Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карл Рэ́нсом Ро́джерс (1902 - 987).

 

Карл Рэ́ нсом Ро́ джерс (8 января 1902 — 4 февраля 1987) — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание не директивной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией»

По мысли Роджерса, миссия психотерапии состоит в том, чтобы содействовать переходу человека из статуса расстроенной " машины" (механическое поведение которой всецело обусловлено случайными факторами и превратностями социализации) в статус самостоятельного и ответственного " действующего лица", – то есть содействовать его становлению личностью, субъектом своей деятельности.

 

Селестен Френе (1896 – 1966)

 

Селестен Френе родился 15 октября 1896 года в Гаре.Умер 7 октября 1966 года в Вансе.
Актуальность исследования. В последнее время в нашей стране четко обозначились стремления школ и педагогических организаций к обновлению, а подчас и изменению, как содержания обучения, так и отношений между детьми, родителями и педагогами. Актуальнейшей задачей современной школы является возвращение в школу ребенка как живого мыслящего существа, душа которого не резервуар для знаний, а необъятный внутренний мир, где наряду с интеллектуальными элементами много чувственного, подсознательного. Перед обществом встала задача реализации в школе такого подхода, который обеспечивал бы равноправные, коллегиальные отношения между учащимися и учителями. Жизнь расставила приоритеты, доказав, что ученик, до тех пор не перестанет быть объектом обучения, пока не почувствует по
отношению к себе уважения со стороны преподавателей, пока не станет уважать себя сам.
Пересмотр целей образования и современный курс на гуманизацию образования требует нового осмысления идей и опыта передовых педагогов Запада с целью оценки и использования их творческого наследия в теории и практике современной отечественной педагогической науки

Цели воспитания.
Сами цели воспитания должны быть полностью пересмотрены.
Какими мы хотим видеть наших детей?
Для большинства родителей значение имеет не всестороннее развитие личности их детей, а образование – достаточное, чтобы выдержать экзамены, занять престижное место, поступить в такой-то институт или обосноваться в таком-то учреждении. Что же касается общества, то оно слишком занято злободневными политическими заботами и не думает о том, что будет через десять или двадцать лет. Его беспокоит лишь ближайшее будущее, и оно требует от школы подготовки детей только к достижению ближайших целей.
Мы знаем, что это идеал. Его, однако, нелишне было сформулировать, чтобы работники просвещения ясно видели перед собой цель, к которой они должны стремиться, порой даже не имея единомышленников

Школа завтрашнего дня будет сориентирована на ребенка – члена общества. Его основные потребности, зависящие от потребностей общества, определят и физический, и умственный труд, которым он должен заниматься, учебные предметы, которые он должен изучить, а также систему приобретения знаний и навыков, формы обучения.
Это будет полное обновление педагогики, которая станет разумной, эффективной, гуманной и поможет ребенку в полной мере осуществить свое человеческое предназначение.
Ребенок сам строит свою личность, а мы ему в этом помогаем.

Зигмунд Фрейд(1856-1939)

З и́ гмунд Фрейд (полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания.

В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).

Большая часть современных психоаналитиков не признает подавленную сексуальность источником всех психических расстройств, преимущественно сексуальное значение образов в сновидениях также подвергается сомнению. В то же время введенное Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов, и «экономическое» рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности. Идея о том, что произведения искусства могут рассматриваться как результат невротических переживаний их создателя и проявление глубинного бессознательного, оказала огромное влияние на культуру XX века.

Карл Гу́ став Юнг (1875-1961)

Карл Гу́ став Юнг ((26 июля 1875, Кесвиль — 6 июня 1961, Кюснахт) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертированные и интровертированные) и по сочетанию функций («мышление», «чувства», «сенсорика» и «интуиция»)[1]

В связи со смертью Юнга не опубликован обобщающий труд с систематизированным понятийным аппаратом. Но вот уже без малого столетие, а особенно последние пятьдесят лет — его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода — психологи-юнгианцы — продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики. Юнг также оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцелению). С такой позитивной точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и целостности.

Э́ рих Фромм (1900-1980)

Э́ рих Фромм (23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать

Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры».[1]

Дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчине-нию, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. < …> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. < …> Образ жизни, обусловленный особенностям экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить».[2]

неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешенных моральных конфликтов».[4]

Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

Тордтайк Эдуард Ли(1874-1949)

 

Э́ дуард Ли То́ рндайк (, 31 августа 1874(18740831), Вильямсбург, штат Массачусетс — 10 августа 1949, Монтроз, Нью-Йорк) — американский психолог и педагог. Проводил исследования изучая поведение животных. Они были направлены на выход из «проблемного ящика». Под этим термином Торндайк подразумевал экспериентальное устройство, в которое помещались подопытные животные. Если они выходили из ящика, то получали подкрепление рефлекса. Результаты исследований отображались на определённых графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных. Благодаря этим экспериментам Торндайк сделал вывод, что животные действуют методом «проб и ошибок и случайного успеха».

