Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документальное оформление и учет выбытия основных средств. Порядок расчета финансового результата от их выбытия






 

Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов установлено, что основные средства представляют совокупность вещей, сохраняющих свою материально-вещественную форму, используемых организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода, стоимость единицы которых при этом превышает величину, установленную учетной политикой организации в соответствии с законодательством (за исключением объектов, относящихся согласно законодательству к основным средствам вне зависимости от их стоимости). Для отнесения имущества к основным средствам необходимо одновременное соблюдение перечисленных двух условий.

Основные средства могут поступать в организацию различ­ными способами:

· приобретение за плату у других организаций;

· строительство хозяйственным или подрядным способом;

· получение от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;

· внесение учредителями в счет их вкладов в уставный ка­питал;

· получение в хозяйственное ведение или оперативное уп­равление;

· взятие в аренду с последующим выкупом;

· поступление по договору дарения;

· передача в совместную деятельность и доверительное уп­равление;

· путем произведенных капитальных вложений (строитель­ство, самостоятельное изготовление, приобретение объектов основных средств);

· другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Для учета движения основных средств, применяется следующая документация:

· Акт (накладная) приемки-передачи основных средств Ф №ОС-1 – он предназначен для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов, для исключения из состава основных средств, для их передачи другим предприятиям, а также для оформления, внутреннего перемещения основных средств.

· Акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов Ф №ОС-3 – он используется для оформления приемки и сдачи основных средств из ремонта.

· Акт о ликвидации основных средств Ф №ОС-4 – он применяется для оформления объектов основных средств при полной или частичной ликвидации.

· Акт о ликвидации транспортных средств Ф №ОС-4а – применятся для оформления списания автотранспортных средств с баланса при их ликвидации.

· Акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин Ф №ОС-5.

· В бухгалтерии, согласно акту приема-передачи, объекту ос­новных средств присваивают отдельный инвентарный номер и открывают инвентарную карточкуучета объекта основных средств (форма № ОС-6).

Инвентарный номер - это регистрационный признак объек­та основных средств, присваиваемый ему в момент принятия к бухгалтерскому учету и сохраняющийся за ним в течение всего периода его нахождения в данной организации.

Инвентарная карточка является регистром аналитического учета (открывается на каждый объект основных средств), в ко­тором на основе первичной документации отражается следую­щая информация об объекте основных средств: срок полезного использования, способ начисления амортизации, индивиду­альная характеристика.

· Регистрация карточек производится в специальных описяхинвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-7), после чего карточки группируют в картотеке бухгалтерии.

· Карточка учета движения основных средств Ф №ОС-12 – используется для учета движения основных средств по классификационным группам. На основании данных карточек составляется отчетность по основным средствам.

· Инвентарный список основных средств Ф №ОС-13 ведется по местам хранения, эксплуатации основных средств и в разрезе материально- ответственных лиц.

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ве­дется по видам, принадлежности, признаку использования и назначению основных средств. Для этого организации в рабо­чем плане счетов могут предусматривать к счету 01 «Основные средства» следующие субсчета:

· 01/1 «Основные средства в эксплуатации»;

· 01/2 «Основные средства в ремонте»;

· 01/3 «Основные средства в запасе»;

· 01/4 «Основные средства на консервации»;

· 01/5 «Основные средства, сданные в аренду (лизинг)» и т.д.

Для учета выбытия основных средств открывается отдель­ный субсчет, например 01/9 «Выбытие основных средств», на котором формируется остаточная стоимость выбывающих объ­ектов основных средств.

Бухгалтерский учет доходов и расходов, связанных с выбытием основных средств ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе субсчетов: 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы».

По кредиту субсче­та 91 -1 «Прочие доходы» отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, например, в результате списания или ликвидации объектов основных средств могут оставаться материальные ценности (запасные части, лом и пр.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

По дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы» списыва­ется остаточная стоимость основных средств, производится начисление НДС и других расходов, связанных с их выбытием, такие как, начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и пр.

Финансовый результат от выбытия основных средств можно определить только по данным аналитического учета путем сопоставления дебетового оборота по субсче­ту 91 -2 «Прочие расходы» и кредитового оборота субсчета 91-1 «Прочие доходы».

Это вызвано тем, что на счете 91 «Прочие доходы и расходы» кроме операций по выбытию основных средств отражается выбытие нематериальных активов, матери­алов.

Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов. В бухгалтерском учете при этом составляют­ся следующие записи:

Д-т 91 -9 «Сальдо прочих доходов и расходов» К-т 99 «Прибыли и убытки» - отражена прибыль от выбытия основного средства;

Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 91 -9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - отражен убыток от выбытия основного средства.

При списании основных средств из-за недостачи и порчи, а также вследст­вие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, счет 91 «Прочие доходы и расходы» не используется. При этом остаточная стоимость объектов списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» или 99 «Прибы­ли и убытки» соответственно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.