Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пожарные насосные станции Устройство и применение.






Насосные станции предназначены для подачи воды в водопроводную сеть в установленном количестве и под определенным напором. В зависимости от схемы водопровода и его назначения различают насосные станции 1 подъема, насосные станции 2 подъема и повысительные насосные станции.

Насосные станции 1 подъема весьма тесно связаны с источниками водоснабжения и водозаборными сооружениями.
Насосные станции 2 подъема забирают воду из запасных резервуаров и подают се в водопроводную сеть или в водонапорную башню. Эти станции являются основными сооружениями, обеспечивающими подачу воды на хозяйственно-питьевые (производственные) нужды и для тушения пожаров.

Повысительные насосные станции предусматривают на промышленных предприятиях в том случае, если напор в городской водопроводной сети недостаточен. В повысительных насосных станциях могут устанавливаться хозяйственно-питьевые, производственные и пожарные насосы.

Насосные станции оборудуют:

- задвижками, позволяющими отключать насосы для ремонта и подавать воду от того или иного насоса;
- обратными клапанами (на нагнетательных линиях) для предотвращения выхода из строя насоса при возникновении гидравлических ударов в наружной водопроводной сети;
- обратными клапанами на всасывающих трубопроводах, если насосы расположены выше уровня воды в резервуаре и для их заливки требуются специальные устройства;
- манометрами на нагнетательной линии для наблюдения за создаваемым насосами давлением;
- мановакуумметрами или вакуумметрами для наблюдения за работой всасывающих линий и водомерами для учета проходящего количества воды.

 

20.Пожарный рукавный автомобиль — пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов[1].

Рукавный автомобиль предназначен для доставки к месту пожара личного состава и пожарного оборудования. Применяется для прокладки магистральных рукавных линий на большие расстояния, обеспечивает участвующие в тушении подразделения рукавами различного диаметра[2]. Имеет приспособления для механизированной уборки рукавов.

Рукавные автомобили используются для обеспечения подачи большого количества воды на значительные расстояния, они используются только при тушении крупных пожаров. Применяется только совместно с пожарными (или другими) насосными станциями, автомобилями насосно-рукавными и автоцистернами[3].

 

21. Аварийно-спасательный автомобиль предназначен для перевозки бригады спасателей и техники к объекту, на котором возникла чрезвычайная ситуация. На месте бригаде приходится выполнять различные работы: ликвидировать последствия ЧС, оказывать первую помощь пострадавшим, налаживать радиосвязь и оповещать население об опасности. Поэтому автомобиль должен быть укомплектован в соответствии со всеми требованиями.

Фургон аварийно-спасательной группы разделен два отсека: пассажирский и грузовой, между которыми установлена глухая перегородка. Грузовой отсек укомплектован стеллажами с выдвигающимися полками для установки приборов и инструментов. Крепеж оборудования происходит при помощи стяжек, ремней и шнуровых амортизаторов.

Машины для МЧС на базе ГАЗелей имеют сходную комплектацию, но они более быстры и мобильны, что делает их пригодными для ускоренной работы в экстремальных условиях и оказания профессиональной помощи пострадавшим.

 

22.

 
 
 
Автомобиль газодымозащитной службы пожарный предназначен для:
  • доставки к месту пожара (аварии) отделения газодымозащитной службы;
  • доставки к месту пожара (аварии) пожарно-технического вооружения (ПТВ), специального оборудования, а также систем, обеспечивающих эффективную и безопасную работу отделения ГДЗС;
  • питания электроэнергией инструмента, специального оборудования и осветительных приборов;
  • развертывания и обеспечении работы на пожаре (аварии) поста безопасности ГДЗС;
  • освещения места пожара (аварии);
  • проведения аварийно-спасательных работ (а том числе в непригодных для дыхания среде).
Пожарный автомобиль предназначен для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С. Автомобиль состоит из следующих основных частей:
  • шасси с кабиной боевого расчета
  • кузова
  • выдвижной телескопической осветительной мачты с двумя прожекторами
  • электросиловой установки (ЭСУ)
  • система управления
  • электрооборудования
  • комплекта пожарно-технического вооружения и специального оборудования
Автомобиль смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-433362. На раму шасси установлен кузов для размещения оборудования и кабина для размещения боевого расчета. ПТВ и специальное оборудование размещено в отсеках кузова, кабине боевого расчета и на крыше кузова. На задней стенке кузова установлена осветительная телескопическая мачта с пневмоприводом. Автомобиль оснащен сигнальной оптико-акустической установкой «Южный Урал», либо другого типа подобного класса.

