Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форсирование водных преград






При развитии наступления практически на любом театре военных действий войска будут вынуждены форсировать различные водные преграды — реки, озера, каналы, лиманы, водохранилища, участки затоплений и т. д. К примеру, реки шириной до 100 м встречаются через каждые 35–60 км, шириной 100–300 м — через 100–150 км, а шириной свыше 300 м — через 250–300 км. Иначе говоря, в ходе наступления или преследования соединению, части ежедневно придется преодолевать в среднем одну водную преграду средней и несколько преград малой ширины.

Форсирование водных преград является сложной боевой задачей, требующей от командиров и штабов большого искусства в организации боевых действий и управлении войсками, высоких морально-политических и психологических качеств, боевой выучки от личного состава, решительности и настойчивости в достижении поставленной цели.

В минувшую войну советскому командованию удалось с большим мастерством подготовить и осуществить форсирование таких крупных водных преград, как Днепр, Десна, Сож, Днестр, Неман, Буг, Висла, Дунай, Одер и другие. В ходе фронтовой (армейской) наступательной операции войскам приходилось преодолевать две-три средние (шириной 100–300 м) или одну — две широкие (свыше 300 м) водные преграды, соединениям первого эшелона армий одну — две узкие водные преграды почти ежедневно{13}. Форсирование проводилось, как правило, в короткий срок, внезапно для противника и на широком фронте. Однако не все водные преграды удавалось форсировать с ходу. Сказывалось несовершенство имевшихся в то время переправочных средств, низкая подвижность стрелковых войск, их ограниченные возможности по инженерному, техническому и тыловому обеспечению. [255]

В современных условиях, когда глубина боевых задач соединений и частей в наступлении увеличилась, возрос темп их продвижения, им значительно чаще, чем в Великую Отечественную войну, придется форсировать водные преграды.

Ныне возможности войск по преодолению водных преград существенно возросли вследствие оснащения их быстроходной плавающей боевой техникой. Мотострелковые соединения и части, например, имеют плавающие боевые машины пехоты и бронетранспортеры. В войсках появились гусеничные самоходные паромы, предназначенные для переправы танков и другой тяжелой боевой техники, а также гусеничные плавающие транспортеры для переправы артиллерии, автомобилей и т. д. Коренному усовершенствованию подверглись понтонные парки. Танки могут переправляться под водой. Тем не менее водные преграды остаются серьезными естественными препятствиями на путях продвижения наступающих войск. Можно ожидать, что обороняющийся противник, как и в прошлом, будет широко использовать водные преграды в целях усиления обороны.

На тактических учениях, проведенных в последние годы в армиях стран НАТО, вдоль рек, каналов, озер, как правило, оборудовались мощные оборонительные рубежи, создавались огневые заграждения, районы затоплений, ядерно-минные пояса. Расчет делается на то, чтобы ядерными и огневыми ударами по противнику на подступах к водной преграде создать крупные разрушения, завалы, зоны с высокими уровнями радиации, резко изменить режим реки, конфигурацию ее русла и даже характер прибрежной местности. Из опыта этих учений можно сделать вывод, что борьба за водные преграды потребует от наступающих войск большого напряжения.

В зависимости от обстановки форсирование водной преграды может осуществляться различными способами: с ходу, с подготовкой форсирования до подхода подразделений к водной преграде, или с развертыванием главных сил у водной преграды, после дополнительной подготовки к форсированию в короткие сроки. И в том и в другом случае успех форсирования определяется тщательной его подготовкой, хорошо организованной разведкой противника и водной преграды, обеспечением внезапности, надежным прикрытием подразделений с воздуха, мощным огневым поражением противника, своевременным выдвижением переправочных средств и оборудованием переправ, проведением мероприятий в целях недопущения скопления личного состава и техники [256] на переправах, а также строгим соблюдением мер безопасности.

Сущность форсировании с ходу заключается в стремительном выходе к водной преграде в том боевом порядке, в котором наступал батальон, быстром ее преодолении на широком фронте после короткой огневой подготовки, решительной атаке противника и безостановочном развитии наступления на противоположном берегу (схема 6). Преимущество такого способа форсирования состоит в том, что он обеспечивает необходимый выигрыш времени, внезапность нанесения удара по противнику, высокие темпы наступления.

В апреле 1944 г. 226-й стрелковый полк 93-й стрелковой дивизии форсировал Днестр. При подходе к реке разведка установила, что ее противоположный берег обороняется только подразделениями охранения противника. Оценив обстановку, командир полка решил в целях выигрыша времени выслать вперед усиленную стрелковую роту. Ей была поставлена задача, переправившись на лодках, уничтожить боевое охранение и захватить плацдарм, чтобы обеспечить переправу главных сил полка. Эта задача была выполнена, и полк в короткие сроки форсировал Днестр.

