Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий






А–

Актив - часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение на определенную дату.

Активно-пассивные счета – счета, применяемые для учета расчетов, так как сальдо их может быть дебетовым и кредитовым.

Активные счета предназначены для учета имущества организации.

Активы - 1. экономические ресурсы хозяйствующего субъекта, выраженные в стоимостной оценке и способные приносить доход в будущем.

2.любая собственность компании; машины и оборудование, здания, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, патенты (в западной практике также деловая репутация);

3. часть бухгалтерского баланса, отражающая материальные и нематериальные (гудвилл) ценности предприятия с точки зрения их состава и размещения:

4. превышение доходов над расходами в некоторых видах балансов (платежный баланс и т. д.);

5. в зарубежной практике это любой предмет, материальный или нематериальный, который представляет ценность для своего владельца. В большинстве случаев это либо наличные деньги, либо то, что может быть обращено в наличные деньги; исключение составляют досрочные выплаты ренты, местного налога на недвижимость или налога на автомобиль, то есть платежи ранее установленного срока.

Материальные активы включают в себя землю, здания и сооружения, машины и оборудование, арматуру и приспособления, товарные запасы, инвестиции, дебиторскую задолженность и наличные деньги; к нематериальным активам относятся гудвилл, патенты, авторские права и торговые марки.

Активы компании - часть бухгалтерского баланса, отражающего на определенную дату все принадлежащие компании материальные ценности, денежные средства и долговые требования.

Активы баланса - часть бухгалтерского баланса, отражающая на определенную дату в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение.

Аналитический учет – 1.учет в детализированных показателях (в денежном, а в необходимых случаях в натуральном выражении).

– 2.система сбора и группировки учетной информации для целей управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.

Аналитические счета – это счета детализирующие информацию, содержащуюся в обобщенном виде в синтетических счетах.

Б–

Баланс бухгалтерский источник информации, отражающий в денежном выражении состояние имущества предприятия по составу и размещению и по источникам его формирования, составленный за отчетный период. Б.б. -двухсторонняя таблица, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.

Баланс бухгалтерский заключительный - 1. бухгалтерский баланс, составляемый при ликвидации предприятия: 2. годовой баланс, составляемый по итогам работы за год.

Баланс бухгалтерский начальный - первый бухгалтерский баланс предприятия, составленный в начале его деятельности или в начале нового отчетного периода.

Балансовое обобщение информации выявление финансово-имущественного положения предприятия путем двойственного сопоставления (группировки) объектов бухгалтерского учета.

Балансовые счета счета бухгалтерского учета, отражающиеся в бухгалтерском балансе.

Бухгалтерская информация своевременное, качественное получение о хозяйственной деятельности предприятия взвешенных управленческих решений.
Бухгалтерская отчетность единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтер - специалист по бухгалтерскому учету, служащий, наделенный определенными правами и обязанностями в области учета и контроля.

Бухгалтер, главный - должностное лицо, подчиняющееся непосредственно руководителю организации и несущее ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерия - структурное подразделение организации, осуществляющее бухгалтерский учет и отчетность.

Бухгалтерская проводка указание записать сумму одновременно на дебет одного счета и кредит другого счета.

Бухгалтерский документ письменное свидетельство на право совершения хозяйственной операции и доказательство действительного ее совершения.

Бухгалтерский учет упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе организации, ее обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций в денежном выражении.

В –

Валюта бухгалтерского баланса итоги по активу и пассиву баланса за отчетный период, выраженные в денежной оценке.

Ведение регистра - поддержание данных о субъектах регистра в достоверном состоянии.

Ведение счетов - работа со счетами от их оформления и до получения конечного результата (учета):

1) учет движения средств на счетах бухгалтерского учета;

2) учет движения денежных средств на своих счетах (расчетном, текущем, лицевом, валютном и т.д.) в банковском учреждении;

3) учет денежных средств на счетах своих клиентов, открытых в любом учреждении, осуществляющем расчеты.

