Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинг личностного роста






Данный тип тренинга решает задачи, характерные для социально-психологических тренингов. Однако его главной целью является развитие личности. Тренинг состоит из шес­ти занятий, каждое из которых решает специфическую за­дачу (Прутченков А.С., 1993).

Позиция психолога на протяжении всех занятий — это позиция доброжелательного и понимающего друга, помога­ющего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Для этого психолог организует обсуждение и принятие правил груп­повой работы, знакомит с ее целями и задачами, следит за их выполнением. Объясняя цель проводимого упражнения, подробно излагает инструкцию, дает необходимые разъяс­нения, отвечает на вопросы. Психолог постоянно отслежи­вает динамику группы и эмоциональное состояние ее учас­тников, а в случае необходимости оказывает им психологи­ческую поддержку. После каждого занятия подводятся итоги и дается домашнее задание.

содержание занятий 1-е занятие

1. Знакомство (заполнение визиток, самопрезентация).

2. Правило группы.

• 3. Мои добрые дела.

4. Рисунок музыки.

5. Контраргументы (мои достоинства и недостатки).

6. Контроль индивидуальности (высказывания участника о себе, мнение группы о его индивидуальности).

7. Кто я? (опрос проводится на каждом занятии и сохраня­ется).

8. Ласковое имя.

9. Итоги (обратная связь).

2-е занятие

1. Привет, индивидуальность!

2. Поговорим о дне вчерашнем.

3. Скажи мне, кто твой друг.

4. Ласковые имена.

5. Мои сильные стороны.

6. Моя эмиграция (кто пожалеет и кто обрадуется).

3-е занятие

1. Вы меня узнаете?

2. Мой девиз.

3. Интервью.

4. Автопортрет.

5. Карусель встреч.

6. «Я» крупным планом.

7. Домашнее задание и «Брачное объявление».

4-е занятие

1. Моя любимая игрушка в детстве.

2. Брачное объявление.

3. Без маски (неоконченные предложения о правилах общения).

4. Отверженный (причины отвержения в присутствии отвер­гаемого).

5. Мои слабые стороны.

6. Домашнее задание «Я глазами группы*.

5-е занятие

1. Зоопарк (идентификация с животными).

2. «Я» глазами группы.

3. Я тебя понимаю (экстрасенс).

4. Последняя встреча (что сказать друг другу).

5. Домашнее задание (перспектива).

о-е занятие

1. Твое лучшее качество.

2. Привет, шщивидуальность!

3. Взаимохарактеристики.

4. А что дальше.

5. Анализ анкет (обратная связь; и самоанализ списков «кто Я

6. Пожелания психолога членам группы.

В целом в работе со старшеклассниками психолог может использовать большинство средств из своего арсенала психо­логической помощи взрослым и подросткам. Возможно, он обратит особое внимание на изучение их личностных про­блем, формирование временной перспективы. (Толстых Н.Н,. Дубровина И.В., 1997), кризис идентичности и развитие «эго» (Эриксон Э., 1997), неадаптивной активности личности (Пет­ровский В.Л., 1996). Мы продемонстрировали методические подходы к решению лишь отдельных проблем.

Контрольные вопросы

1. Какие психологические трудности старшеклассников со­ставляют задачи работы школьного психолога?

2. В каких случаях может использоваться оргдиалог и тренинг личностного роста?

3. Можно ли использовать методику Н.Н. Толстых в новой па­радигме профессиональной консультации?

Темы для семинарских занятий

1. Старшеклассник как объект психологической помощи.

2. Методика психологической помощи старшеклассникам.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте психологический портрет одного из старшекласс­ников в аспекте психологической помощи.

2. Проведите оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделайте анализ эффективности методики.

3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста.

Литература

Абульханова-Славская К.Л. Стратегия жизни. М., 1996.

Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е. Курс «Лидерство» в школе. Архангельск, 1995.

Гордон Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход // Клиентоцентрированная терапия. М., 1997.

Кон И. С. Психология ранней юности. М.. 1989

Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассни­кам о них самих. М., 1990.

Прутченков Л.С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов М., 1996.

Пряжников Н.С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. 1996. № 1.

Руководство практического психолога: Психологические про­граммы развития личности в подростковом и старшем школь­ном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М, 1989.

Франкл В. Человек В поисках смысла. М., 1995

 


Раздел III

МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО

ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

«ГРУППЫ РИСКА» И ДЕТЬМИ,

ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.