Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возраста






Отрочество, подростковый возраст — период жизни чело­века от детства до юности (14—15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние кон­фликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности.

В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В совре­менном обществе стремление подростка к статусу взросло­го — мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве под­росток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности {Мухина B.C., 1977).

- По инерции детства большая часть подростков остро реа­гирует на свои восприятие, речь, память и стараются при-

дать им блеск и глубину. Они переживают радость от приоб­щения к познанию. Моральные ценности, качество личнос­ти также становятся для них объектом самовоспитания. Ин­тенсивно умственно работая и так же интенсивно бездель­ничая, подросток постепенно осознает себя как личность.

Отрочество — период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как лич­ность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в нега­тивизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Подросток проходит через дружбу, общение в группе. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве ребенок нацелен на поиск новых продуктивных форм об­щения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя на себя и других, подро­стки открывают в отрочестве глубины своего несовершен­ства и уходят в состояние психологического кризиса. Субъек­тивно — это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помо­гают ему пройти трудную школу идентификации и отсто­ять свое право быть личностью.

Выделив психические новообразования возраста, психо­лог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей:

1. Развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность.

2. Интенсивное формирование характера — акцентуации характера.

3. Чувство взрослости — реакции эмансипации.

4. Интимно-личностное общение (ведущая деятель­ность) — реакции группирования.

5. Потребность в самоутверждении — патологические ув­лечения и хобби-реакции.

6. Потребность в активности и социально значимой дея­тельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации.

7. Критическое мышление — негативизм и реакции от­каза.

8. Любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.

9. Повышенная эмоциональность — аффективное пове­дение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.

Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидере):

R4

— физиологических потребностей, запускающих физи­ческую и сексуальную активность;

— потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;

- — потребности в независимости и эмансипации от семьи;

— потребности в привязанности;

— потребности в успехе, проверке своих возможностей;

— потребности в самореализации и развитии собственно­го «Я».

Возможны и серьезные затруднения, связанные со спе­цификой учения подростков:

— неумение выполнять действия по образцу, инструкции;

— затруднения при самостоятельном выполнении учеб­ных действий (анализ, восприятие, классификация, обоб­щение);

— инертность мыслительной деятельности;

— несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;

— неосознанность учебной деятельности (целеполагание);

— дисгармония мотивов учения.

Пррблемы и трудности любого возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы даже общих рекоменда­ций по их разрешению. Наше решение определить методи­ческие подходы к работе с подростками — лишь попытка наметить ее основные вехи для психолога.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.