Ведомость - первичный документ или учетный регистр (может быть свободным документом).

Ведомость аналитического учета - учетная ведомость, составленная на основе первичных документов бухгалтерского учета.

Вид бухгалтерской отчетности - разновидности бухгалтерской отчетности, среди которой выделяют годовую, квартальную и месячную.

Вид учетных регистров - тип, разновидность учетного регистра. По внешнему виду выделяют книги, карточки и свободные листы (ведомости), в том числе в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дискетах и иных машинных носителях.

Вспомогательная ведомость - учетный регистр, предназначенный для систематизации (накапливания) данных, содержащихся в первичных документах.

Выверить счета - тщательно проверить счета

Г –

Главная книга - учетный регистр, предназначенный для синтетического учета.

Д –

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета, при котором сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах - по дебету одного и кредиту другого счета.

Дебет (должен) - первая часть счета бухгалтерского учета.

Дебиторы - предприятия или лица, имеющие задолженность данному предприятию.

Дебетовать счета - сделать запись в дебет счета, то есть на его левой стороне.

Деньги - особый товар, выражающий стоимость всех других товаров и обменивающийся на любой из них; выполняет роль всеобщего эквивалента товаров.

Документация - оформление хозяйственных операций документами.

Документооборот - движение документов в учетном процессе с момента их составления до сдачи в архив.

Документальная бухгалтерская проводка - способ исправления ошибок в учетных документах.

Е –

Единица - 1. действительное число, от умножения на которое число не меняется, а также цифра, изображающая это число;

2. величина, которой измеряются другие однородные величины;

3. отдельная, самостоятельная часть в составе целого, отдельный предмет (или человек) в группе подобных.

ЕЗЕРСКИЙ, Федор Венедиктович (1836-1916) - представитель русской бухгалтерской мысли, бухгалтер-самоучка, крупный новатор учета.

Ж -

Журнал - 1. книга для записи в бухгалтерии всех оборотов в порядке их совершения с указанием дебитора и кредитора;

2. книга для записей входящих и исходящих бумаг в порядке поступления и использования;

3. вид периодического издания.

Журнал, бухгалтерский - запись в хронологическом порядке всех операций. Каждая операция первоначально учитывается в журнале, а уже затем в книге счетов; журнал часто называют книгой первичного учета.

Журнал-главная - разновидность мемориальной формы бухгалтерского учета; в ней ведется синтетический учет.

Журнал-ордер - учетный регистр хронологической регистрации, синтетического и в ряде случаев аналитического учета.

Журнально-ордерная форма учета - одна из установленных и традиционно используемых форм бухгалтерского учета.

З –

Забалансовые счета - счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. На них учитываются товарно-материальные ценности, временно находящиеся у предприятия и принадлежащие другим предприятиям.

Заключение счетов - заключительные записи в счетах после завершения годового цикла бухгалтерского учета.

Закрытие счетов - записи, после которых счета бухгалтерского учета не имеют сальдо.

Закрыть счет - в учете это означает переносить остаток временного счета (или контрсчета, или дополняющего счета) на основной счет, с которым он связан: например, переносить остатки счетов поступлений и издержек непосредственно или через счет итоговой прибыли на счет собственного капитала или переносить скидки по покупкам на счет покупок.

Запись бухгалтерская - форма регистрации хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Запись двойная - способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Этот способ состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах - по дебету одного и кредиту другого счета.

Запись линейная - запись хозяйственной операции по дебету и кредиту счета по одной строке (например, запись в Главной книге).

Запись по дебету счета - запись в левой части счета.

Запись по кредиту счета - запись в правой части счета.

Запись шахматная - запись хозяйственной операции в учетный регистр, при которой сумма, записанная один раз, будет отражена по дебету и кредиту соответствующих счетов; это достигается путем построения учетных регистров в шахматном порядке.

И –

Измеритель в бухгалтерском учете - единицы измерения объектов бухгалтерского учета. Для получения показателей объектов учета используются три вида измерителей: натуральный, трудовой и денежный.

