Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет кассовых операций и денежных документов.






Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на специальных счетах в чековых книжках.

Ведение кассовых операций регламентируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории РФ, утвержденным ЦБ РФ 12.10.2011, №373-П. Положение начинает действовать с 1 января 2012 года. Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учёт, а так же на индивидуальных предпринимателей.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу. То, как она будет оборудована, где расположена, организация решает самостоятельно. Ранее параметры кассы были четко прописаны в соответствующем положении, утратившем теперь силу.

Прием наличных денег организациями при расчетах с населением проводится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ). В случае с физическими лицами ограничений на поступление от них денежных средств нет – сумма может быть любой. А в том случае, если в качестве плательщика или получателя выступает организация (юридическое лицо) – в силу вступают особые правила. В частности, порядок расчетов наличными средствами между организациями регулируется Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У " О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (в ред. от 27.04.2008 г.). В частности, п.1 Указания говорит о том, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. За невыполнение этого требования организацию ждет штраф (п. 15.1. КоАП).

Необходимо обратить внимание на то, что в Указании № 1843-У речь идет о расчетах в рамках одного договора. То есть, если, например, организация заключила договор на поставку оборудования стоимостью 300 тыс. рублей, даже в том случае, если оплата будет осуществляться поэтапно, она не имеет права выплатить поставщику более чем 100 тыс. рублей в виде наличных денег. В то же время, если организация заключила с тем же поставщиком три договора по 100 тыс. руб. каждый – она имеет право рассчитаться по каждому из них наличными деньгами.

Надо отметить, что за нарушение порядка работы с денежной наличностью организация может быть подвергнута штрафным санкциям в соответствии с гл. 15 Кодекса об административных правонарушениях.

К подобным правонарушениям относятся: неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита. Все это влечет за собой наложение административного штрафа: на должностных лиц – в размере от 4000 руб. до 5000 руб.; на юридических лиц (организацию) – от 40 000 руб. до 50 000 руб.

В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки, и других небольших платежей. Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. С января 2012 г. не нужно согласовывать с банком максимальный лимит остатка наличных, который можно хранить в кассе. Это одно из новшеств, предусмотренных новым Положением о порядке ведения кассовых операций (утверждено Банком России 12.10.11 № 373-П). Специальные требования по оборудованию кассовых комнат отменяются.

Лимит остатка наличных денег рассчитывается организацией самостоятельно с учетом наличной выручки (объема выданных денег) и периодичности сдачи денег в банк. Чтобы установить лимит остатка кассы необходимо представить в банк специальный расчет лимита кассы по форме № 0408020; по строке «наличная денежная выручка» за последние 3 месяца указывает сумму наличных денег, которая поступила в кассу организации от продажи товаров работ, услуг за последние 3 месяца. Если организация только открывается, то указывают предполагаемую выручку. Исходя из указанной суммы рассчитывают среднедневную или среднечасовую выручку, а также среднедневной расход выручки по следующим формулам: Среднедневная, среднечасовая выручка есть отношение суммы выручки за последние 3 месяца к числу рабочих дней, часов в этом периоде.

Среднедневной расход есть отношение суммы, выданной из кассы для оплаты расходов организации кроме расходов на выплату заработной платы в течение последних 3-х месяцев к числу рабочих дней в этом периоде.

В следующей строке необходимо подчеркнуть как часто будет сдаваться выручка в банк: ежедневно, через день, один раз в несколько дней, указать количество дней. Далее указывается часы работы предприятия, время сдачи выручки и место, куда она сдается. Чаще всего сумма лимита, устанавливаемая банком, равна разнице между среднедневной выручкой и среднедневным расходом. Если организация сдает выручку один раз в несколько дней, то размер лимита определяется с учетом среднедневной выручки, среднедневного расхода и количества дней, через которое сдается выручка.

L = SV x N – SR x N,

где L – лимит кассы, SV – среднедневная выручка, SR- среднедневный расход, N – количество дней

Излишки денежных средств, превышающие установленный лимит, должны быть зачислены на расчетный счет организации в банке. Делается это в конце дня.

Накопление денег сверх лимита будет допускаться не только в дни выплаты (в течение 5-ти рабочих дней) заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий, но и в выходные (праздничные дни), если в такие дни организация осуществляет кассовые операции.

Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров:

· приходный кассовый ордер (форма № КО-1),

· расходный кассовый ордер (форма № КО-2),

· журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3),

· кассовая книга (форма № КО-4),

· книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).

Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (в ред. от 03.05.2000 г.) по согласованию с Министерством финансов РФ и введены в действие с 1 января 1999 г.

Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами (ПКО и РКО). Подчистки, помарки и исправления в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.