Условия для форсирования с ходу обычно создаются в ходе развития наступления. Важно, неотступно преследуя противника, не допустить его отрыва, быстро захватить имеющиеся переправы и буквально «на плечах» отходящих подразделений преодолеть водную преграду. Большую роль в этом играют передовые отряды и авангарды. Командир батальона, выделенного в передовой отряд, при подходе к водной преграде организует ее разведку. Для этого к намеченным местам переправ высылается боевой разведывательный дозор или дозорные отделения (танки) с задачей установить наличие и состояние мостовых переправ и бродов, наиболее удобные места для оборудования десантных, паромных переправ и переправ танков вброд и под водой.

Решение на форсирование командир должен принять как можно раньше, чтобы своевременно поставить боевые задачи подразделениям, организовать взаимодействие и уже в ходе выдвижения к водной преграде осуществить необходимые мероприятия по подготовке к форсированию. В решении на форсирование обычно определяются: способы разгрома противника на подступах к водной преграде и на противоположном берегу, места и виды основных и запасных переправ, распределение переправочных средств, маршрут и порядок выдвижения подразделений к водной преграде [257] и порядок подготовки техники к переправе, а также последовательность переправы подразделений.

Содержание боевых задач мотострелковых (танковых) подразделений при форсировании зависит от характера обороны противника на противоположном берегу, степени ее огневого поражения, наличия переправочных средств, ширины водной преграды и других факторов.

Постановку задач подразделениям и организацию взаимодействия целесообразно осуществлять на местности. При этом подразделениям первого эшелона указываются задачи при подходе к водной преграде; задачи при форсировании и бое на противоположном берегу; места оборудования основных и запасных переправ, район герметизации танков; район посадки личного состава и погрузки боевой техники на самоходные переправочно-десантные средства, а также исходный рубеж для форсирования и время его прохождения.

Артиллерии определяются район огневых позиций, время готовности к открытию огня, задачи по поддержке подразделений при форсировании водной преграды и бое на противоположном берегу, порядок переправы. Зенитному подразделению указываются порядок выдвижения к реке; задачи по прикрытию подразделений первого эшелона от ударов воздушного противника при выходе к реке, при форсировании и при бое на противоположном берегу; огневые позиции; время готовности к открытию огня и порядок переправы.

Исходный рубеж для форсирования назначается по возможности за складками местности, вне пределов досягаемости орудий, танков противника, ведущих огонь прямой наводкой. Если намечается переправа танков под водой, то определяется район их герметизации, который выбирается в местах, укрытых от воздействия огневых средств ближнего действия противника.

В соответствии с замыслом действий на форсирование и поставленной подразделениям боевой задачей создается их боевой порядок. Он должен обеспечивать решительное уничтожение противника на своем берегу, стремительное форсирование водной преграды и непрерывное наращивание боевых усилий при бое на противоположном берегу.

Большую роль в обеспечении успеха форсирования играют подразделения инженерных войск. Они осуществляют инженерную разведку путей выдвижения подразделений, водной преграды и обороны противника, подготавливают пути и обеспечивают выдвижение наступающих подразделений [258] и переправочно-десантных средств к водной преграде, проделывают проходы в инженерных заграждениях и несут комендантскую и спасательно-эвакуационную службу на переправах, а также обеспечивают действия наступающих подразделений на противоположном берегу.

Выдвижение подразделений к водной преграде осуществляется с максимальной скоростью. Если батальон действует в составе передового отряда, его задача — выйти к водной преграде как можно раньше, обходя отдельные опорные пункты противника, захватить сохранившиеся переправы и участки, удобные для форсирования. Переправу батальон осуществляет по имеющимся мостам, а также на плавающих боевых машинах и переправочно-десантных средствах, на противоположном берегу он захватывает выгодный рубеж и удерживает его до подхода главных сил.

Эффективным средством защиты от ударов разведывательно-ударных комплексов противника является умелое использование войскам и при выдвижении к водной преграде и на противоположном берегу защитных свойств местности (складок, растительного покрова), а также создание на просматриваемых со стороны противника участках маршрутов вертикальных масок из растительности, металлических сеток. С началом форсирования водной преграды может осуществляться постановка дымовых завес, а для увода самонаводящихся боеприпасов от действительных целей устраиваться в стороне от переправ ложные тепловые цели (тепловые имитаторы).

