Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений






Методика «Типовое семейное состояние»

Инструкция: «Мысленно вернитесь в свою семью. Вспом­ните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. При­помните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние

дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте эти на шкалах».

Бланк к методике «Типовое семейное состояние» Фамилия, имя, отчество

Каким (какой) вы чувствуете себя в семье Шкала оценок Каким (какой) вы чувствуете себя в семье Индекс
Довольным(ой) Спокойным(ой) Напряженным(ой) Радостным(ой) Нужным(ой) Отдохнувшим(ей) Здоровым(ой) Смелым(ой) Беззаботным(ой) Плохим(ой) Ловким(ой) Своб0диым(ой) 01234567 01234567 01234567 01234567 01234567 01234567 01234567 01234567 01234567 01234567 01234567 01234567 Недовольным(ой) Встревоженным(ой) Расслабленным(ой) Огорченным(оЙ) Лишним(ей) Усталым(ой) Больным{ой) Робким(ой) Озабоченным(ой) Хорошим(ей) Неуклюжим(ей) Занятым(ой) У т н У т н У т н У т н

Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинако­вым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна 9 (об­щая неудовлетворенность) — 26 баллам; по Н (нервно-пси­хическое напряжение) — 27 баллам; по Т (семейная тре­вожность) — 26 баллам.

Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT)

Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронуме­рованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника». Читай­те по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если вы в общем не согласны — зачеркните этот номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких от­ветов было не больше трех. Помните: вы характеризуете свое самочувствие в семье. В опроснике нет «правильных» и «не­правильных» утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

3. Я многое не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват во всем, что случается в моей семье.

5. Часто чувствую себя беспомощным(ой).

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (ей) инеловким(ой).

8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолко-

вьш(ой).

9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.

10. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.

11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще много сделать.

13. Нередко чувствую себя лишним(ей).

14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16. Мне кажется, что если бы я вдруг исчез(ла), то никто бы этого не заметил.

17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о своих семейных делах — начинаю волноваться.

19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно за меня перед друзьями и знакомыми.

20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но, оказывается, вышло плохо.

21. Мне многое у нас не нравится, но я стараюсь этого не показывать.

Бланк опросника ACT

Номера вопросов Шкалы Дз
147 10 13 16 19 258 11 14 17 20 36912 15 18 21 В Т н с 5 5 6 14

Семейная тревога диагностируется, если количество об­веденных кружком ответов равно или больше диагности­ческого значения (ДЗ). «В» — это чувство вины, «Н» — нервно-психическое напряжение, «Т» — тревога, «С» — се­мейная тревога.

Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) пред­ставляет собой психодиагностический инструмент, ориен­тированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разно­образных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

I. Принятиеотвержение. Шкала отражает интеграль­ное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание од­ного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много вре­мени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ре­бенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему ка­жется, -что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низ­ких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

II. Кооперация — социально желательный образ роди­тельского отношения. Содержательно эта шкала раскрыва­ется так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Роди­тель высоко оценивает интеллектуальные и творческие спо­собности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стара­ется быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

III. Симбиоз — шкала отражает межличностную дистан­цию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиоти-ческим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенден­ция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жиз­ни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребе­нок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога роди­теля повышается, когда ребенок начинает автономизиро-

ваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

IV. Авторитарная гиперсоциализация — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка суро­во наказывают. Родитель пристально следит за социальны­ми достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

V. «Маленький неудачник» — отражает особенности вос­приятия и понимания ребенка родителем. При высоких зна­чениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему лич­ную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребен­ка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детс­кими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособ­ленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Ро­дитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неус­пешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контроли­ровать его действия.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно побольше держать-ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жиз­ни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребен­ку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

•по

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

' 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы доса­дить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свобод­ное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взросле­ет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мне­ние ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное и без­заботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется, что.ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоя­тельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.