Измеритель, денежный - один из измерителей в бухгалтерском учете, при помощи которого получают показатели в денежном выражении. Синтетический учет ведется только в денежном выражении.

Измеритель, натуральный - вид измерителей в бухгалтерском учете, при помощи которых получают показатели объектов бухгалтерского учета в натуральном выражении (весом, мерой, счетом).

Измеритель, трудовой - один из измерителей в бухгалтерском учете, при помощи которого получают показатели о количестве отработанных человеко-дней или человеко-часов.

Инвентаризация - способ периодической проверки соответствия наличия хозяйственных средств данным бухгалтерского учета.

Информация - сведения о чем-либо, являющиеся объектом сбора, хранения, переработки. Стоимость И. включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор И.. а также фактические издержки связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др.

Источники - 1. то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь;

2. письменный документ, на основании которого строится научное исследование.
Итог - 1. вывод, результат; 2. общая сумма.

К –

Калькуляция - способ группировки затрат и определения стоимости продукции или выполненных работ.

Капитал – это стоимость вложенных собственниками активов, прибыль накопленная за время деятельности организации.

Карточка бухгалтерского учета - карточки, сделанные из плотной бумаги или неплотного картона, и не скрепляющиеся между собой.

Классификаци я - 1. система соподчиненных понятий в какой-либо отрасли знаний;

2. распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков.

Классификаци я бухгалтерских документов - группировка по определенным признакам бухгалтерских документов с целью их изучения и правильного использования. Такими признаками являются: назначение, порядок составления, способ отражения хозяйственных операций, место составления, качественные признаки.

Книга - 1. некая совокупность учетных регистров;

2. переплетенные листы бумаги для записи;

3. произведение печати в виде переплетенных печатных листов бумаги.

Концепция бухгалтерского учета - основные теоретические принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности. Концепция призвана: быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету: быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами; помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности, обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгалтерского учета, информацией о подходах, используемых при проведении этой работы.

Кредит - правая часть счета бухгалтерского учета.

Кредитор - физическое или юридическое лицо, которому предприятия (граждане) задолжали денежные средства.

Корреспонденция счетов - взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета при регистрации хозяйственных операций способом двойной записи.

КЭРИ, Джон Ленсинг (1900-1984) - представитель американской бухгалтерской мысли XX в., создатель современной этики бухгалтера.

Л –

ЛЕОНТЬЕВ, Николай Амплиевич (1893-1954) - советский ученый, бухгалтер, представитель и последователь русской школы счетоводства.

.М –

Мемориальный ордер - документ, в котором отражается бухгалтерская проводка.

Метод - прием, способ или образ действия.

Метод бухгалтерского учета - способ познания и отражения предмета бухгалтерского учета. М. б. у. обеспечивает получение достоверных показателей о предмете бухгалтерского учета. Эти показатели делятся на две группы: одна из них характеризует объем, состав, размещение и использование средств предприятия, а другая - источники формирования средств и их целевое назначение. Между этими группами показателей существует постоянная тесная взаимосвязь, ибо они отражают одни и те же средства предприятия. Сколько имеется у предприятия средств, столько же и источников их формирования. Поэтому итоги указанных двух групп показателей всегда равны между собой. М. б. у. является совокупностью приемов и способов бухгалтерского учета.

Модель учетной системы, британо-американская - модель ориентирована на такие страны, как Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др. Основными характеристиками этой модели является ориентация учета на нужды широкого круга инвесторов, что обусловлено высокоразвитым рынком ценных бумаги, как правило, отсутствует законодательное регулирование учета, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров; гибкость учетной системы; высокий образовательный уровень. как бухгалтеров, так и пользователей финансовой информации.

Модель учетной системы, континентальная - модель, применяемая в странах Европы таких, как Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др. К.м.у.с. характеризуется наличием законодательного регулирования учета; тесными связями предприятий с банками, которые являются основными поставщиками капитала; ориентацией учета на государственные нужды налогообложения и макроэкономического регулирования; консерватизмом учетной практики.

