Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический контакт.






Это такой уровень взаимоотношений на допросе, при котором участвующие лица в нем, готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию.

Это благоприятная психологическая атмосфера следственного действия, при которой допрашиваемый настрое участвовать в диалоге,

Не стоит путать психологический контакт с желанием дать правдивые показания и настроенностью к следствию. Это готовность к участию в диалоге.

Следователю надо быть коммуникабельным, уметь располагать к себе людей, уметь воздействовать на них с целью заинтересовать в даче показаний.

Он должен вести диалог корректно, объективно, непредвзято, внимательно, снимать напряженность в общении.

 

14. Психологическое воздействие при допросе; критерии допустимости и виды. Использование методов рефлексии.

Оно применяется в случае противоборства, когда допрашиваемый умалчивает, скрывает известные ему обстоятельства, дает ложные показания.

 

Психологическое воздействие – это использование приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму сообщения доказательственного материала и направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, убеждение его в необходимости дать правдивые показания, помочь следствию.

 

Критерии допустимости определены в УПК - нельзя добиваться показаний путем насилия, угроз, шантажа и иных незаконных действий.

С точки зрения этики нельзя использовать приемы обмана, сообщения ложных сведений, использования низменных побуждений допрашиваемого. Однако законом это не запрещено, потому следователи часто используют это, и однозначного ответа на допустимость использования таких методов криминалистика не дает.[3]

 

Психологическое воздействие чаще всего осуществляется методом убеждения.

Это воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

То есть представление фактов и доводов, предъявление их в эффективной эмоциональной и словесной форме и последовательности – все это убеждение.

Оно может выражаться в:

- Побуждении отказываться от противодействия и введения следователя в заблуждение

- Создании впечатления о безнадежности таких попыток

- Использовании сомнения допрашиваемого в способности и целесообразности придерживаться избранной им линии поведения

- Внезапном предъявлении уличающих доказательств.

 

Есть также метод рефлексии, рефлексивных рассуждений.

В рамках этого метода с учетом интеллектуальных эмоциональных и волевых качеств психических свойств и состояний допрашиваемого следователь предвосхищает его мыслительные процессы в связи с допросом.

Передача допрашиваемому фактических оснований для принятия решения, способствующего раскрытию преступления – это рефлексивное управление.

 

Вместе с тем нельзя переходить к допрашиваемому на панибратское отношение или снисходительное, так как допрашиваемое лицо может неправильно понять ситуацию и дать лживые показания.

 

Некоторые приемы психологического воздействия:

1. Спокойным тоном отметить несоответствие показаний материалам дела и посоветовать рассказать правду.

2. Объяснить значение чистосердечного раскаянии и разъяснить значение обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение преступления.

- Задать допрашиваемому дополняющие и уточняющие вопросы об обстоятельствах, относительно которых имеется наибольшее количество достоверных данных.

- 3. Продемонстрировать объект, не акцентируя на нем внимания допрашиваемого, например, невзначай снять газету со стола, а под ней обнаруженный пистолет. Это может вызвать определенную реакцию допрашиваемого.

4. Задавая вопросы, необходимо ставить их таким образом. Чтобы допрашиваемый сообщил сведения, которые могли стать известными только в том случае, если он находился на месте происшествия, при наличии данных о том, что допрашиваемый на этом месте или был, но в другое время.

*Запрещены наводящие вопросы – то есть заранее содержащие в себе ответ (например, черного ли цвета была рубашка на вас?)

5. Разъяснить допрашиваемому иные, помимо его показаний средства установления обстоятельств: экспертизы, иные исследования.

6. Создать у допрашиваемого преувеличенное представление о степени осведомленности относительно его участия в совершении преступления:

- Выражать осведомленность в неопределенной форме, видимость осведомленности

- Использовать в ходе допроса малоизвестные факты из жизни допрашиваемого

- Создавать впечатление о том, что следователю известны лишь некоторые второстепенные обстоятельства.

7. Прием развертывания цепочки ассоциаций.

Ассоциации по времени возникают тогда, когда свидетель дает показания в том же порядке. В каком развивались события. Если свидетель не может вспомнить каике—либо факты (явления), то ему необходимо напомнить последствия происшедшего события. Попытаться найти связь данного события с какими-либо обстоятельствами из личной жизни свидетеля.

 

Ассоциации в пространстве начинают действовать, если свидетелю предъявить предмет, имеющий отношение к расследуемому событию, или фотографию места происшествия и другое.

Восстановлению в памяти фактов нередко способствует допрос свидетеля в определенном месте, использование схем, рисунков, фотографий.

Иногда ассоциация в пространстве возникает в ходе составления допрашиваемым схемы места, где он находился в момент восприятия события.

 

Ассоциации по сходству могут быть использованы для того, чтобы свидетель вспомнил фамилии, черты лица, одежду человека. С этой целью можно предложить допрашиваемому полистать телефонную книгу с фамилиями абонентов, принять участие в составлении фоторобота ил изготовлении художником портрета, посмотреть образцы одежды, машин,

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.