Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад психотерапевтов






Профессиональные консультанты перестали быть редкостью. На од­ном конце спектра консультирования находятся ориентированные на практику консультанты, оказывающие помощь в планировании и осу­ществлении карьеры. На другом конце этого спектра находятся психо­логи и психиатры, окруженные аурой высокой академической квалифи­кации и понимания принципов деятельности людей в условиях стресса.

Естественно, что для представителей последней группы коучинг и наставничество не являются новыми методами, это «нечто, что они делают и так», хотя многие определили бы профессиональное кон­сультирование как «помощь людям в преодолении личных кризисов или переживании перегруженных стрессами ситуаций», а не как управление процессом их нормального обучения и развития.

Техники и подходы, используемые представителями данной груп­пы коучей, обычно являются прямыми заимствованиями из опыта их предыдущей работы в сфере медицины или социальной деятельности. Для этих методов характерно убеждение в том, что вся сессия долж­на выстраиваться вокруг некоего центра, коим является клиент, и мо­жет продолжаться столько времени, сколько понадобится клиенту для достижения желаемого результата — при этом иногда считается, что достаточно и половины дня. Поэтому такие программы обычно до­роги, а это означает, что они доступны только крупным организаци­ям, и то лишь представителям высшего управленческого звена.

Этот вид деятельности стал обозначаться термином «коучинг для топ-менеджеров» (executive coaching), и осуществляющие его коучи часто используют техники «360-градусной» обратной связи или дру­гие методы, направленные на личностный уровень обучаемого для повышения эффективности глубинного анализа. Этот подход часто критикуют за то, что объем и качество осведомленности «коуча топ-менеджеров» о специфике бизнеса или любого рабочего места часто бывают слишком ограниченными. Несомненно, использование терми­на «тренер топ-менеджеров» может существенно повысить самооцен­ку и психотерапевта, исполняющего роль коуча, и его клиента, менед­жера или руководителя, оплачивающего его услуги.

Серьезные и грамотные практики, относящиеся к данной группе коучей, очень тщательно разрабатывают со своими клиентами четкие соглашения о глубине погружения, соответствующие принятому в сре­де профессионалов этическому кодексу.

Этот подход может быть необычайно полезным для тех, кто вынуж­ден сталкиваться с постоянным давлением, стрессами и сложностя­ми, неизбежными в современном бизнесе. По определению широта его применения значительно ограничена, однако о нем нередко го­ворят в прессе, что способствует созданию достаточно ошибочного образа природы и практики коучинга.

Вклад «людей новой жизни» (new-life-people)

Девяностые годы XX века стали временем подъема так называе­мого мышления «людей новой жизни». Это не очень точный описа­тельный термин, предназначенный для связи различных квазифило­софских групп, стремящихся к новому и все более глубокому пони­манию своей собственной личности, а также к открытию новейших способов обучения и развития групп и отдельных индивидов.

Создается впечатление, что данный подход особенно привлекателен для людей, связанных с менеджментом и тренировкой навыков меж­личностного взаимодействия. Одним из его течений является гештальт-психология, ее теория и практика. Другую многочисленную группу со­ставляют приверженцы транзактного анализа. Однако направлением, оказавшим наибольшее влияние, вероятно, является «движение» НЛП, или, если привести его полное, достаточно непривлекательное и пре­тенциозное название, — Нейролингвистическое программирование.

Истоки НЛП лежат в сфере американской альтернативной (погра­ничной) психологии (fringe psychology), а его приверженцы считают, что оно имеет особое отношение к коучингу и его применение там очень полезно. НЛП делает акцент на понимании языка бессозна­тельного, употребляемого в течение отношений коучинга. Его пред­ставители также заявляют, что помогают людям сфокусироваться на процессах самоуправления и управления окружающими, общения с другими людьми, а также помогают им изменить свое поведение. Это может производить впечатление либо чрезмерной изощренности, либо достаточной усложненности и запутанности, как вам будет угодно. Коуч, использующий в своей практике НЛП, вполне может пытаться общаться на более глубоком, более многогранном уровне, и некото­рым людям это действительно помогает прозреть и осознать новые перспективы для своего личного развития. Однако мы подозреваем, что этот подход не будет пользоваться популярностью у людей, с осто­рожностью относящихся к вмешательствам, глубоко затрагивающим бессознательное, «берущимся за глубинное».

Безусловно, есть очень много практикующих коучей, считающих техники НЛП полезными и продуктивными. Кроме того, сейчас по­является все больше и больше публикаций, проводятся конференции, посвященные НЛП и коучингу, и поэтому НЛП, естественно, имеет право считаться важным фактором, влияющим на философию и прак­тику коучинга.

Существует еще одна группа «людей новой жизни», которые сами испытывают на себе сильное влияние некоторой частной отрасли тео­рии и практики американского коучинга. Деятельность Лауры Берман Фортаг, автора книги «Поднимись к самой вершине» (Take yourself to the Top; Fortag, 1999), является примером американской харизматиче­ской приверженности «коучинга в личной жизни»; у нее есть после­дователи-энтузиасты, изыскивающие новые альтернативные пути са­мовыражения. Книга британского представителя этой группы Эйлин Миллиган озаглавлена «Жизненный коучинг — измени свою жизнь за 7 дней» {Life CoachingChange your life in 7 days; Milligan, 1999). Этот призыв создает у нас впечатление гиперболизации и может вызвать у многих людей настороженность, если будет сопровождаться, как это иногда случается, высоким напором маркетинговых техник и техник продаж со стороны «людей новой жизни». Мы можем ожидать, что на быстро расширяющемся рынке и в дальнейшем будут появляться раз­личные подходы, даже если они оказываются недолговечными или вызывают минимальный интерес.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.