Модель учетной системы, южноамериканская - модель, применяемая в странах Южной Америки таких, как Бразилия, Аргентина, Боливия и др., где высокий уровень инфляции. Особенностью этой модели считается ориентация методики учета на высокий уровень инфляции и нужды государственного регулирования. Учетная система в этих странах, как правило простая из-за небольшого размера предприятий и невысокого уровня образования.

МУДРОВ, Эраст Алексеевич - крупный представитель русской бухгалтерской науки XIX в. В области промышленного учета Мудров указал на два основных варианта его организации:

1) раздельный учет капиталов и материалов, то есть выделение в особый цикл, не связанный с общим учетом, учета производства и калькуляции;

2) учет производства включается в единый цикл учета. Он также считал, что необходимо распределять накладные расходы пропорционально весу готовых изделий. Методика организации учета при этом излагается Мудровым по немецкой форме счетоводства. Основная работа: " Счетоводство для всех родов торговли", СПб., 1846.

Н –

Наблюдение - 1. изучение, исследование; 2. надзор за чем-либо; 3. слежение, обследование.

НИКОЛАЕВ, Иван Романович (1877-1942) - представитель русской (советской) бухгалтерской науки, ученик П. Б. Струве, помогавший учителю при написании раздела о бухгалтерском учете в книге " Хозяйство и цена".

Номер счета - числовой код, идентифицирующий владельца счета

О –

Оборотные ведомости - способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета.

Обороты по счетам - итоги записей по дебету и кредиту счетов бухгалтерского учета. Они называются дебетовыми или кредитовыми.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам – свод оборотов и остатков по счетам аналитического учета, предназначена для проверки правильности записей по счетам аналитического учета.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета – это способ отражения и проверки записей по счетам синтетического учета, основа составления сальдового баланса.

Оборотные активы – материальные оборотные средства, средства в текущих расчетах, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, расположенные в балансе в порядке возрастания ликвидности.

Обработка документов - подготовка документов для записи в учетные регистры.

Обязанности бухгалтерских служб - круг действий, возложенных на бухгалтерские службы.

Обязательства – задолженность организации, возникшая в результате прошлых хозяйственных событий и сделок, выполнение которых влечет за собой погашение этой задолженности.

Оправдательные документы - бухгалтерские документы, удостоверяющие факт совершения хозяйственной операции.

Остаток - 1. часть чего-нибудь, оставшаяся как излишек, избыток;

2. то, что осталось от прежде существовавшего;

3. то, что остается как отходы или отбросы;

4. оставшаяся часть, конец.

Остаток, дебетовый - 1. задолженность; 2. в США это часть покупной цены финансового инструмента или товара, которая оплачена за счет кредита брокера клиенту.

Остаток, кредитовый - остаток по кредиту счета, иначе кредитовое сальдо.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации - обязанность руководителя организации отвечать за организацию бухгалтерского учета и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, несет руководитель организации.

Отвлеченные средства - средства, которые не участвуют в обороте предприятия, а отвлечены на другие цели (отчислены в бюджет, в специальные фонды и т.д.)

Открытие счетов - запись наименования счета и его сальдо.

Отчет - 1. сообщение, доклад о своих действиях, работе;

2. составленные по определенной форме сведения, данные о деятельности организации, компании за определенный прошедший период.

Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Отчетность - 1. совокупность сведений о результатах и условиях работы предприятий и организаций за истекший период времени, периодически представляемых заинтересованным органам управления. О. составляется на основании текущей информации о деятельности объекта отчетности; в ней обобщаются данные всех видов учета - бухгалтерского, статистического и оперативного;

2. совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц, характеризующих финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют на основе учетных данных. Организации и учреждения составляют отчеты по типовым формам и инструкциям о их заполнении, утвержденных Минфином РФ. Отчетность должна отражать состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств и хозяйств, других подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Оценка – денежное выражение затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг).