 

 

23. Пожарный штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования, средств проводной и радиосвязи, обеспечения на месте пожара работы штаба пожаротушения.

АШ создает на месте пожара (аварии, катастрофы) условия для работы оперативного штаба и обеспечения его каналами оперативной связи.

 

24. Пожарный автомобиль порошкового тушения — пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.[1]

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефтегазоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах.[2]

Основой пожарного автомобиля является установка порошкового тушения, смонтированная на стандартном шасси грузового автомобиля, которая состоит из следующих составных частей: емкости для порошка, источника сжатого газа, системы соединяющих трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, лафетных и ручных стволов, контрольных приборов.

25. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения. Устройство и применение. ПА пенного тушения предназначены для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов как на нефтеперерабатывающих предприятиях, так и при хранении их на складах в вертикальных наземных резервуарах. Они доставляют к месту пожара боевой расчет, пожарное оборудование, пенообразователь, технические средства для подачи воздушно-механической пены (стационарные, типа ствола-мачты или переносные пеноподъемники, пенные насосы, переносные пеносмесители и т.п.). Основным огнетушащим средством тушения нефтепродуктов является пена, которая может приготавливаться двумя способами: химическим, механическим. Химическая пена получается в результате химической реакции между кислотной и щелочной частями специально приготовленных порошков. Приготовление такой пены осуществляется в специальных пеногенераторах. Воздушно-механическая пена получается в результате механического перемешивания воды, пенообразователя и воздуха в специальных воздушно- пенных стволах, а дозирование пенообразователя в смесителях. Так как аппаратура для получения воздушно-механической пены более компактна, а хранение пенообразователя и его транспортировка к смесителям и воздушно-пенным стволам удобнее, чем пеногенераторных порошков, наибольшее распространение в последнее время получила воздушно-механическая пена. В отличии от автоцистерны автомобиль воздушно-пенного тушения комплектуется большим количеством пенообразующей и пеноподающей аппаратуры. Например, АВ-40(375Н) оснащается двумя телескопическими пеноподъемниками, шестью генераторами пены ГПС-600. Для обеспечения одновременной работы шести пеногенераторов ГПС-600 кроме пеносмесителя ПС-5 предусмотрен трубопровод с вентилем и калиброванным отверстием диаметром 20 мм, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного насоса, что обеспечивает дополнительное дозирование пенообразователя от АВ-40 (375) можно получить 1000 м3 пены с кратностью 10, что дает возможность потушить пожар в резервуаре емкостью 5000 м3. Для подвоза большого количества пенообразователя при тушении крупных пожаров используют полуприцепы. Для тушения пожаров в замкнутых объемах (кабельные тоннели, подвалы и т.п.) используют пожарные автомобили, оборудованные генераторами высокократной пены вентиляторного типа. Составными частями такого генератора являются осевой вентилятор, распределители, корпус и сетки, формирующие пену. Такой автомобиль выпускают мелкими сериями отечественная промышленность на базе шасси ГАЗ-66. Он может работать в двух режимах: дымоудаления и генерация пены высокой кратности. Привод осевого вентилятора осуществляется от двигателя шасси через КОМ. За рубежом применяют для оснащения автомобилей пенного тушения переносные генераторы высокократной пены, привод которых осуществляется от водяной турбины с использованием напора, развиваемого пожарным насосом.