ПКО подписывает главный бухгалтер; РКО – руководитель организации и главный бухгалтер, затем лицо, получившее наличные в кассе. В тех случаях, когда на прилагаемых к РКО документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя, подпись руководителя на РКО необязательна.

ПКО состоит из двух частей: сам ордер и квитанция о приеме денег (является отрывной частью). Принимая наличные деньги, кассир должен пересчитать их, причем так, чтобы это видел вноситель денег. Если пересчитанная сумма соответствует сумме, указанной в ордере, кассир подписывает ПКО и квитанцию к нему, проставляет на квитанции оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции, после чего выдает квитанцию вносителю денег.

Если ПКО оформляет поступление наличных, полученных в банке, то квитанция о приеме денег прилагается к выписке банка по расчетному счету, с которого получены наличные. Исполненный ПКО погашается вместе с приложенными к нему документами специальным штампом «Получено».

Наличные деньги выдаются по РКО по документам, удостоверяющим личность получателя, или по доверенности, которая прилагается к РКО. Факт получения наличных денег удостоверяется собственноручной подписью получателя с указанием прописью (не цифрами) полученной суммы и даты. Получатель денег пересчитывает полученные средства таким образом, чтобы кассир мог видеть его действия. Если получатель этого не сделал, от него не принимаются претензии по сумме наличных денег. РКО подписывается кассиром, выдавшим деньги, и погашается вместе со всеми приложенными к нему документами специальным штампом «Оплачено».

С января 2012 года правила выдачи подотчетных сумм несколько изменились (Положение № 373-П). В частности, чтобы получить деньги под отчет, работник должен каждый раз писать заявление. Кассир может выдать деньги на основании заявления, в котором руководитель сделал надпись о сумме и сроке (приказ со списком подотчетных лиц больше издавать не надо). А авансовые отчеты нужно будет сдавать не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который выдавались деньги, или со дня выхода на работу.

Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по РКО, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной (расчетно-платежной) ведомости. По истечении установленных сроков оплаты труда (3-х рабочих дней) кассир должен:

1. в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штампы или сделать отметку от руки «Депонировано»;

2. составить реестр депонированных сумм;

3. в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах и заверить своей подписью с указанием даты завершения выплаты;

4. записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп «Расходный кассовый ордер №__». Депонированные суммы сдают в банк и на сданные суммы составляют один, общий РКО.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Нумерация кассовых ордеров ведется с начала отчетного года.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу. Без кассовой книги проведение любых кассовых операций не допускается. В организации может быть лишь одна кассовая книга. Кассовая книга является бланком строгой отчетности, поэтому она должна быть пронумерована, прошнурована. В конце книги указывается количество листов в ней, которое должно быть заверено подписями руководителя организации и главного бухгалтера, и печатью организации. Кассовую книгу можно вести автоматизированным способом, однако в таком случае нужно будет распечатывать и брошюровать листы книги. Кассовая книга открывается в начале отчетного года, хранится у кассира и после завершения в конце отчетного года передается в бухгалтерский архив.

В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его кассир сдает в конце дня в бухгалтерию со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.

При обеспечении полной сохранности документов кассовую книгу можно вести автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы " Вкладной лист кассовой книги". Одновременно формируется машинограмма " Отчет кассира".

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации. Руководители организации обязаны оборудовать кассу, а также обеспечить сохранность денег. Хранение кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.

В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.

13.Учет денежных средств на счетах в банке

Денежные средства, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетные счета». По дебету этого счета отражают поступления денежных средств, а по кредиту – их уменьшение. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки из банка с приложенными к ним оправдательными документами.

На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных до­кументах (хроме векселей), на текущих, особых и специальных сче­тах, а также движение средств целевого финансирования в той их ча­сти, которая подлежит обособленному хранению.

К счету 55 могут быть открыты субсчета:

1 «Аккредитивы»;

2 «Чековые книжки»;

3 «Депозитные счета» и др.

Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме рас­четов регулируется Центральным банком РФ.

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебе­ту счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Ва­лютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других счетов.

По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками» или других подобных счетов.

Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в орга­низацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита-счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.

Аналитический учет по субсчету 55-1 ведут по каждому выстав­ленному аккредитиву.

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком.

Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51, 52, 66 и других подобных счетов. При использо­вании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оп­лате), остаются на счете 55-2.

Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.

Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой получен­ной чековой книжке.

На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывают движение средств, вложенных организацией в банковские и другие, вклады.

Перечисление денежных средств во вклады отражают по дебету счета 55 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возвращении кредитной организацией сумм вкладов про­изводят обратные бухгалтерские записи.

Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета» ведут по каждому вкладу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.