Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейный анамнез






Средовые (социальные) факторы наиболее сильные пре­дикторы аддиктивного поведения у подростков. Наиболь­шее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психо­активных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфунк­ции семьи важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекционной работы. Факторы, способствующие аддиктивному поведению: искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями;

блокировка потребностей в безопасности, самоутвержде­нии, принадлежности, временной перспективе;

отсутствие или искажение родительской модели поведе­ния, с которой ребенок идентифицируется;

наличие дисфункциональных стилей совладания со стрес­сом;

отсутствие или избыток дисциплинарных техник;

отсутствие или нарушение внешней и внутренней ком­муникаций.

Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:

стремление выполнить большинство задач за подрост­ков с детства и требование самостоятельности в подростко­вом возрасте;

— страх передачи ответственности подростку, слияние границ между «Я —другой»;

— требование уважения к себе, отказ в этом подростку;

— собственный эталон «взрослого поведения», навязы­ваемый подростку;

— проекция на ребенка собственных нежелательных ка­честв, сравнение его развития со своим жизненным путем;

— страх неизвестного;

— неосознание основных прав личности ребенка;

— стереотипное общение по типу «родитель — ребенок»;

— стремление реализовать в ребенке собственные цели;

— отсутствие в семье системы правил;

— создание чувства вины за принесенные жертвы подро­стку.

Рассмотренные в данном параграфе наиболее распростра­ненные в школьной среде виды нарушений поведения яв­ляются социально опасными по их последствиям и разру­шительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, име­ющим те или иные отклонения в поведении, но и переори­ентации их социальной микросреды, воспитательного мик­росоциума.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под агрессией как формой поведения и аг­рессивностью как чертой личности?

2. Чем отличаются психоаналитический, отологический и би-хевиоральный подходы к объяснению происхождения агрессив­ного поведения?

3. Каковы социальные детерминанты агрессивного поведения?

4. Какова роль семьи, сверстников и медиасредств в науче­нии агрессивному поведению?

5. Каковы психологические механизмы развития агрессивно­го поведения в детстве?

6. Что такое социализация агрессии?

7. По каким параметрам определяется степень агрессивных проявлений?

8. На чем построена стратегия и тактика психокоррекцион-ной работы с агрессивными детьми и подростками?

9. Почему суицидальное поведение относят к одной из разно­видностей агрессии?

10. Какова тактика поведения психолога в случаях истинного и демонстративного суицидов?

11. В чем заключается психологическая сущность суицидаль­ного и аддиктивного поведения?

12. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддик-тивном поведении?

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Детская агрессивность: диагностика, профилактика и кор­рекция.1

2. Суицидальное поведение подростков: причины, факторы и условия.

3. Диагностика девиантного поведения: каузальный и симпто­матический, деонтологический и онтологический подходы.

4. Психологическая характеристика аддиктивного поведения.

5. Наркомании и токсикомании у подростков, их психопро­филактика.

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте технологию игровой коррекции одной из форм агрессивного поведения младших школьников (вербальная, физическая, косвенная агрессия, негативизм).

2. Дайте сравнительную характеристику личности подростков с различными типами суицидального поведения. Подготовьте на его основе сценарий кризисной помощи.

3. Используя метод клинического интервью С.А. Кулакова, проведите обследование подростка, склонного к аддиктивному поведению. Составьте его психологический портрет.

Литература

Абрумова А.Г., Бородин СВ. Суицидологические исследования в СССР //Актуальные проблемы суицида молодежи. М., 1981.

Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей // Жур­нал практического психолога. 1996. № 1.С. 23.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М, 1991.

Горская MB. Диагностика суицидального поведения // Вест­ник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной рабо­ты. 1994. № 1. С 44-51.

Кравцова Е.Е., Нурахонова Л.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.

Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктив­ного поведения у подростков. М., 1996.

Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1987.

Лебединская КС, Райская ММ., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.

Невский И.А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе: В4ч.М, 1996.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дуброви­ной. М, 1992.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карва-сарского. СПб., 1998.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.