Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы работы практического психолога






При большом разнообразии форм работы чаще всего пси­хологу приходится использовать консультативную беседу, урок психологии, консилиум, тренинг.

Консультативная беседа

В психологической практике беседа используется с раз­личными целями: для установления контакта с испытуе­мым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа); для проверки исследовательских гипотез (экспери­ментальная беседа); как метод получения данных о свой­ствах личности (диагностическое интервью); для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Дани­лова Е.Е., 1995).

Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая беседа начинается с установления контакта и может содержать элементы диаг­ностики и психологического воздействия на клиента. Кон­сультативная беседа проводится по определенному плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до беседы, протекающей в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной тактикой.

Полностью стандартизированная беседа чаще применя­ется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае иссле­дователь в строгой последовательности предъявляет каждо­му испытуемому заранее составленные вопросы. Такая фор­ма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результа­ты, выразить их в количественной форме и, кроме того, не требует от опрашивающего высокой квалификации. Однако регламентированная беседа не позволяет учесть непосред­ственные реакции испытуемого и существенно уменьшает эмоциональный контакт с ним. Поэтому при индивидуаль­ном обследовании, где требуется проникнуть во внутрен­ний мир личности, понять ее затруднения, такая форма беседы обычно не используется.

Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естественность ситуации, что облегчает поддержание кон­такта с испытуемым. В этом случае психолог может индиви­дуализировать ситуацию опроса. Это требует от него боль­шого мастерства, умения хорошо ориентироваться в ситуа­ции и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств.

В большинстве случаев беседа является управляемой. Од­нако плодотворной может оказаться и неуправляемая бесе­да, которая носит исповедальный характер. Это более ти­пично для психотерапевтической беседы. Но и в этом случае психолог занимает позицию активного слушателя.

Беседа с детьми имеет определенную специфику и явля­ется несравненно более сложным делом, чем беседа со взрос­лыми. Отличие состоит в том, что детей обычно приводят педагоги или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и от взрослого тре­буется большая находчивость и изобретательность, чтобы разговорить ребенка. Особенно это касается «трудных» де­тей, имеющих отрицательный опыт общения со взрослыми. В этих случаях для приобщения ребенка к сотрудничеству можно использовать игру.

Вопрос — основной элемент консультативной беседы. Обычно вопросы распределяются на три группы: 1) пря­мые, т.е. непосредственно относящиеся к исследуемому пред­мету (у тебя есть друзья?); 2) косвенные, помогающие опос­редованно получить информацию (что ты подаришь другу на день рождения?); 3) прожективные, учитывающие иден­тификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или груп­пой и провоцирующие на спонтанные высказывания (у всех ли детей есть друзья?).

Использование вопросов второго и третьего типа необ­ходимо при выявлении характеристик, трудно поддающих­ся осознанию и в случаях, когда ответ может обладать вы­сокой социальной желательностью.

Индивидуальная тактика беседы предполагает соедине­ние полярных позиций: позволить ребенку говорить совер­шенно свободно и проверять свою собственную гипотезу, управляя беседой.

В зависимости от целей меняется содержание беседы (ди­агностическое интервью, экспериментальная беседа). Мето­дика экспериментальной беседы включает установление кон­такта, отвлеченный анализ трудных ситуаций у детей и их причин, выявление особенностей поведения ребенка в иден­тичных ситуациях, анализ способов саморегуляции, разра­ботка советов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источников получения информации у детей (Данилова ЕЖ, 1995).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.