26. Пожарные автомобили первой помощи. Устройство и применение. Таким образом понятие " автомобиль первой помощи" (или " быстрого реагирования") означает автомобиль быстрого введения в действие. Оборудование такого автомобиля позволяет осуществлять функционирование технических средств по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ в течение времени, необходимого для развертывания основных сил (равно как и для оперативного принятия мер при других чрезвычайных ситуациях, помимо пожаров). Можно говорить о том, что уже определилась концепция такого ПА: полная масса - до 7, 5 т; запас воды - от 400-500 до 1000 л; боевой расчет - 3-4 человека (иногда 5 человек); комплектация - аварийно-спасательный инструмент, высокопарная мотопомпа, приборы контроля за окружающей средой на месте инцидента, иногда - оборудование для оказания первой медицинской помощи. Максимальная скорость 120-150 км/ч. омплектация АПП пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и аварийно-спасательным оборудованием осуществляется исходя из принципов минимальной необходимости и функциональной адаптивности к особенностям защищаемого объекта (города, района, населенного пункта). Структура комплектующих для оснащения АПП идентична оснащению автоцистерн " первого хода" и включает следующие группы оборудования: средства тушения загораний; средства индивидуальной защиты личного состава; спасательное оборудование; аварийно-спасательный инструмент (механизированный, немеханизированный); электросиловое оборудование и сигнальные приборы; средства связи; приборы для проведения химической и радиационной разведки; санитарное оборудование; прочее оборудование (определяется заказчиком). С учетом специфики применения АПП названные группы оборудования имеют номенклатуру, отличающуюся от АЦ.В ряде стран исполнение и комплектация АПП установлены законодательно. Одним из эффективных средств тушения, которые могут использоваться на АПП, являются порошковые составы, позволяющие максимально быстро уменьшить пламенное горение и исключить косвенный ущерб в сравнении с традиционным применением воды и пены. Для подачи порошковых средств тушения в очаг пожара могут использоваться как традиционные способы (применение ручных или ранцевых порошковых огнетушителей), так и принципиально новые. Тушение локальных очагов горения классов А и Б в труднодоступных местах и замкнутых объемах (жилые квартиры, подвалы, чердаки) на АПП может осуществляться ручным импульсным средством пожаротушения (РИСП) - противопожарной гранатой.

27. Пожарные автомобили насосно-рукавные. Устройство и применение. Пожарный насоcно-рукавный автомобиль — пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению. Относится к основным пожарным автомобилям общего применения. Его основное отличие от автомобильной цистерны заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и, как правило, удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек. Задачей насоcно-рукавного автомобиля является подача воды от водоисточника непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей " вперекачку". Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств, оборудования и подачи воды к месту тушения пожара. Они конструктивно сходны с пожарными автоцистернами и отличаются от последних отсутствием цистерны, более широким комплектом пожарного оборудования по количеству и номенклатуре, большим числом мест для боевого расчета и увеличенным объемом бака для пенообразователя. Пожарные автонасосы, как правило, применяются в комплексе с пожарными АЦ. Однако они могут быть с успехом использованы и самостоятельно при тушении пожаров в районах с широко развитой сетью водоснабжения (естественной или искусственной), особенно в городах и на промышленных предприятиях. При достаточно большом количестве вывозимых пожарных рукавов в существующих пожарных автонасосах не механизирована прокладка и уборка рукавных линий.

