности легче предуп­редить, чем успешно разрешить.

Динамика конфликта складывается из трех основных ста­дий: нарастание, реализация и затухание. Успешная блоки­ровка конфликта (переведение его из области коммуника­тивных взаимодействий в плоскость предметно-деятельное -тную) возможна лишь на первой стадии. Если конфликт разгорелся, подавить его уже не удается. Воспитательная коррекция эффективна на третьей стадии, когда произош­ла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».

Поскольку лучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика, психологу необходимо вести работу с педагогами по повышению их социально-психоло-

гическои компетентности. Это первое направление работы психолога с педагогом.

Социально-коммуникативная компетентность — это спо­собность индивида эффективно взаимодействовать с окру­жающими людьми в системе межличностных отношений. В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных си­туациях; умение правильно определить личностные особен­ности и эмоциональное состояние других людей; умение выбирать адекватные способы общения и реализовать их в процессе взаимодействия. Профилактическими методами, способствующими формированию данных умений, которым можно обучать педагогов, являются следующие методы.

Метод интроспекции заключается в том, что педагог ста­вит себя на место ученика, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот ученик испытывает в данной ситуации. После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаи­модействие с человеком. Действенность этого метода высо­ка, но'не безгранична. Возникает опасность принять соб­ственные мысли и чувства за мысли и чувства ребенка. При­меняя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями ребенка и менять их в случае несоответствия.

Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Если педагог — человек эмоциональный, склонный к интуитивному мыш­лению, то данный метод будет для него полезным. К такому типу относятся чаше всего учителя-словесники, преподава­тели художественных дисциплин, относящиеся к типу «ху­дожников». Этот метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог может доверять своей интуиции и вовремя останавливать возникновение интеллектуальных интерпретаций.

Метод логического анализа подходит для тех, у кого пре­обладает элемент рационализации психической жизни. Что­бы понять партнера по взаимодействию, такой человек вы­страивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации. К типу «мыслителей» относятся учителя физи­ки, математики.

Метод творчества позволяет превратить проблемы кон­фликтной ситуации в новые возможности и извлечь из нее

максимальную выгоду. Он состоит в превращении пробле­мы в задачу. Основан на творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-либо на­учиться в любой ситуации, использовании позитивных ут­верждений.

Метод позитивного самоутверждения основан на страте­гии выиграть/выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путем нападения, поиска виновника, формулировки тре­бований, а путем «Я-высказываний», отражающих суть со­бытия потребности, чувства, взгляды человека на ситуа­цию.

Метод совместной власти основан на партнерских отно­шениях: «власть с...», а не «власть над...». Позволяет до­биться наиболее желательных для личности результатов, од­новременно создавая ценности для другого человека.

Метод управления эмоциями основан на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, уме­нии их передать другому. Это становится возможным при выработке умений сомоконцентрации, безопасной разряд­ки эмоций и выработке стремления к улучшению отноше­ний.

Метод анализа конфликтных ситуаций с помощью стра­тегии выиграть/выиграть, позволяющий рефлексивным спо­собом находить разнообразные варианты решения пробле­мы с выгодой для обеих сторон.

Метод социально-психологического тренинга, позволяю­щий развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия.

Метод интуиции, используемый в индивидуальной и груп­повой формах работы с педагогами. Основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые осно­ваны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции.

Метод воображения, помогающий развивать социальную рефЛексию, прогнозирующий варианты поведения партне­ра по общению и свои собственные реакции, и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.