Природа ученика — так же, как и характер стимула, определяет его реакцию. Возбудить ответные реакции, направить их и произвести из них выбор — дело учителя. Реакции восприятия, поглощения, запоминания, подражания и т. д. полезны, хотя менее ценны, чем реакции обдумывания, рассуждения или приобретения. Деятельность недопущения, задержки и контроля еще важней, чем деятельность возбуждения.

Однако если учитель и должен воспитывать ученика, вызывая его самодеятельность, это еще не значит, что все, что делает ученик по собственному почину, все это хорошо. Учитель постоянно должен поощрять некоторые поступки и предотвращать другие.

Учиться при помощи подражательности и разучивания на память — тоже своего Рода деятельность, хотя не столь ярко выраженная, как деятельность при оригинальном открытии. В воспитании и этим приемам принадлежит известное место, правда, менее почетное.

То, чем становится человек, благодаря воспитанию, зависит от того, что он есть по природе. Обучать — значит использовать естественные наклонности для идеальных целей. Первое условие реакции со стороны ученика — это тот запас инстинктов и способностей, которыми он одарен от природы; первое условие обучения — это считаться с этими инстинктами и принимать их во внимание. Хорошее преподавание никогда не подавляет ценных инстинктов или способностей; оно отбирает и усиливает хорошие инстинкты и способности, доставляя им упражнение, которое сопровождается чувством удовлетворения; оно уничтожает или ослабляет дурные инстинкты, отучая от одних, заменяя одни другими, а иногда подавляя их; оно сберегает усилия, не обучая слишком рано тому, чему придет свое время, в случае запоздавшего проявления какой-нибудь склонности, и не пытаясь бороться с тем, что пройдет само собой. Хорошее преподавание так организует работу в школе, чтобы могло быть использовано множество способностей, и чтобы инстинктивная деятельность и интересы могли бы содействовать умственному и нравственному процессу. Хорошее преподавание считается со значительными индивидуальными развитиями в природе человека и применяется к ним.

 

Хелен Паркхерст(1887-1973)

 

ПАРКХЕРСТ - (Елена (1887- 1973), американский педагог. Последовательница М. Монтессори. Преподавала в сельской школе, в учительских колледжах. В 1910 сформулировала Лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 был применён в паблик скулз г. Далтон и переименован в Дальтон-план. В 1920-42 возглавила частную школу (Дальтон-скулз), где реализовала разработанный план. Книга П. " обучение по Дальтон-плану" (1922) была переведена на 57 языков. С 1942 преподавала в Йельском университете. В 1947-50 вела еженедельную программу по радио, а потом на телевидении, названную " Мир ребёнка", в которой дети обсуждали свои проблемы. П. организовала также радиопрограммы для подростков и для слепых детей, сделано ок. 300 звукозаписей бесед с детьми в рамках психологических проблем, которые затем использовались в учебном курсе психологии по всей стране.  
   

Оригинальный тип экспериментального среднего учебного заведения был создан в 1920 г. Хелен Паркхерст в г. Дальтон, штат Массачусетс, США. Большую популярность в мире получила ее система индивидуального обучения – Дальтон-план. Философия образования, положенная в основу Дальтон-плана, базируется на двух пастулатах:

v индивидуальное развитие ребенка до максимально высокого уровня;

v преданность социуму.

. Паркхерст была убеждена в том, что ребенок – существо социальное и школа должна стать моделью общества, где дети должны научиться жить вместе с другими. Учебная деятельность при использовании Дальтон-плана предполагала индивидуальную работу учащихся по усвоению годового объема учебного материала, который разбивался на ежемесячные разделы, в свою очередь, подразделявшиеся на недельные и ежедневные. Предусматривалось детальное совместное планирование учебной нагрузки учениками и учителями в самом начале учебного года. В распоряжении в выполнении учебной программы с методическими указаниями по их овладению. Учебники пособия, книги из школьной библиотеки, а также предметные кабинеты-лаборатории, в которых учащиеся могли бы получать консультации учителей – предметников при выполнении лабораторно-практических работ. Поэтому данный метод обучения назывался еще и «лабораторным». Занятия гимнастикой, музыкой, домоводством игры проходили учениками совместно. Сущность своего метода Х. Паркхерст определяла так: практический лабораторный план – это метод педагогической реализации развития активности как учителя, так и ученика. Он дает умственную и моральную свободу, которая играет важную роль в жизни ребенка. Поэтому свобода – первое принципиальное обоснование дальтонского лабораторного плана. Свобода – это собственный темп ребенка в овладении материалом. После самостоятельного выполнения учениками заданий в школе должны были организовываться собрания, конференции для обсуждения наиболее сложных вопросов учебных программ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Геометрические параметры водоотводной канавки | О терроризме




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.