Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции. Ожидаемые результаты обучения СПД: достаточно пол­ное представление у слушателей о месте и значимости СПД в овладении профессиональной деятельностью и






Мотивационная.

Коммуникативная.

Проектировочная.

Исследовател ьская

Адаптирующая.

Преобразующая.

Ожидаемые результаты обучения СПД: достаточно пол­ное представление у слушателей о месте и значимости СПД в овладении профессиональной деятельностью и стремле­ние к самооценке и совершенствованию стиля в последую­щей профессиональной деятельности.

Программа по обучению педагогов СПД предусматривает решение последовательного ряда задач (Васильева Е.Ю., Л991).

I раздел. Познание стиля педагогической деятельности как интегральной характеристики.

Задачи: а) формирование понятия о СПД; б) развитие интереса к этой категории педагогического мастерства; в) пробуждение потребности в познании особенностей собствен­ного стиля педагогической деятельности.

Ожидаемый результат: у педагога появляется по­требность в самооценке СПД на основе достаточно полного представления о месте и значимости СПД в овладении про­фессиональной деятельностью.

Методы: лекция, беседа, анализ и самоанализ.

II раздел. Познание себя как субъекта формирования СПД.

Задач и: а) обучение приемам и способам формирова­ния профессионально-нравственных качеств, характеризу­ющих СПД; б) организация учебно-педагогической дея­тельности, способствующей актуализации и развитию СПД; в) формирование мотивов овладения СПД.

Ожидаемый результат: педагоги активно включа­ются в процесс взаимодействия с педагогами по овладению не только необходимыми знаниями, но и способами пове­дения, характеризующими СПД.

Методы: анализ и самоанализ; решение педагогических задач, профессиональный тренинг, лекция.

Обучение педагога СПД способствует его профессиональ­но-педагогическому становлению и является эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

— обучение строится с учетом личного опыта педагога и осознания значимости СПД в профессиональной деятельности;

— обучение приобретает двусторонний характер взаимо­действия психолога и педагога, выступающих в равной по­зиции субъектов педагогического процесса;

— совместно с педагогом обсуждаются цели, содержа­ние, технология и ожидаемые результаты обучения СПД;

— в процессе обучения у них складывается достаточно полное представление о гуманистическом и творческом ха­рактере СПД и стремление к овладению необходимыми зна­ниями и умениями, характеризующими СПД;

- процесс взаимодействия участников подготовки вы­зывает чувство взаимной и личной удовлетворенности дос­тигнутым результатом;

— личностным достижением курсового обучения являет­ся потребность в самооценке педагогом СПД как средства самоутверждения.

Критерии и показатели обучения стилю педагогической

деятельности: Критерии Показатели

Осознание сущности Знание сущности и оценочные суж-и значимости СПД дения о роли и функциях СПД в

профессиональном становлении учителя, самооценка СПД.'

В качестве примера приведена методика первого и завер­шающего занятий.

Занятие 1. Стиль педагогической деятельности в структ> -ре профессионального развития педагога.

Основные задачи занятия:

1. Провести диагностику СПД педагога с целью опреде­ления преобладающих качеств личности.

2. Создать у слушателя представление об эталоне СПД.

3. Выявить ожидания слушателей от занятий и изучить п\ предложения по содержанию и формам их проведения.

4. Обосновать значимость СПД в профессиональной дея­тельности педагога.

5. Актуализировать проблему СПД и обеспечить готов­ность педагогов к эксперименту.

Содержание занятия:

Диагностика СПД педагога. Выявление ожиданий слуша­телей от подготовки и их предложений и вопросов (вопрос­ник). Стиль педагогической деятельности (СПД): понятие, структура, функции, процесс и пути формирования. Под­ходы к классификации типичных стилей (В.Н. Сорока-Ро-синский, С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, А.А. Ходаков и др.) СПД в структуре про­фессионального развития педагога. Критерии и показатели СПД, уровни его сформированное™.

Возможные формы проведения занятия:

1. Мониторинг.

2. Лекция-вуализация.

3. Беседа.

4. Анкетирование.

Методические рекомендации: психолог заранее разрабатывает текст содержания бланков для мониторинга. Блан­ки заполняются и обрабатываются на занятии. Педагогам под­робно объясняются результаты. Для выявления их ожиданий и предложений можно объединить педагогов в 3—4 микрогруптты с последующим изложением мнения от этой группы.

Занятие 2. Основные пути совершенствования стиля вза­имодействия педагога и воспитанников.

Основные задачи занятия:

1. Систематизировать и конкретизировать знания о стиле взаимодействия педагога и воспитанников.

2. Способствовать формированию четкого представления о необходимости формирования комплекса профессиональ­но-нравственных качеств для овладения стилем педагоги­ческой деятельности.

Содержание занятия:

Общее понятие о стиле взаимодействия. Стиль отноше­ния педагогов с детьми. Характеристики устойчиво-поло­жительного, пассивно-положительного, неустойчивого сти­лей отношения.

Стиль деятельности педагогов в проявлении ориентации на различные аспекты педагогической деятельности: проек­тирующий — ситуативный; творческий — репродуктивный; практический — воспитательный; коллективистский — эго­центрический. Стиль педагогического руководства: автори­тарный, демократический, либеральный. Стиль педагоги­ческого общения.

Методические рекомендации: занятие носит за­вершающий характер и проводится в форме лекции-бесе­ды, где соединяются элементы лекции и семинара: психо­лог обращается к слушателям, поощряя их высказывания, комментируя эти высказывания и т.д. В то же время следует глубоко, логично и последовательно изложить материал. На занятии можно провести мониторинг по материалу всего прочитанного спецкурса. Слушатели выполняют творческое задание, цель которого заключается в составлении для себя рекомендаций по формированию СПД. Возможные формы проведения занятия:

1. Лекция-объяснение.

2. Лекция-беседа.

3. Творческая работа.

4. Мониторинг.

5. Педагогическая рефлексия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.