П –

Пассив - правая часть бухгалтерского баланса, в которой показываются источники образования и назначения средств предприятия.

Пассив баланса – часть бухгалтерского баланса, в которой отражено имущество организации по источникам их образования и назначению.

Пассивные счета – предназначены для учета источников образования имущества.

Первичный документ – письменное доказательство совершения хозяйственной операции или разрешение на ее осуществление.

Пермутация - движение ценностей, не меняющие итога баланса.

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) - принимаемые Минфином РФ документы, фиксирующие национальные стандарты в бухгалтерском учете.

Принципы, бухгалтерские общепринятые - соглашения, правила, процедуры, определяющие принятую бухгалтерскую практику и стандарты финансового учета на данный момент времени. Разработкой общепринятых бухгалтерских принципов занимаются профессиональные бухгалтерские ассоциации, в частности, в США это Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров, в Великобритании - Совет по стандартам бухгалтерского учета, представляющий мнение шести ведущих бухгалтерских организаций.

Проводка - 1. проведение какой-либо операции; 2. прокладка, постройка чего-либо.

Проводка, бухгалтерская - оформление корреспонденции счетов. При этом указывается дебетуемый и кредитуемый счета и сумма подлежащей регистрации хозяйственной операции. Б.п. иногда называют счетными формулами, а также контировками.

Простая система бухгалтерского учета - система учета без двойной записи.

Р –

Равенство балансовое - равенство, объединяющее три составляющие баланса: активы, обязательства, собственный капитал. Записывается следующим образом: Активы = Обязательства + Собственный капитал. В разных интерпретациях в Б.р. могут входить следующие операции: инвестиции и изъятия владельцев, оказывающие влияние на величину собственного капитала и отражающие взаимосвязь предприятия с " внешним" миром. Тогда Б.р. записывается следующим образом: Активы = Обязательства + Собственный капитал + Доходы - Расходы + Инвестиции - Изъятия.

Расчетный счет в банке - счет предприятия в банке для хранения денежных средств и производства безналичных расчетов.

Резервный капитал – часть собственного капитала, создаваемого за счет прибыли и предназначенного для покрытия потерь, выплаты дивидендов и др.

Реквизиты документов - обязательные сведения в документах (договорах, счетах, накладных и т.п.), отсутствие которых лишает документы юридической силы.

С –

САВИЧЕВ, Павел Иванович (1900-1982) - доктор экономических наук, профессор, был представителем петербургской бухгалтерской школы. Его основные монографии по анализу баланса (1971 г.), анализу финансового положения промышленного предприятия (1966 г.), анализу внутрихозяйственных резервов (1968 г.), анализу рентабельности (1972 г.), теории и практике оперативного учета (1972 г.) не утратили своей актуальности и теперь.

Сальдировать - 1. окончательно подводить итоги дебета и кредита по счету;

2. окончательно уплатить по счету.

Сальдо –1.остаток по счету бухгалтерского учета.

2. разность между денежными поступлениями и расходами за определенный промежуток времени; в международных торговых и платежных расчетах - разность между стоимостью экспорта и импорта страны (сальдо торгового баланса) или между ее заграничными платежами и поступлениями (сальдо платежного баланса). Положительное, активное сальдо означает превышение поступлений над расходами, а отрицательное - наоборот.

Синтетический учет - учет, дающий обобщенные показатели в денежном выражении.

Синтетические счета – счета для отражения обобщенной (укрупненной) информации об экономически однородных объектах бухгалтерского учета.

Система бухгалтерского учета - комплекс регистров по выбранной форме учета, группировка аналитических регистров учета первичных документов.

Систематическая запись – запись хозяйственных операций на счетах, сгруппированных по экономически однородным признакам.

Собственный капитал – часть капитала организации, состоящая из уставного, добавочного, резервного капитала, нераспределенной прибыли.

Способ ведения бухгалтерского учета - методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Средства в расчетах – долги предприятий или отдельных лиц данной организации.