Огневое поражение противника при форсировании с ходу начинается в период выдвижения подразделений к водной преграде. Огневые удары наносятся по средствам ядерного и химического нападения противника, его артиллерии, опорным пунктам, резервам, пунктам управления и радиотехническим средствам. Артиллерия, поддерживающая подразделения, часть танков, установки ПТУР и гранатометы с выходом к водной преграде занимают огневые позиции, поражают огневые средства противника, препятствующие форсированию, и поддерживают бой подразделений на противоположном берегу.

Используя результаты ядерных и огневых ударов, а также результаты действий передового отряда (авангарда) и тактического воздушного десанта (если он применяется), мотострелковые подразделения первого эшелона под прикрытием дымовой завесы на плавающих боевых машинах и переправочно-десантных средствах форсируют водную преграду, уничтожают противника огнем всех средств на плаву, [259] овладевают плацдармом на противоположном берегу и безостановочно развивают наступление в глубину.

Танковые подразделения, действующие в составе главных сил, переправляются одновременно с первым эшелоном по захваченным мостам и бродам или на переправочно-десантных средствах. После овладения противоположным берегом часть танков может переправляться под водой. Преодолев водную преграду, танковые подразделения, не задерживаясь, выходят на свои направления и выполняют поставленные задачи.

Переправа приданной батальону артиллерии, а также зенитных подразделений осуществляется обычно на плавающих машинах и переправочно-десантных средствах с таким расчетом, чтобы обеспечивались непрерывная огневая поддержка и прикрытие наступающих подразделений на противоположном берегу.

Подразделения технического обеспечения и тыла батальона переправляются на переправочно-десантных средствах или паромах за артиллерийскими подразделениями.

Бой на противоположном берегу может принять упорный и напряженный характер. Обороняющийся противник будет стремиться огнем и контратаками уничтожить переправившиеся подразделения, во что бы то ни стало ликвидировать плацдарм. В таких условиях наступающие войска могут осуществить скрытный маневр в целях наращивания усилий, с тем чтобы стремительно захватить выгодный рубеж, отразить возможную контратаку противника и безостановочно развивать наступление в глубину.

Решающее значение для успеха форсирования имеет выигрыш времени. Используя возможности современных переправочных средств и плавающей техники, следует добиваться высоких темпов форсирования, максимально сокращать продолжительность переправы подразделений. Так, по опыту учений войск НАТО общее время на форсирование водной преграды средней ширины составляет для батальонов, действующих в составе передовых отрядов, 1–1, 5 ч, для бригад первого эшелона — 2–3 ч, для дивизии — 5–6 ч.

В тех случаях, когда форсирование осуществляется с развертыванием основных сил у водной преграды, до начала наступления подразделения находятся в непосредственном соприкосновении с противником на водном рубеже. Это создает условия для более полной и планомерной подготовки форсирования.

Командир батальона тщательно изучает характер водной преграды и местность на подступах к ней и на противоположном [260] берегу, организует форсирование, скрытно сосредоточивает на участке форсирования переправочные средства, ставит задачи подразделениям по оборудованию исходного района для форсирования и подготовки переправ.

Первостепенное значение для успеха форсирования с развертыванием главных сил у водной преграды имеет обеспечение его скрытности. Поэтому форсирование осуществляется в таких условиях обычно ночью. Чтобы не дать противнику возможности заблаговременно определить места переправ, а также не допустить сосредоточения войск и техники на переправах, посадку личного состава подразделений, действующих в составе первого эшелона главных сил, на боевые машины пехоты (бронетранспортеры) и на самоходные переправочно-десантные средства целесообразно производить во время огневой подготовки в укрытых местах на удалении от водной преграды, обеспечивающем безопасность подразделений от воздействия основной массы дальнобойных противотанковых средств противника.

В установленное время подразделения стремительно выдвигаются к водной преграде. Началом форсирования («Ч») считается момент отвала подразделений первого эшелона от своего берега. Как и при форсировании с ходу, подразделения, высадившиеся на противоположный берег, используя результаты огня артиллерии и ударов авиации, быстро уничтожают противника в опорных пунктах рот первого эшелона и безостановочно развивают наступление в глубину.

Во время подготовки форсирования и в ходе его важно поддерживать у воинов высокий наступательный порыв, стремление решительно уничтожить противника, обороняющего водную преграду, и в высоком темпе развивать наступление на противоположном берегу, особенно в подразделениях, выделяемых в состав передового отряда (авангарда) и тактического воздушного десанта, поскольку они длительное время будут действовать в отрыве от главных сил и решать сложные задачи по обеспечению успешного форсирования водной преграды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.