Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ






Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями. Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. Главным актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) " О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01. 2014 устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.). К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ " Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ " Об акционерных обществах" и другие федеральные законы. Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов Российской Федерации, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 24 ПБУ. Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). Примеры таких документов:

· Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств;

· Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию;

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

· методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в отдельных отраслях;

· Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества;

· Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и др.

К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Четвертый уровень системы составляют рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям. Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. Это в первую очередь разработка отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или виде деятельности. В настоящее время насчитывается около 30 таких методических рекомендаций и отраслевых указаний. Чтобы оценить масштабы предстоящей работы, приведем для сравнения одну цифру: в доперестроечной России действовали 144 инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Основные понятия бухгалтерского учета и его сущность

Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, сбора, измерения, регистрации и обобщения информации о хозяйственных процессах и составляющих их фактах хозяйственной деятельности с целью управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. Оперативный учет представляет собой процесс наблюдения и регистрации отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности с целью оперативного повседневного руководства ею. С помощью оперативного учета в организациях обеспечивается оперативный контроль исполнения определенных операций или производственных заданий отдельными участками (подразделениями). Такая информация необходима для выработки и принятия оперативных управленческих решений на уровне оперативного регулирования производственными процессами. Информация оперативного учета формируется на основе данных документов или на основе данных получаемых устно, по телефону, факсу и пр. При этом для отражения информации используются натуральные, трудовые и денежные учетные измерители, но наиболее часто используются натуральные и трудовые. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему наблюдения, сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организация и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет имеет свои особенности: является документально обоснованным учетом; непрерывен во времени и сплошной по охвату всех изменений, происходящих в финансово хозяйственной деятельности организации. информация, формируемая в бухгалтерском учете имеет стоимостную оценку, что обеспечивает возможность обобщения и группировки данных и их сопоставимости. В бухгалтерском учете определяют доходы и расходы организации, исчисляют финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности организации. В современных условиях в России бухгалтерский учет представляется тремя видами учета:

· финансовым;

· управленческим;

· налоговым.

Финансовый учет обеспечивает своевременное бухгалтерское оформление, регистрацию, группировку, накопление учетной информации, главным образом, финансовой по природе, результируемой в бухгалтерской отчетности, стоимостные показатели которой используются как управленческим аппаратом для подготовки и поддержки управленческих решений, так и контрагентами, т.е. внешними пользователями, непосредственно не состоящими в штате хозяйствующего субъекта. Цель финансового учета считается достигнутой, когда отчетность, данные которой соответствуют данным финансового учета, составлена и представлена по назначению. Бухгалтерские процедуры, используемые в финансовом учете и в подготовке бухгалтерских отчетов в централизованном порядке, регламентируются официальными положениями, специализированными инструкциями, письмами, указаниями, стандартами, рекомендациями, и их неуклонное выполнение является общегосударственным обязательным условием. Управленческий учет представляет собой относительно обособленную подсистему бухгалтерского учета, в которой генерируется учетно-экономическая информация о затратах на конкретный вид деятельности предприятия и полученных на них доходах, используемая аппаратом управления всех уровней для поддержки планирования, нормирования, лимитирования, анализа, контроля и разработки управленческих решений. Управленческий учет не регламентируется государством, и его данные имеют конфиденциальный характер. Если такая информация выходит за пределы предприятия, то не исключено, что она будет значительно искажена в интересах представляющей стороны. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством (ст. 313 НК РФ). Налоговый учет призван правильно рассчитывать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов, их сумму и своевременно проводить расчеты с бюджетом. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Способы ведения налогового учета:

· на основе регистров бухгалтерского учета;

· на основе регистров собственно налогового учета.

Налоговый учет - система учета, имеющая свой метод - симбиоз отдельных элементов методов финансового, оперативного, управленческого, социального учета, планирования, экономического анализа. Основной объект налогового учета - налоговые и подобные им платежи, причитающиеся (начисленные) и выплаченные в доход бюджетов РФ (федерального, областных, республиканских и других уровней). Налоговый учет ведется как у налогоплательщиков, так и в налоговых инспекциях. Статистический учет наблюдает и обобщает явления и закономерности в деятельности организаций, используя информацию, собранную в оперативном и бухгалтерском учете. Статистический учет имеет свои особые методы обработки данных (статистические выборки, средние, коэффициенты). Статистические данные используются для экономического анализа и прогнозирования на текущий и перспективный периоды в разрезе отдельных организаций, отраслей, экономических регионов, страны в целом. Статистика не ограничивается отражением процессов материального производства, она охватывает и другие стороны экономической и общественной жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.