Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование и декодирование невербальных знаков в коммуникациях.






К невербальным коммуникациям относятся жесты, мимика, телодвижения, свойства голоса, тон, паузы. Невербальные коммуникации -самая древняя форма общения людей. И сегодня в межличностном общении, по данным Пиза А., информация передается словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией - на 38%, и остальные 55% информации передаются жестами рук и ног, мимикой лица, внешним видом и окружением. Для успешной коммуникации важна не только репрезентативная информация, т.е. информация о предметах, явлениях и т.д., но и информация оценочного характера, которая демонстрирует отношение говорящего к самой информации и/или адресату. Часто мы «считываем» эту оценочную информацию с лица говорящего даже без его ведома. Нередко жесты более достоверно передают информацию, потому что они неосознанны и непроизвольны. Невербальные коммуникации передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, могут передавать информацию, которую трудно выразить словами.

В основе невербальных коммуникаций лежат 2 истока - биологический и социальный, т.е. врожденный и приобретенный в ходе жизненного опыта человека как члена социума. Доказательством биологической природы некоторых компонентов невербальной коммуникации является тот факт, что они плохо поддаются сознательному контролированию – побледнение или покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и т.д.

В отличие от животных человек обучается социальным нормам невербальной коммуникации не только через имитацию, но и через воспитывающие инструкции. Некоторые формы невербальной коммуникации имеют общенациональный и даже этнический характер, другие – узкий профессионально обусловленный.

Получатель информации, как правило, осознанно воспринимают невербальные знаки, так как перед ним стоит сложная задача правильной интерпретации передаваемой информации. Отправитель же информации, напротив, в большинстве случаев не осознает своего невербального поведения, за исключением указательных жестов ил необходимости самоконтроля (например, человек делает лицо бесстрастным, держит руки в карманах, пальцы переплетены и т.д.). Но «утечка» информации может происходить даже при сознательном самоконтроле. Оценочное отношение может проявиться в невольном жесте, в промелькнувшем выражении глаз или неосознанном желании/нежелании смотреть на собеседника, или в тоне голоса. Даже акцент (социально значимая особенность произношения) для получателя информации сообщают данные о собеседнике – о месте его проживания или рождения, социальном происхождении, образовательном уровне и т.д.

В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны, т.е. расстояния, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции общения вызывает дискомфорт для участников. Как правило, чем более знаком собеседник и чем меньше количество собеседников, тем меньше допустимая дистанция.

В европейско-американской культуре на полуофициальных приемах с небольшим количеством людей оптимальной является дистанция 46-120 см, а для общения с большой массой людей - более 3, 6 м. В восточных культурах размер дистанции меньше.

Жесты рук и ног: открытые ладони располагают к доверию. Перекрещенные руки или ноги - «барьер» для собеседника, свидетельствуют о настороженности говорящего. Сходство жестов людей в группе свидетельствует о сходстве их настроений. Копирование жестов людей в группе свойственно для его последователей.

Расположение корпусов собеседников свидетельствует о характере коммуникации. Если они расположены параллельно - коммуникация «закрыта» для новых участников, если корпуса расположены под углом - участие нового собеседника предполагается и приветствуется. Специалист PR должен уметь «открывать» коммуникации для себя и других.

Интерьер помещения создает изначальный коммуникационный контекст (форма стола, размещение за ним участников коммуникации и т.п.). Например, квадратный стол создает или демонстрирует соревновательно-оборонительные отношения, круглый же - настраивает на неформальное общение, на равное участие собеседников в дискуссии. Прямоугольные столы задают распределение властных полномочий: сидящий в торце видит всех, имеет преимущество контроля ситуации и обладает наибольшим влиянием.

Знание невербальных знаков и символов увеличивает эффективность коммуникаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.