Средства производства – совокупность средств труда и предметов труда для осуществления процесса производства.

Статья бухгалтерского баланса - показатели (строки) актива и пассива баланса, характеризующие отдельные виды хозяйственных средств или источники их образования. Показывает величину остатка на синтетическом счете или субсчете по состоянию на определенную дату. Однородные статьи объединяются в разделы бухгалтерского баланса. Перечень С.б.б. должен соответствовать требованиям экономического анализа и контроля, а также получению сводных показателей по ведомостям. Оценка С.б.б. должна быть реальной, то есть отражать действительную величину конкретного вида хозяйственных средств или источника их образования.

Сторно - один из способов исправления счетных ошибок.

Структура бухгалтерского учета, децентрализованная - структура бухгалтерского учета, при которой учетный аппарат сосредоточивается по отдельным производственным подразделениям предприятия, где осуществляется синтетический и аналитический учет, составляются балансы и отчетность по предприятию.

Структура бухгалтерского учета, централизованная - структура бухгалтерского учета, при которой учетный аппарат предприятия сосредотачивается в главной бухгалтерии, где осуществляется синтетический и аналитический учет на основании первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений предприятия. В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций. Централизация учета обеспечивает более высокий контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет рациональнее распределить труд между работниками бухгалтерии.

Субсчет – способ группировки информации, содержащейся на аналитических счетах; занимает промежуточное значение между счетами синтетического и аналитического учетов.

Счет - 1. регистры всех бухгалтерских записей, относящихся к отдельной статье. Например, счет заработной платы должен отразить все ее выплаты. В системе двойной записи счета имеют дебетовую (левую) и кредитовую (правую) стороны. Часто счета изображают в виде буквы Т, так как страницу делят на правую и левую стороны и подчеркивают название. На предприятии могут использоваться тысячи счетов, в том числе по одному для каждого дебитора и кредитора. На раннем этапе развития бухгалтерского учета использовались только персональные счета (для должников и ссудодателей). Позднее появились " реальные" счета для имущества различного рода и " номинальные" счета для не персональных и неосязаемых статей, например, счета заработной платы и электроэнергии. Счета могут объединяться в группы в журналах и в книгах;

2. в торговых отношениях счетом (фактурой) называется товарный документ, выписываемый продавцом на имя покупателя и удостоверяющий поставку товара или оказание услуг и их стоимость;

3. расчет, учет чего-либо;

4. финансовая отчетность, часть ее. Например, счет прибылей и убытков.

Счета бухгалтерского учета - способ текущего учета хозяйственной деятельности.

Т-

Тип хозяйственной операции, первый – хозяйственные операции, у которых изменения происходят только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая - уменьшается на сумму хозяйственной операции, то есть видоизменяется состав хозяйственных средств, их размещение; итог баланса не изменяется. К таким операциям относятся все операции по использованию материальных ценностей в процессе производства; по выпуску готовой продукции из производства, ее отгрузки, погашению дебиторской задолженности, получению денежных средств в кассу наличными с расчетного счета и др.

Тип хозяйственной операции, второй – хозяйственные операции, у которых изменения происходят только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая уменьшается, то есть видоизменяются источники хозяйственных средств; итог баланса не изменяется. К таким операциям относятся все хозяйственные операции по начислению выплаты за счет фонда потребления, по удержаниям из заработной платы и др.

Тип хозяйственной операции, третий – хозяйственные операции, в балансе которых изменения в активе и пассиве происходят одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву. К таким операциям относятся начисления средств в счет учредительных взносов, износа (амортизации) по основным средствам, износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП), нематериальным активам, отчислений на социальное страхование, начисление заработной платы и премий за счет себестоимости продукции, получение кредитов, авансовые поступления от заказчиков и др.

