Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов 1 курса I международного факультета. специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»






специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»

по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»

 

1. Тема: Общие категории педагогики, их характеристика (1 час 20 минут).

2. Место: учебный кабинет.

3. Базовый уровень знаний и умений:

 

Дисциплина Знать Уметь
  Нормальная физиология Физиология ВНД  
  Анатомия Анатомическое строение головного мозга и других органов и систем человеческого организма  

 

План проведения практического занятия

Элементы практического занятия Время (мин.)
  Проверка присутствующих  
  Вводный контроль и его анализ  
  Опрос студентов и разбор программных вопросов  
  Дополнительные вопросы, ответы на них  
  Анализ результатов исследования  
  Исходящий контроль знаний и его оценка  
  Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов.  

 

5. Перечень теоретических вопросов:

1. Понятие о педагогике как науке. Предмет и объект педагогики.

2. Основные этапы развития педагогической мысли.

3. Афинская и спартанская системы воспитания.

4. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля.

5. Характерные черты воспитания и обучения в период средневековья.

6. Особенности воспитания и обучения в эпоху Возрождения.

7. Я. А. Коменский как основатель теории образования.

8. Педагогика эпохи Просвещения.

9. Педагогика в XIX - нач. ХХ ст. (Г.С. Сковорода, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский).

10. Образовательные проблемы национального возрождения в Украине.

11. Основные задачи педагогической науки. Тенденции развития современной педагогики.

12. Структура современной педагогики. Медицинская педагогика. Значение педагогики в профессиональной деятельности врача.

13. Связь педагогики с другими науками. Педагогика и медицинские науки.

14. Общая характеристика основных категорий педагогики.

15. Методы научно-педагогических исследований.

16. Возникновение науки о воспитании. Развитие отечественной педагогики: просветительско-педагогическая деятельность врачей в Украине.

17. Понятие о развитии и формировании личности.

18. Возрастные этапы развития личности.

19. Движущие силы развития, факторы формирования личности, их характеристика.

20. Закономерности развития личности. Показатели физической и социальной зрелости.

21. Роль наследственности и среды в развитии и формировании личности.

22. Роль воспитания и обучения в формировании личности.

23. Формирование личности специалиста-врача.

24. Понятие о дидактике, ее предмет и функции.

25. Проблемы современной дидактики. Главные задачи дидактики.

26. Категории дидактики, их признаки.

27. Характеристика принципов дидактики.

28. Обучение как целостный и двусторонний процесс, его предмет, задачи и функции.

29. Основные методы обучения, их выбор и классификация.

30. Виды, формы и средства обучения, их классификация.

31. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности.

32. Общая характеристика содержания образования. Понятие об образовании и самообразовании.

33. Структура современного образования.

34. Общая характеристика принципов образования.

35. Педагогика высшей школы, ее предмет и основные задачи. Сущность и закономерности обучения в высшей школе.

36. Основные методы и формы организации обучения в высшей школе.

37. Принципы организации контроля и оценки знаний студентов.

38. Воспитание врачей в условиях вузовской подготовки.

39. Понятие о воспитании, его специфика. Цель воспитания.

40. Связь воспитания и самовоспитания.

41. Структурные элементы воспитательного процесса. Управление процессом воспитания.

42. Основные закономерности и принципы воспитания, их характеристика.

43. Классификация методов воспитания.

44. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

45. Формы организации воспитательного процесса.

46. Характеристика основных направлений содержания воспитания.

47. Роль медицинской педагогики в воспитании врача. Основные задачи и особенности медико-педагогической деятельности.

48. Речь врача как показатель личностной культуры и средство воздействия на пациента.

49. Формирование психолого-педагогической культуры будущего специалиста-врача.

Потребность передачи опыта подрастающему поколению возникла вместе с человеком. Впервые зародыши образования появились в странах Древнего Востока (Египте, Китае, Индии). Все знания о человеке, природе, обществе аккумулировались тогда в философии, где и были сделаны первые педагогические обобщения.

Термин «педагогика» происходит от греческих слов «paidos» - дети, «ago» - вести. Сегодня самым распространенным является определение педагогики как науке о воспитании, обучении и образовании.

 

Объектом изучения и исследования в педагогике являются:

ü реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества;

ü воспитание, обучение и развитие социально активной личности на разных этапах его жизни;

ü подготовка к профессиональной деятельности и реалиям жизни;

ü организация и управление этим процессом в общественных образовательно-воспитательных учреждениях и т.д.

Предметом ее изучения в широком понимании является целостный процесс гуманистического воспитания и самовоспитания, непрерывного обучения и самообразования, развития социально активной личности.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщении, называют педагогическими категориями. К основным категориям педагогики относятся: воспитание, обучение, образование, развитие личности.

Основными задачами педагогики являются: разработка и внедрение теоретических основ процесса обучения и воспитания; определение их содержания; разработка эффективных форм и методов учебно-воспитательного процесса и подготовки квалифицированных специалистов.