28. Основные пожарные автомобили общего применения. Пожарными автоцистернами называются пожарные автомобили, оборудованные цистерной для жидкости и пожарным насосом. Они предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств и пожарного оборудования, запаса огнетушащих веществ (воды, пенообразователя или раствора смачивателя) и подачи пожарных стволов (водяных и пенных) как без установки, так и с установкой на водоисточник. Кроме того, пожарные автоцистерны могут быть использованы как промежуточные объемы при перекачке воды. Каждая пожарная автоцистерна создается на базе грузового автомобиля, который состоит из трех основных частей: двигателя; шасси; кузов. Эти основные части сохраняются и у пожарной автоцистерны, но претерпевают определенные изменения. Систему охлаждения усиливают дополнительной системой охлаждения, которая состоит из теплообменника, связанного через соединительные трубы с пожарным насосом. Она предназначена для предотвращения перегрева двигателя в летнее время при его стационарной работе на пожарный насос. Отработанные газы двигателя используются для приведения сирены в действие, газоструйного вакуум-аппарата, создающего разряжение в полости пожарного насоса, для обогрева воды в цистерне, насосного отделения и кабины боевого расчета (зимой). Выпускные трубы, глушитель, батареи обогрева образуют систему выпуска отработанных газов. Конструкция шасси грузового автомобиля (трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления) в основном сохраняется. Для подачи воды и других огнетушащих жидкостей на пожарной автоцистерне монтируют насосную установку (пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель, вакуумная система). Пожарный насос приводится в действие от двигателя через дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности может быть установлена вместо одной из крышек коробки передач или самостоятельно. Для приведения в действие пожарного насоса необходимо с помощью коробки отбора мощности подключить его к двигателю. Тогда усилия передаются по схеме: двигатель - механизм сцепления - коробка передач -коробка отбора мощности - карданная передача - пожарный насос (при установке коробки отбора мощности на коробке передач). Для удобства управления двигателем и трансмиссией из насосного отделения (при расположении насосной установки сзади) делается сдвоенное управление механизмом сцепления и дроссельной заслонкой карбюратора. Это дает возможность водителю менять режим работы как из кабины водителя, так и из насосного отделения. В электрооборудование автомобиля дополнительно включены ряд приборов для освещения кабины боевого расчета, отсеков кузова, насосного отделения, площадки около насосного отделения, световая и звуковая сигнализация, контрольно-измерительные приборы. Специальный кузов используется для размещения боевого расчета, пожарного оборудования и окрашивается в красный цвет. Внутри его находится цистерна и бак для пенообразователя. Таким образом, основными частями пожарных автоцистерн являются: двигатель с дополнительной системой охлаждения и измененной системой выпуска отработанных газов; шасси грузового автомобиля с дополнительной трансмиссией на пожарный насос; насосная установка; сдвоенное управление двигателем и механизмом сцепления из кабины водителя и из насосного отделения; специальный кузов; цистерна; бак для пенообразователя; дополнительное электрооборудование.

 

29. Основные пожарные автомобили целевого применения. ПА пенного тушения предназначены для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов как на нефтеперерабатывающих предприятиях, так и при хранении их на складах в вертикальных наземных резервуарах. Они доставляют к месту пожара боевой расчет, пожарное оборудование, пенообразователь, технические средства для подачи воздушно-механической пены (стационарные, типа ствола-мачты или переносные пеноподъемники, пенные насосы, переносные пеносмесители и т.п.). Основным огнетушащим средством тушения нефтепродуктов является пена, которая может приготавливаться двумя способами: химическим, механическим. Пожарные автомобили порошкового тушения используются для тушения пожаров на промышленных объектах при ликвидации горения щелочных металлов, горючих и ЛВЖ, электроустановок, а также сжиженных газов огнетушащими порошками. В последнее время автомобили порошкового тушения начинают применять при ликвидации горения нефтяных и газовых фонтанов. Огнетушащим средством на этих автомобилях являются порошки, в состав которых входят в зависимости от марки кальцинированная сода, бикарбонат натрия, графит, стеариты железа и алюминия. Некоторые порошки состоят из мелкоразмельченного селикагеля, насыщенного легкоиспаряющимся фреоном. Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре. Перечень специальных работ приводится в Боевом уставе пожарной охраны. Пожарный рукавный автомобиль АР –2 (131)-133 Рукавный автомобиль служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов диаметром 150, 110 или 77 мм, общей длиной соответственно 1, 34; 1, 76 или 2, 04 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через лафетный ствол. Автомобиль связи и освещения АСО-12(66)-90А предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на пожаре, обеспечения связи штаба пожаротушения с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС) и служит для доставки боевого расчета и комплекта инструмента к месту пожара. По прибытию на место пожара является электростанцией, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструмент, а также местом дислокации штаба тушения пожара. Автомобиль газодымозащитной службы предназначен для доставки к месту пожара личного состава отделения ГДЗС (в составе девяти человек), газодымозащитного вооружения, средств дымоудаления, связи и освещения, электромеханизированного и другого инструмента. Штабной автомобиль предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения и служит для доставки к месту пожара личного состава штаба и комплекта специального оборудования. Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и сооружений и служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта колен, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях. Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте. Они могут использоваться для подъема грузов и освещения места пожара прожекторами.