Тип хозяйственной операции, четвертый – хозяйственные операции, в балансе которых изменения в активе и пассиве происходят одновременно в сторону уменьшения его статей. Итог баланса также уменьшается на сумму хозяйственной операции. К этому типу относятся операции по оплате всех видов кредиторской задолженности (бюджету, соцстраху, арендодателям, поставщикам, рабочим и служащим), зачету ранее полученных авансов, реформация баланса по списанию использованной в течение года прибыли и др.

У -

Управленческий учет – бухгалтерский учет внутри организации, необходимый для управления ее экономическими ресурсами.

Уравнение, учетное - выраженное в денежном измерении равенство активов и капитала предприятия, при котором: Активы = Обязательства + Собственный капитал или Собственный капитал = Активы - Обязательства. Хозяйственные операции воздействуют на финансовое положение организации таким образом, что увеличение или сокращение активов, обязательств и собственного капитала не нарушают балансовое уравнение.

Уставный капитал – первоначально инвестируемый капитал.

Учетная политика – совокупность методов и способов ведения бухгалтерского и налогового учетов, выбранная самой организацией.

Учет - наблюдение, измерение и регистрация количества и качества социально-экономических сторон жизни общества.

Учетный процесс - осуществление учетных работ в определенной последовательности и системе.

Ф -

Финансовый учет – бухгалтерский учет, осуществляемый с целью получения информации для внешних и внутренних пользователей.

Форма бухгалтерского учета - строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации.

Форма документов, унифицированная - типовой образец документов, разрабатываемый государственными органами управления и непосредственно предприятиями для упрощения документооборота, в том числе внутрифирменного. Унификация документов является непременным условием использования вычислительной техники при их обработке.

Х -

Хозяйственные операции - действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении их источников.

Хронологическая запись – регистрация хозяйственных операций в последовательности их совершения.

Хозяйствующий субъект – самостоятельная хозяйственная единица.

Хозяйственная операция – факт хозяйственной деятельности, отраженный в бухгалтерском учете.

Ц -

Целевое финансирование – полученные из бюджета других организаций и лиц источники, предназначенные для осуществление мероприятий целевого назначения.

Централизация есть система, при которой учет организуется от имени собственника (оперативно управляющего лица) и каждый участник хозяйственного процесса подотчетен ему - собственнику.

Ш -

Шахматная оборотная ведомость – способ отражения и проверки правильности корреспонденции счетов.

ШМЕЛЕВ, И.П. - представитель русской бухгалтерской науки конца XIX в. Сущность теории Шмелева составляет четкое разграничение в учете пермутаций и модификаций. Основной регистр - операционно-функциональная книга. Бухгалтерский баланс -документ, отражающий движение капитала. Под объектом учета понимаются не сами ценности, а их движение, статика - только часть, момент динамики.

Э -

Этика, бухгалтерская - нормы поведения бухгалтерских работников. Впервые положения профессиональной бухгалтерской этики разработаны в США. В 1987 г. Американская ассоциация бухгалтеров (ААА) приняла этический кодекс бухгалтера, который время от времени уточняется. Его основные положения заключаются в следующем:

1) бухгалтер, прежде чем занять место, должен тщательно изучить работу предшественника;

2) если предшественник уже не работает, к нему следует обратиться с письменным запросом. Профессиональный долг обязывает дать исчерпывающий ответ на этот запрос;

3) если из предварительного ознакомления с делами следует, что работодатель нарушает или может нарушить действующее законодательство, бухгалтер должен отказаться от предложения (работы);

4) бухгалтер не должен вправе требовать от администрации знания и понимания того, что он делает;

5) бухгалтер не может сам требовать повышения по службе;

6) прибыли работодателя не могут включать долю для главного бухгалтера, то есть бухгалтер не может получать премию или доплату за финансовые результаты, которые он сам вывел;

7) бухгалтер не должен советовать работодателю, как совершить и скрыть следы своего преступления;

8) за искажение отчетности работодатель и бухгалтер несут солидарную ответственность;

9) бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональную квалификацию, и т. д. Считается, что наличие кодекса укрепляет статус бухгалтера и увеличивает спрос со стороны работодателей на его труд.[1]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.