Сейчас в педагогике существует немало самостоятельных ее разделов, которые стали отдельными научными предметами:

 

I. По возрастным характеристикам:

ü педагогика дошкольного возраста

ü педагогика младшего школьного возраста

ü педагогика подросткового периода

ü педагогика юношеского возраста

ü педагогика взрослых

ü педагогика старшего возраста

ü общая педагогика (весь период жизни человека)​ ​.

II. По характеру образовательно-воспитательных учреждений:

ü дошкольная педагогика

ü общеобразовательная педагогика

ü профессионально-техническое образование

ü педагогика высшей школы

ü специальные педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика).

ü педагогика трудового коллектива.

 

III. По общим целям воспитания и образования:

ü педагогика одностороннего формирования личности

ü педагогика комплексного формирования личности

ü функциональная педагогика (по специальностям).

IV. По научно-теоретическу аспекту:

ü общая педагогика

ü теория воспитания

ü дидактика

ü школоведение и вузоведение

ü история педагогики

ü народная педагогика

ü этническая педагогика.

V. По характеру общественного строя и соответствующих отношений между людьми:

ü императивная

ü авторитарная

ü педагогика сотрудничества.

 

Педагогика связана с такими науками как история, социология, психология, философия, физиология, генетика, экология и др.

Структура любого процесса познания, в том числе и познания педагогических явлений и фактов, включает в себя два уровня исследования: эмпирический и теоретический.

В зависимости от этого решаются вопросы о выборе методов исследования.

 

Эмпирический уровень познания (накопление, отбор, сопоставление, анализ, синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе исследования фактов) Теоретический уровень познания (овладение общим знанием законов и сущности педагогических явлений)
Методы наблюдение, опрос, анкетирование, интервью Методы эксперимент (естественный и лабораторный)

 

Педагогический эксперимент - это опытная установка или проверка того или иного метода или приема обучения и воспитания в специально созданных и четко установленных условиях.

Развитие человека включает количественные и качественные изменения в анатомо-физиологическом строении тела, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательных способностей, в обогащении мировоззрения, общественно-политических убеждений, морали.

К внешним факторам развития относятся: ​ ​ среда, общественное воспитание; к внутренним - биологические задатки, самовоспитание и т.д.

Основными закономерностями процесса развития являются: последовательность, необратимость, скачкообразный характер.

Формирование личности - это те качества и свойства, возникающие в процессе развития. Движущими силами формирования личности являются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития человека. Особым фактором формирования личности является воспитание.

Воспитание - процесс целенаправленной передачи и усвоение новым поколением социально-исторического опыта человечества с целью их подготовки к социально активной жизни и гармоничному развитию личности.

Цель воспитания определяется идейными и ценностными установками, существующими в том или ином обществе.

Основными направлениями воспитательного процесса являются:

ü умственное воспитание;

ü нравственное воспитание;

ü трудовое воспитание;

ü эстетическое воспитание;

ü физическое воспитание.

 

 

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — это обучение.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики:

- Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации;

- Разработать более современные процессы обучения;

- Организация учебного процесса;

- Новые обучающие системы;

- Новые технологии обучения.

Функции дидактики:

научно - теоретическая или описательно - объясняющая (процесс обучения, его закономерности, сущность и т. д.),

конструктивно - техническая или практическая (конструирование проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог в соответствии с поставленной целью).

 

К основным задачам дидактики относятся:

1) анализ и описание этих факторов обучения;

2) выявление закономерностей, характерных для процесса обучения;

3) определение норм поведения, основанных на них.

Проблемы современной дидактики: оптимизация учебного процесса, интенсификация обучения, повышение познавательной самостоятельности, творческой активности, усиление межпредметных связей, совершенствование форм и методов обучения и т.д.

Основные категории дидактики:

обучение - приобретение субъектом определенных знаний, умений, навыков, превращают уже сложившиеся формы поведения или формирует новое учение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого последний приобретает знания, формируются умения и навыки;

образование - целенаправленный, систематический, длительный процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

самообразование - стремление самой личности к углублению собственных знаний путем индивидуального изучения материала. Результатом самообразования является получение образования, которое может иметь как общий, так и специальный, профессиональный характер.

 

Формирование социально значимых качеств личности предполагает реализацию в процессе обучения трех основных функций: образовательной, воспитывающей, развивающей.

• Содержание образовательной функции составляют: знания, умения, навыки, которыми овладевает ученик в процессе обучения.

• Содержание воспитывающей функции заключается в формировании в процессе обучения убеждений, взглядов, мировоззрения личности.

• Содержание развивающей функции представляет собой развитие, формирование познавательных психических процессов и свойств личности.

Классификация средств обучения:

• визуальные (зрительные), к которым относятся природные предметы, препараты, схемы, символы (буквы, цифры) и т.п.

• аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные пленки, радиоаппаратуру и т.п.

• аудиовизуальные (зрительные и слуховые) - телевизионные аппараты, кинопроекторы и т.д.

• частично-автоматизированный процесс обучения - программируемые учебники, компьютерная техника и т.п.

Формы способы организации обучения:

• урок;

• семинар;

• лекция;

• консультация;

• зачет;

• экзамен;

• индивидуальное занятие т.п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.