30. Назначение и порядок использования специальных пожарных автомобилей. Специальные пожарные машины предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров. В пожарных частях для этой цели используется комплекс автомобилей. Так, пожарные автолестницы и автоподъемники предназначены для спасения людей, подъема пожарных и пожарного оборудования при тушении пожаров в помещениях выше первого этажа. Пожарные автопеноподъемники обеспечивают подъем пожарных стволов на заданную высоту, пожарные автомобили связи и освещения используются для организации связи на пожаре, освещения в темное время суток. К специальным пожарным машинам относятся также рукавные пожарные автомобили (доставка и замена рукавов на пожарах), штабные и оперативные пожарные автомобили. Эти машины имеют оборудование, используемое штабом пожаротушения. Вспомогательные пожарные машины имеют оборудование для выполнения вспомогательных работ на пожаре. К ним относятся автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, агитационные автомобили, легковые и грузовые автомобили, тракторы и т. д. Пожарные автомобили создают на базе грузовых машин, выпускаемых в стране. Основные и специальные пожарные автомобили состоят из шасси грузового автомобиля; емкостей для огнетушащих средств на основных автомобилях; пожарного оборудования или специальных механизмов на специальных автомобилях; дополнительного оборудования (например, системы охлаждения); приводов управления пожарным оборудованием. Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре. Перечень специальных работ приводится в Боевом уставе пожарной охраны. Пожарный рукавный автомобиль АР –2 (131)-133 Рукавный автомобиль служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов диаметром 150, 110 или 77 мм, общей длиной соответственно 1, 34; 1, 76 или 2, 04 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через лафетный ствол.

31. Способы прекращения горения

Под способами прекращения горения на пожаре предусматривается выполнение подразделениями противопожарной службы в определенной последовательности боевых действий, направленных на прекращение горения.

Согласно тепловой теории существует одно условие прекращения горения - понижение температуры горения ниже температуры потухания. Этого условия можно достигнуть многими способами прекращения горения.

Все способы прекращения горения по принципу, на котором основано условие прекращения горения, можно разделить на четыре группы:

- способы охлаждения зоны горения или горящего вещества;

- способы разбавления реагирующих веществ;

- способы изоляции реагирующих веществ от зоны горения;

- способы химического торможения реакции горения.

 

При использовании способов прекращения горения подразделения противопожарной службы для создания условия прекращения горения применяют огнетушащие и технические средства или только технические. Вид огнетушащего средства, применяемого для прекращения горения, зависит от обстановки на пожаре и, в основном, определяется:

- свойствами и состоянием горящего материала;

- наличием на пожаре огнетушащих средств и их количества;

- группой пожара (в открытом пространстве, в ограждениях);

- условиями газообмена в помещении;

- параметрами пожара, определяющими способ прекращения горения (объемом помещения);

- трудоемкостью и безопасностью работ подразделений по прекращению горения;

- эффективностью огнетушащего средства.

Следует отметить, что огнетушащие средства, поступая в зону горения, действуют комплексно, а не избирательно, т. е. одновременно производят, например, охлаждение горящего материала и разбавление его паров или газов. Однако в зависимости от свойств огнетушащего средства, его физического состояния и свойств горящего материала к прекращению горения может привести только один из этих процессов, другой же только способствует прекращению горения.

Например, воздушно-механическая пена средней кратности при тушении бензина охлаждает верхний слой его и одновременно изолирует от зоны горения. Основным процессом, приводящим к прекращению горения бензина, является изоляция, так как пена, имеющая температуру 5-15°С, не может охладить бензин ниже его температуры вспышки минус 35°С.

В зависимости от основного процесса, приводящего к прекращению горения, все наиболее распространенные способы можно отнести к группам.

Способы охлаждения - охлаждение сплошными струями воды; охлаждение распыленными струями воды; охлаждение перемешиванием горючих материалов.

Способы разбавления - разбавление струями тонкораспыленной воды; разбавление горючих жидкостей водой; разбавление негорючими парами и газами.

Способы изоляции - изоляция слоем пены; изоляция слоем продуктов взрыва ВВ; изоляция созданием разрыва в горючем веществе; изоляция слоем огнетушащего порошка; изоляция огнезащитными полосами.

Способы химического торможения реакции горения - торможение реакций огнетушащими порошками; торможение реакций галоидопроизводными углеводородами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.